Исследования показали, что собаки могут понимать определённые слова, произносимые людьми. Каково максимальное количество слов, которое может запомнить собака? Существуют ли породы с более высоким или низким уровнем интеллекта? Какие факторы влияют на способность к обучению у собак? Об этом рассказала кандидат биологических наук, доцент факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ Анна Фомина.
— Анна Сергеевна, когда мы взаимодействуем с нашими питомцами, мы замечаем, что они реагируют на нашу интонацию. Неужели собаки не понимают самих слов, а лишь приспосабливаются к определенной интонации?
— С этой точки зрения можно рассматривать оба варианта. Собаки в любом случае осознают:
- интонацию,
- паузы между словами,
- тембр голоса,
- ударение в словах,
- различия в мужском и женском голосе,
- частоту звуков,
- высоту звука.
Это, в частности, объясняет некоторую настороженность собак по отношению к детям, поскольку они общаются скорее высоким и быстрым тоном.
Что касается понимания слов, это всё же довольно дискуссивный вопрос. Можно предположить, что собаки способны запоминать определённые слова: их имена, чаще упоминаемые команды и слова, появляющиеся в их жизни наиболее часто. Однако остаётся вопрос о том, насколько хорошо они воспринимают слова, связанные с объектами.
Слова, относящиеся к действиям, собаки воспринимают довольно эффективно, так как главную роль играют интонация и жесты. Если команда сопровождается визуальным сигналом, питомец её запомнит — именно так происходит обучение.
Когда слово ассоциируется с каким-либо предметом, собаки обращают внимание, в первую очередь, на его размер. Если же питомец обучается различать размер предметов, то в его поле зрения затем появляется текстура. На данный момент не совсем ясно, могут ли собаки различать формы объектов.
При изучении слов питомцам проще запомнить те, что имеют положительную эмоциональную окраску. В то время как негативно окрашенные слова могут вызывать сложности в запоминании, позитивные варианты всё-таки запоминаются лучше.
— Каков же реальный объём словарного запаса собак и может ли он увеличиваться на протяжении жизни?
— Объём словаря действительно растёт. Чем более активное взаимодействие происходит между человеком и собакой, тем больше слов она может запомнить. Важно, чтобы обучал питомца один и тот же человек.
Известна собака, которая обучалась в течение нескольких лет по четыре-пять часов в день и выучила порядка тысячи слов. Она связывала эти слова как с предметами, так и с действиями.
Другие собаки, такие как йорки и бордер-колли, принимавшие участие в подобных экспериментах, знали 200-300 слов, но они также проходили интенсивные тренировки. Важным моментом было то, что во время сопоставления слова с предметом собаки уже знали, как звучат эти слова, и имели возможность видеть сами объекты. Если элемент новизны отсутствует, вероятность запоминания увеличивается.
— Влияет ли порода и размер собаки на её умственные способности?
— На когнитивные способности домашних животных значительно воздействует ранняя социализация:
- то, что происходило с питомцем до достижения им 12 недель,
- характер взаимодействия с владельцем,
- уровень обогащённости среды, в которой собака находится,
- частота её присутствия в новыхLocations.
Также немаловажная роль отводится самой породе. Существуют более умные и менее умные породы, однако важно понимать, каким образом собаки обучаются. Если мерить интеллектуальные способности по тому, насколько быстро питомцы запоминают команды, нужно также учитывать их темперамент. Активные собаки скорее всего быстро запомнят команды, но и быстро могут их забыть. Однако есть вероятность, что собака, которая медленнее усваивает команды, запомнит их надолго.
Согласно общему мнению, крупные собаки считаются более умными, чем мелкие. Это может вызывать споры, поскольку к большим собакам чаще проявляется большее внимание, и их часто воспринимают как более значимых, что, соответственно, отражается на их воспитании. В то же время маленькие собаки могут получать много любви, но иногда недостаточно обучения. Из-за этого у таких питомцев часто наблюдается повышенный уровень тревожности, ими бывает сложно управлять, и они могут проявлять плохую реакцию на незнакомцев, других собак и изменения в социальном окружении.
Следует учитывать все аспекты интеллекта животных:
- тревожность,
- способность к адаптации,
- когнитивные навыки,
- социализация.
Кроме того, важным аспектом является метод обучения: использование позитивного подкрепления, таких как похвала или лакомства, может значительно повысить эффективность обучения. Индивидуальный подход к каждому питомцу, учитывающий его характер и предпочтения, может способствовать лучшему усвоению информации. Также стоит отметить, что физическая активность и игры развивают не только физическую, но и умственную составляющую, что положительно сказывается на обучаемости собак.
Эффективные методы дрессировки: шаг за шагом
Используйте позитивное подкрепление, чтобы создать ассоциацию между командой и желаемым поведением. За каждое выполненное действие предлагайте лакомство или похвалу.
Регулярные занятия не превышайте 10-15 минут. Увеличивайте продолжительность постепенно. Четкие и лаконичные команды помогут лучше усваивать информацию.
Приучайте к командам в различных местах. Это способствует адаптации к изменяющимся обстоятельствам и усиливает понимание заданий.
Обязательно включайте элементы игры. Это создаст комфортную атмосферу, а также сделает процесс обучения более увлекательным.
Используйте визуальные сигналы вместе со звуковыми командами. Например, покажите жест рукой при произнесении команды. Это помогает закрепить информацию.
Будьте последовательными в использовании команд и методов. Изменения могут сбивать с толку, замедляя процесс запоминания.
Регулярно повторяйте пройденный материал. Это закладывает основу для закрепления навыков и повышает уверенность.
Отмечайте прогресс, даже незначительный. Позитивное подкрепление за малейшие достижения boosts motivation.
Изучайте индивидуальные особенности. Учитывайте темперамент и предпочтения питомца, чтобы адаптировать подход.
Не пропускайте занятия и избегайте приучения к неуместному поведению. Все это создает базу для будущей успешной коммуникации.