Орловские рысаки, официально известные как орловская рысистая порода, являются самым древним представителем отечественного коневодства. Несмотря на это, сейчас они переживают новую волну популярности — во всем мире к ним проявляется огромный интерес. И это не случайно.
Уникальность этой породы заключается в том, что ни одна другая лошадь в мире не обладает врожденной способностью к быстрой рыси, которая достигается у других лошадей лишь благодаря длительным тренировкам. Кроме того, орловцы славятся своей универсальностью: они могут служить в кавалерии, участвовать в соревнованиях, работать в упряжке, а также быть тяжеловозами (например, использоваться для конной артиллерии).
Эти лошади прекрасно адаптированы к разнообразным условиям — будь то горы, степи, леса, тундра или пустыня. В XIX веке орловцы принимали участие в научных экспедициях, проходивших в арктических и среднеазиатских регионах. Кроме того, они входят в число самых быстрых бегунов на планете — именно орловцы установили множество рекордов на дистанции 1600 метров.
Создателем данной породы считается граф Алексей Орлов-Чесменский (1737-1808), видный политик и общественный деятель времен Екатерины II. Устав от дворовых интриг, он в 1775 году ушел в отставку и полностью сосредоточился на племенной работе. Как знаток лошадей, Алексей Григорьевич в своих поездках по Европе и Азии приобретал ценных представителей различных пород лошадей, особенно ценя арабских скакунов, мечтая создать российский аналог этих великолепных животных.
Многие полагают, что история орловского рысака началась в 1776 году, когда гроф ввез в Россию знаменитого арабского жеребца по имени Сметанка. Однако это не совсем так. Сметанка провел на графском заводе менее года — климат оказался для него некомфортным. Тем не менее, он оставил след в истории, подарив жизнь четырем сыновьям и одной дочери, все из которых родились в 1778 году. Один из его сыновей, Полкан (потомок Сметанки и безымянной буланой кобылы датской породы), стал предком орловцев. Хотя он отличался эффектным внешним видом, его большие размеры и медлительность, а также недостаточные качества аллюров, не способствовали созданию идеального представителя породы.
Граф задумался о том, какие качества должна иметь новая порода. По его замыслу, орловцы должны были быть крупными, привлекательными, гармонично сложенными, с хорошими характеристиками как в седле, так и в упряжке, а также умиливать зрителей на парадах и оставаться эффективными в бою. Эти лошади должны были отличаться высокой выносливостью, чтобы выдерживать суровые климатические условия России и преодолевать дальние расстояния по плохим дорогам.
Однако больше всего Алексей Григорьевич, будучи генералом кавалерии, желал создать лошадей, которые бы обладали резвой и четкой рысью, что позволяло бы им не уставать долгое время и легко передвигаться, обеспечивая комфорт в экипаже. В те времена резвых на рыси лошадей было катастрофически мало, и они стоили баснословные деньги. Не существовало пород, способных показывать лёгкую и устойчивую рысь.
Для достижения своих целей Орлов начал эксперименты по скрещиванию потомков Сметанки с представителями европейских верховых пород. Наиболее успешным оказался гибрид фризской кобылы (опять же безымянной — как ни странно, в истории кобыл не везло) и Полкана. Их жеребята, родившиеся в 1784 году, подарили миру «отца» современных орловцев — грациозного серого жеребца Барса в яблоках.
Барс стал основателем новой породы. Из одиннадцати его сыновей, которые использовались в графском конном заводе Хреновском, особенно выделялись Лебедь I и Любезный I, которые были потомками арабо-мекленбургских кобыл. Все современные орловские рысаки могут быть прослежены от этих жеребцов.
Таким образом, порода была создана, но оставалось закрепить её характеристики, чем занялся крепостной графа, ставший «крестным отцом» орловцев, Василий Иванович Шишкин. Благодаря усилиям этого талантливого селекционера-любителя, орловцы стали настоящими рысаками. Он разработал и внедрил уникальную систему испытаний для отбора лошадей с самыми высокими показателями по рыси. К сожалению, у него не было привычки вести записи, как делают современные селекционеры, и поэтому сейчас невозможно повторить его эксперименты.
Тем не менее, данная система отбора оказалась весьма успешной, и результаты превзошли все ожидания. Всего через пятьдесят лет после рождения Барса, в 1836 году гнедой орловец Бычок, один из лучших «воспитанников» Шишкина, пробежал на Московском ипподроме дистанцию в 3 версты (или 3200 м) за рекордные 5 минут 45 секунд, что на тот момент стало мировым достижением. С тех пор орловские рысаки утвердили за собой репутацию самых быстрых лошадей в мире.
К этому времени орловцы начали разводиться и на других конных заводах, а к середине века популярность породы охватила многие регионы России. Вследствие этого, рысистый спорт начал активно развиваться как в России, так и в Европе, куда национальные лошади начали вывозить в 1850-1860-х годах. До 1870-х годов орловцы на протяжении долгого времени были лидерами среди легкоупряжных пород, их активно использовали для улучшения местного конского поголовья и экспортировали в страны Западной Европы и США.
Тем не менее, к тому времени начали проявляться некоторые недостатки орловцев. Одна из основных проблем заключалась в том, что порода сохраняла свои свойства только при чистом разведении, то есть представители орловцев могли скрещиваться лишь между собой без ущерба для качества. Любая попытка внести «свежую кровь» завершалась неудачей — потомство таких скрещиваний не соответствовало требованиям орловцев.
Таким образом, сложилась ситуация, в которой порода могла выживать исключительно благодаря собственным ресурсам. Для этого необходимо было большое количество наследственных линий, но, к сожалению, это условие не всегда выполнялось.
Например, к концу XIX века, когда орловцы начали проигрывать скачки American Standardbred, многие заводчики разочаровались в орловцах и вместо того, чтобы улучшать их беговые качества, прекратили их разведение. Это привело к резкому снижению численности производителей и почти вызвало вырождение породы.
Схожая ситуация произошла после Гражданской войны, когда всех лошадей, включая орловцев, «мобилизовывали» для службы в армии. Значительная часть этих животных не вернулась к своему прежнему образу жизни, а среди оставшихся многие оказались непригодны для размножения. Лишь к середине 30-х годов учёные смогли восстановить численность лошадей до уровня, необходимого для существования породы.
Следующий резкий спад в численности орловских рысаков произошел в 1990-х годах на фоне общего ухудшения экономической ситуации в России. К 1997 году количество орловских кобыл снизилось до критического уровня в 800 особей (при этом для нормального развития породы необходимо минимум 1000 кобыл). Некоторые конные заводы были настолько разорены, что животные в них умирали от голода или отправлялись на убой. После распада СССР частные коневладельцы не хотели заниматься разведением национальной породы, отдавая предпочтение более экономически выгодным американским или русским рысакам. Призовые суммы за скачки для орловских рысаков, даже на Московском ипподроме, были крайне малы, не говоря уже о провинции.
На защиту орловского рысака восстали специалисты и энтузиасты из различных регионов России, включая Ассоциацию рысистого коневодства «Содружество», состоящую из любителей и специалистов по рысистым породам из нескольких стран СНГ. С помощью «Содружества» были установлены связи с Французской рысистой ассоциацией, которая оказала значительную научную и финансовую поддержку для программы спасения орловцев.
Процесс начался с популяризации орловских рысаках в России и других странах, а также реализации комплексных мероприятий по восстановлению численности этой породы. К примеру, на Московском ипподроме была введена обязательная надбавка к призовым суммам для всех заездов орловских рысаках, после чего увеличился объем участников ипподрона в различных возрастных категориях. Похожие меры были реализованы и на Раменском ипподроме.
Со временем поддержка орловского рысака распространилась на многие региональные ипподромы России — Саратовский, Казанский, Новосибирский, Пермский и другие. Кроме того, начали появляться частные конные заводы, которые занимались разведением орловского рысака, и одновременно значительно улучшились тренировки и уход за этими лошадьми.
Благодаря этим усилиям орловцы, пережившие замедление в своих показателях в кризисные 1990-е, вновь начали устанавливать рекорды.
Недавние исследования показали, что орловские рысаки превосходят многих современных конкурентов по показателям скорости и выносливости, что открывает новые возможности для их участия в международных соревнованиях. Появление новых методов тренировки, методов восстановления после нагрузок и оптимизации рациона питания значительно повышает физические показатели лошадей, а новейшие технологии селекции позволяют улучшить генетические качества породы.
Тем не менее, хотя кризисная ситуация, кажется, осталась позади, и наблюдается медленный рост численности орловских рысаков, для спасения породы от полного исчезновения потребуются еще немалые усилия в течение следующих лет. Но я верю, что на этот раз порода будет спасена, и наши потомки смогут увидеть, как орловцы вновь завоюют статус чемпионов мира. А некоторые из них, возможно, смогут ближе познакомиться с этими удивительными лошадьми.
Ведь орловцы хороши не только на ипподроме. Они также являются замечательными племенными «улучшателями» (оказывающими на конское поголовье страны большее влияние, чем все остальные породы вместе), незаменимыми в фермерском хозяйстве, отличными партнерами в конном спорте, туризме, прокате, для конной милиции, в цирке и других сферах. В последнее время также наблюдается значительный спрос на орловского рысака за пределами страны для использования в драйвинге.