Многочисленные исследования подтверждают: развитие музыкальных навыков положительно сказывается на изучении языков.
Одно из исследовательских работ по этому вопросу было опубликовано в журнале Brain Sciences (1). В эксперименте участвовали 35 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Им предстояло запомнить и воспроизвести несколько фраз на четырех иностранных языках: турецком, тагальском (язык Филиппин), русском и китайском. Также у детей тестировались музыкальные способности. Результаты показали, что те, кто рос в музыкальной обстановке, лучше справлялись с воспроизведением незнакомых языковых выражений.
Итальянская группа исследователей провела аналогичное испытание, но уже с учениками школьного возраста (2). Они проанализировали несколько групп, в одной из которых занятия музыкой проводились два раза в неделю, а в другой — шесть. В результате оказалось, что у тех, кто более активно занимался музыкой, наблюдались лучшие успехи в изучении английского и французского языков.
В Германии исследовали влияние музыки на изучение языка у детей-мигрантов, применяя песни в рамках обучения (3). После всего лишь трех занятий по 40 минут, на которых дети выучили две песни на немецком языке, их языковые навыки значительно улучшились, включая грамматические аспекты. В ходе тестирования экзаменаторы попросили вспоминать слова из песен. При обработке результатов было отмечено, что те, кто во время экзамена напевал мелодию, смогли вспомнить больше слов, чем остальные.
Дополнительно, слушание определенных музыкальных стилей, таких как классическая музыка, способствует улучшению концентрации и памяти у детей. Исследования показывают, что звуковые паттерны и ритмы классической музыки, например, произведения Моцарта, могут стимулировать когнитивные функции. Кроме того, занятия музыкой развивают не только языковые способности, но и эмоциональный интеллект, что является важным аспектом в социальном взаимодействии детей.
Важно также разнообразие музыкального контента. Слушание различных жанров — фольклора, джаза, поп-музыки и даже мировой музыки — помогает детям формировать более широкое мировосприятие и развивает их музыкальный вкус. Поэтому родителям рекомендуется включать в повседневную жизнь детей различные виды музыки, чтобы создать богатую и вдохновляющую музыкальную среду.
У музыкантов по-другому работает мозг
Изучение языка имеет много общего с процессом запоминания музыкальной мелодии. Более того, у детей с развитыми музыкальными способностями произношение зачастую лучше, поскольку они более восприимчивы к звуковым особенностям разных тонов и тембров. И язык, и музыка опираются на свои правила, с помощью которых объединяются слова и ноты. Музыкальные упражнения способствуют развитию мозга и даже улучшают грамотность.
Согласно данным, полученным с помощью магнитно-резонансной томографии, у музыкантов активируется левое полушарие мозга, которое отвечает за речевые процессы. Исследования показывают, что регулярная практика музыки может улучшать когнитивные функции, такие как память, внимание и способность к обучению. Музыканты способны более эффективно переключаться между задачами и быстрее обрабатывать информацию. Более того, участие в музыкальных группах и ансамблях развивает навыки командной работы и коммуникации, что также положительно влияет на социальные навыки и эмоциональное восприятие.»
Звуки воздействуют на нас не только эмоционально, но и физически
Разные ритмы могут вызывать разнообразные ощущения: от одних возникает прилив энергии и улучшение настроения, от других — расслабление и спокойствие. Сергей Шушарджан, доктор медицинских наук и основатель научной музыкальной терапии в России, разработал программы музыкальной терапии для регулирования эмоционального состояния человека. Какую музыку же стоит слушать детям? Вот некоторые произведения, которые были отобраны и протестированы. Кроме того, научные исследования показывают, что классическая музыка, например, произведения Моцарта и Бетховена, могут благоприятно влиять на развитие когнитивных навыков у детей. Также стоит обратить внимание на звуки природы, такие как пение птиц или шум моря, которые помогают создать спокойную и комфортную атмосферу для отдыха и сна. Музыкальные произведения с медленным темпом, такие как «Соната для фортепиано № 14» Бетховена, также могут быть полезны для успокоения и снятия стресса. При выборе музыки для детей важно учитывать их возраст и индивидуальные предпочтения, чтобы создать максимально положительные эмоции и способствовать гармоничному развитию.
Как выбрать подходящую музыку для разных возрастных групп
Для младенцев и детей до трех лет выбирайте спокойные мелодии. Музыка с мягким ритмом и простыми звуками, такие как колыбельные, способствует развитию слуха и успокаивает. Замечательные выборы – классическая музыка или музыкальные сборники для малышей.
Дети от трех до шести лет оценят песни с простыми текстами и карнавальным настроением. Используйте детские хит-альбомы с веселыми мелодиями. Песни с элементами участия, где дети могут подпевать или выполнять движения, хорошо подойдут для этой возрастной группы.
Для детей от шести до двенадцати лет интересуйте актуальными направлениями, такими как поп, рок, или жанры мультфильмов. Также стоит обращать внимание на музыкальные произведения, которые побуждают к творчеству, например, через использование инструментов или создание собственных ритмов.
Подростки, от тринадцати до восемнадцати лет, могут исследовать разнообразные жанры. Давайте им возможность попробовать разные музыкальные стили, чтобы они нашли то, что нравится. Поддержите их интерес к музыке, делая акцент на новые направления, актуальные на молодежных платформах.