Сегодняшние дети, похоже, задыхаются от переизбытка игрушек. Однако, получив новую забаву, они быстро теряют к ней интерес всего через пару дней. Сколько же на самом деле игрушек нужно для счастья ребенка и какие из них важны? На эти вопросы отвечает детский психолог Анастасия Борщенкова.
По мнению Анастасии, ключевым фактором для развития ребенка является не количество игрушек, а их качество и разнообразие. Игрушки должны способствовать не только развлечению, но и развитию таких навыков, как креативность, логическое мышление и социальные взаимодействия. Например, конструкторы, наборы для ролевых игр и пазлы могут значительно обогащать детский опыт.
Кроме того, стоит обращать внимание на возрастные рекомендации при выборе игрушек. Игрушки, подходящие для определенного возраста, помогают развитию моторики и когнитивных функций. Важно также вовлекать детей в процесс выбора, чтобы они могли чувствовать свою независимость и ответственность за свои игрушки.
Наконец, регулярное обновление коллекции игрушек через обмен с друзьями или donation (передача ненужных игрушек в благотворительность) может положительно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и помочь ему научиться ценить то, что у него есть.
Кого люблю — тому дарю
— Нередко, покупая множество игрушек подряд, взрослые опираются на свои детские воспоминания, когда выбор был значительно скромнее, — отмечает наш специалист. — Бывает также, что родители одаривают детей подарками, чтобы компенсировать недостаток эмоциональной связи. Мол, смотри, я тебя люблю, готов на все ради тебя. Вот, поиграй, а я займусь своими делами.
Мамы и папы часто не в состоянии эмоционально общаться со своими детьми, поскольку в их собственном детстве также не было такого взаимодействия с родителями. Это становится для них привычным способом проявления любви. На самом деле гораздо важнее не количество игрушек, а глубокие отношения, которые были между родителями и детьми в раннем возрасте.
— Раньше дети играли с простыми предметами, такими как камни и палки, но при этом развивали свое воображение. А сейчас у ребенка целый ассортимент игрушек, а интереса нет…
— Современным детям важно уметь играть не только с высокотехнологичными игрушками, но и с простыми материалами. Например, строить песочницу или создавать секретные домики из камушков — это действительно способствует их развитию. Дети обожают прятаться, создавать укрытия, шалаши. Этот процесс очень важен для их психики. В магазинах можно найти готовые раскладывающиеся домики, но гораздо лучше предложить ребенку самому сконструировать подобное сооружение. Это активирует его воображение и развивает пространственное мышление, моторику. Нужно найти способ натянуть плед на стулья и, если он падает, подумать, как его закрепить.
Это не значит, что для детей дошкольного возраста не нужны современные игрушки, когда у их сверстников есть машинки и реалистичные детские телефоны. Наш мир изменился, и дети растут в условиях новых технологий! Тем не менее, если с самого начала маленький ребенок окружен исключительно высокотехнологичными игрушками (например, нажми на кнопочку, и она издает звук), такая среда не будет полностью развивающей. Если помимо этого будет возможность для творчества, это окажет положительное воздействие на развитие ребенка.
Не следует забывать и о роли родителей в игровом процессе. Взаимодействие с детьми во время игры укрепляет эмоциональную связь и позволяет родителям лучше понять их интересы и потребности. Важно играть вместе, задавать вопросы и делиться своими идеями. Это создает пространство для диалога и совместного творчества, что улучшает навыки общения у детей.
Также стоит обратить внимание на активные виды игр, такие как бег, лазанье и прыжки. Они способствуют физическому развитию, а также учат детей teamwork и социализации, когда они играют в группе. Важно быть внимательным к тому, что интересно вашему ребенку, и помогать ему развивать здоровое отношение к игре и взаимодействию с окружающим миром.
Если без планшета никак
— В современном мире наблюдается перекос в сторону развивающих игрушек, которые часто представляют собой дорогостоящие деревяшки, — говорит психолог. — Необходим баланс. Если ребенка окружают лишь «творческие» игрушки, ему не хватает стабильности. Дети нуждаются в определенных персонажах из сказок или мультфильмов, понятных кукол, с которыми легко играть. Если у малыша окажутся только безликие тряпичные игрушки, на кого будет опираться его эмоциональный мир.
— С какого же возраста можно позволять детям использовать гаджеты?
— Если мне, как маме, нужно 15 минут, чтобы принять душ и немного отдохнуть, в это время может подойти гаджет для развлечения ребенка. Важно, чтобы мама была в хорошем состоянии и ощущала себя комфортно. Но следует помнить, что игры, не соответствующие возрасту, могут вызвать чрезмерную активность у ребенка. У малышей трех-четырех лет еще только начинают формироваться эмоциональные навыки, и они не в состоянии контролировать свои внутренние импульсы. Есть дети более спокойные, которым мультики не принесут вреда, а есть те, кого не стоит вознаграждать дополнительными стимулами. То же касается и телевидения, и чрезмерной стимуляции в целом. Некоторые дети не могут уснуть, если за день видели много людей из-за перевозбуждения. Важно не обманывать себя: если я даю ребенку планшет в полтора года, это не ради его развития, а скорее чтобы освободить немного времени для себя. Это не совсем полезно, но такой вариант существует, особенно когда очень устаешь.
— Следует отметить, что время, проведенное за экраном, следует ограничивать. Всемирная организация здравоохранения рекомендует, чтобы дети младше двух лет не проводили время перед экраном вообще, кроме видеозвонков с близкими. Для детей от двух до четырех лет время использования гаджетов не должно превышать одного часа в день. Важно также контролировать содержание, которое они потребляют: лучше отдавать предпочтение обучающему контенту, который способствует развитию, а не просто развлекательным программам.
— Кроме того, если ребенок регулярно использует гаджеты, стоит предусмотреть перерывы для активных игр на свежем воздухе. Это поможет не только улучшить физическую активность, но и развить социальные навыки в общении с окружающими. Важно поддерживать разнообразие в играх и занятиях, чтобы ребенок мог познавать мир через разные формы взаимодействия, а не только через технологии.
Научиться хотеть — значит понять себя
— Если родитель не знает другого способа выразить любовь, стоит ли просто отдать игрушки? Может, так и будет лучше?
— В таком случае ребенок будет воспринимать эту форму любви и получения эмоциональной поддержки как норму. Но возникает вопрос: что будет с ним во взрослом возрасте? Последствия могут быть разные, например, когда он начнет чрезмерно тратить и скупать все подряд.
Кроме того, для взрослого важно осознавать свои внутренние потребности и желания. Это позволяет строить свою жизнь, а не плыть по течению. Этот процесс начинается в детстве, когда ребенок учится понимать свои истинные желания. Для него важна работа по выделению: «Хочу ли я это или что-то другое?»
Таким образом формируется его индивидуальность: «Я та девочка, которая мечтает о кукле именно в этом платье». Но если эту куклу покупают сразу, у него отсутствует возможность для внутренней психической работы и предвосхищения. Время ожидания игрушки имеет огромное значение для построения отношений во взрослой жизни.
В процессе ожидания у ребенка формируется способность терпеть, развиваются навыки планирования и осознания ценности желаемого. Он учится различать мимолетные желания и настоящие потребности. Это также способствует развитию креативности – ребенок может представить, как будет играть с куклой, разрабатывать сценки и истории, что развивает его фантазию.
В дальнейшем, по мере взросления, умение ожидать и размышлять о своих желаниях станет важным в отношениях и принятых решениях. Взрослые, которые понимают свои желания, менее подвержены импульсивным поступкам, более осознанно подходят к выбору компаньонов, карьеры и стиля жизни.
Подводя итог, стоит помнить, что настоящая любовь к ребенку заключается не в удовлетворении всех его потребностей тут и сейчас, а в помощи ему научиться осознавать свои желания, терпеть и ждать, что в будущем станет основой для его успешной и гармоничной жизни.
Вопрос – ребром: Так сколько надо?
На этот вопрос нет однозначного ответа среди специалистов. Невозможно сказать: «Купите по две погремушки, по два кубика и пять машинок — и будет достаточно». У ребенка всегда разные интересы и потребности. Но если детских психологов прижать к стене и задать уточняющие вопросы, они могут предложить ориентировочные цифры. Для детей до трех лет игрушки каждого типа должны составлять 1-2 штуки, не больше (то есть: максимум две погремушки, две куклы и две машинки и т.д.). При этом одновременно в поле зрения малыша не должно быть более 15 игрушек. Все, что превышает эту норму, должно быть убрано, и вместо игрушек, которые уже исчезли из игры, лучше достать что-то новое.
Обратите внимание: количество учитывается только в тот момент, когда они могут быть видны ребенку. Это касается и специальных комплектов для ванны, и уличных игрушек.
Что же делать с конструкторами, состоящими из множества деталей? Во-первых, для малышей они должны содержать крупные элементы. Во-вторых, их нужно хранить в коробке, выдвижном ящике или мешке, доставать на время игры и затем снова убирать. Не покупайте конструктора «на вырост». Каждый конструктор считается как одна единица. И правило «не более двух» к этому также относится.
Рейтинг КП
Родители на форумах рассказывают, как справляются с игрушечным изобилием
Евгения:
— У нас с ребенком есть соглашение: я покупаю ему одну игрушку, какую он выберет. Только в день зарплаты. Сын понимает, что деньги не растут на деревьях, и что их нужно зарабатывать. У него появляется возможность обдумать, что именно он хочет.
Иришка:
— Мой сын 7 лет, а дочке 1,7. Я бы утонула в игрушках, особенно учитывая разницу в полах, но благодаря системе нам удается справляться. Я разделила игрушки на четыре части: три я убрала на антресоли. В течение двух недель они играют с оставшимися, а затем упаковку с игрушками из антресоли меняю на другую — и у них появляются «новые» куколки и машинки!
Мама_Вики:
— Если дочь хочет новую игрушку, покупаю, но она должна отдать одну старую. Мы можем отнести ее в детский сад или оставить на площадке — для тех, кто нуждается больше.
Артур:
— У меня два сына 7 и 9 лет. Начал давать им карманные деньги с 5 лет, чтобы они сами могли копить на игрушки. Они могут немного подзаработать, помогая мне или матери. Пусть учатся обращению с деньгами и осознают, что все имеет свою цену.