· ·

Ребенок не говорит в 3 года

Ребенок не говорит в 3 года

Процесс формирования речи у детей является длительным и сложным. Некоторые малыши развиваются без особых трудностей, в то время как другие нуждаются в дополнительной поддержке. В данной статье мы рассмотрим, что делать, если ваш трехлетний ребенок не говорит. Здесь вы найдете ценные советы от специалистов — логопедов и психологов.

Ребенок не говорит в 3 года. Фото: shutterstock.com

Обеспокоенность по поводу речевых навыков возникает у родителей детей разных возрастов. Если трехлетний ребенок не может выражать себя — задавать вопросы, делиться мнениями, это может приводить к его замкнутости и раздражительности.

Давайте выясним, что может быть причиной задержек в развитии речи, как родители могут помочь своим детям и к каким специалистам стоит обратиться.

Что нужно знать о речевом аппарате трехлетнего ребенка

Какие звуки произносит Дети должны уметь произносить почти все звуки, за исключением более сложных, таких как «р», «л», свистящих («с», «з», «ц») и шипящих («ш», «ж», «ч», «щ»).
Словарный запас Должен составлять от 800 до 1000 слов.
Употребление грамматических форм Дети способны изменять существительные по падежам и числам, а глаголы — по родам, временам, лицам и числам, используют местоимения, прилагательные и предлоги.
Учится закономерностям словообразования Например, по образцу слова «котик» ребенок может сказать «коровик» (от слова «корова»).
Особенности речи Малыш умеет строить фразы и говорит достаточно связно. Он может запоминать и пересказывать сказки. В его речи появляются обобщающие слова для категорий предметов, таких как «мебель», «посуда», «одежда» и т. д.

Ребенок совсем не говорит в 3 года

Критическими для формирования речевых навыков считаются сроки с 1 до 4-5 лет, когда устанавливаются устойчивые связи между речевыми центрами мозга.

Дети, которые не начинают говорить в три года, обычно уже имели задержки в речевом развитии ранее. В младенчестве такие дети могут слабо гулить и лепетать, не показывают интерес к имитации речи в год и не реагируют на обращения. Если они хотят привлечь к себе внимание, это выражается в плаче. К двум годам не наблюдается увеличения активного и пассивного словарного запаса.

Интересно, что мальчики, как правило, начинают говорить позже, чем девочки (1). Это связано с более медленным развитием их левого полушария, отвечающего за речевую активность (2).

Есть определенные моменты, которые должны насторожить родителей:

  • Малыш не задает вопросов и не просит о помощи;
  • Лексикон ограничен, и он не может назвать знакомые объекты;
  • Не отвечает на простейшие вопросы;
  • Речь трудна для понимания, требует жестов для пояснения;
  • Трехлетний ребенок стремится повторять услышанное (3);
  • Есть нарушения motoriki и поведения: трудности с равновесием и координацией во время ходьбы и бега;
  • Недостаточно развита мелкая моторика;
  • Малыш не может сосредоточиться;
  • Наблюдаются проявления гиперактивности или замедленности.

Специалисты полагают, что отсутствие простых фраз к трём годам может указывать на задержку речевого развития (4).

Важно в первую очередь определить, понимает ли ребенок слова, которые ему говорят (5). После этого нужно обратиться к специалисту.

Читайте также

Причины задержки речевого развития

  1. Неврологические проблемы
  • Негативная наследственность;
  • Травмы головы, включая сотрясения;
  • Предшествующие воспалительные заболевания мозга;
  • Воспаления среднего и внутреннего уха;
  • Лекарства, влияющие на слуховой нерв;
  • Аномалии челюсти и зубов из-за травм или вредной привычки сосания пальца;
  • Нарушения речи у родителей;
  • Снижение слуха;
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Трудности в дифференциации звуков — ребенок хорошо слышит, но путает звуки, например «с» и «ш», произнося их одинаково;
  • Анатомические недостатки в области челюстей и зубов, расщелины, короткая уздечка языка;
  • Недостаточная подвижность артикуляционных органов;
  • Речь взрослых неясна для ребенка — слишком быстрая или с ошибками, что затрудняет восприятие звуков;
  • Билингвальная среда — постоянное смешение различных звуковых образцов;
  • Недостаточное внимание родителей к развитию речи крохи;
  • Родители используют «детский» язык, что не дает ребёнку ориентиров для подражания;
  • Долгое общение с сверстниками, некорректно говорящими;
  • Психологические стрессы (9).

Ребенок не говорит в 3 года предложениями

Иногда ребенок начинает говорить, но останавливается на первых словах. Лексикон пополняется крайне медленно, речь звучит как лепет и не всегда ясна окружающим. Он обогащает свой словарный запас в основном существительными. Глаголы могут полностью отсутствовать, что приводит к отсутствию связного общения. Например, он может сказать: «Оля суп тарелка», когда правильнее было бы: «Оля ест суп из тарелки». У таких детей часто наблюдается задержка в формировании целых предложений, так как для этого необходимы глаголы.

Существуют случаи, когда глаголы присутствуют, но не согласуются с остальными словами. Фразы могут состоять из 1-3 слов, и содержать только существительные и глаголы. Такую речь называют «телеграфной».

Все это свидетельствует о значительных сложностях в усвоении грамматических норм языка (10).

Лечение задержки речевого развития

Если ребенок не соответствует возрастным стандартам, необходимо обратиться к врачу: педиатру, неврологу, отоларингологу, детскому психиатру, логопеду, психологу. Именно на ранних этапах жизни трудности в речи легче поддаются коррекции (11). Важно понимать, что задержка речевого развития не является диагнозом. Важен поиск причины, мешающей ребенку говорить.

В отдельных случаях может быть рекомендован комплекс медикаментов. Они способствуют улучшению питания нейронов мозга и стимулируют работу речевых центров.

Важно!

Назначением медикаментов должен заниматься только врач.

Для детей с повышенной возбудимостью или тревожностью специалист может назначить успокаивающие фитопрепараты на основе валерианы, пустырника, шалфея, боярышника, мяты, мелиссы, хмеля и корня пиона.

При выраженной заторможенности используются растительные стимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы: экстракты элеутерококка, женьшеня, лимонника и родиолы розовой.

В случаях выраженной невнимательности, специалисты могут назначить биотики (глицин, биотредин). В некоторых ситуациях применяют ноотропы, которые влияют на обмен веществ в нейронах и механизмы нервных окончаний и нейропластичности (12).

Помимо медикаментов, могут быть использованы следующие методы:

  • Микротоковая терапия;
  • Фототерапия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Массаж;
  • Занятия с нейропсихологом;
  • Прогулки и физические упражнения на свежем воздухе.

Логопеды и дефектологи также применяют свои методики, среди которых можно выделить:

  • Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для корректного использования языка, губ и легких в процессе произношения;
  • Установка звуков;
  • Развитие звукоподражания и словоподражания;
  • Логоритмика — комплекс упражнений, который сочетает музыкальные, двигательные элементы и слова.

На будущее

Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях

Многое из того, что способствует развитию речи ребенка, родители могут сделать и без помощи специалистов. Для этого не требуются ни специальные инструменты, ни особые навыки.

Чем можно заняться дома

  • Читайте своему ребенку каждый день.
    Это помогает ему запоминать новые слова. Обсуждайте с ним картинки и события в книге или сказке. Дети, которым читается хотя бы одна книга в день, впитывают почти 80 000 слов за год.
  • Регулярно общайтесь с малышом.
    Старайтесь поддерживать диалог в различных повседневных ситуациях. Это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Например, когда вы моете руки, смотрите альбом с фотографиями, играете или идете в магазин, постоянно комментируйте происходящее. Во время прогулки можно обсудить окружающее: «Смотри, какая сегодня замечательная погода! Солнце светит. Что это растет рядом? Цветочек. Какого он цвета? Желтого. Покажи мне еще цветочек. Здесь много цветов!» и т.д.
  • Способствуйте развитию мелкой моторики у ребенка.
    Работа рук способствует активации речевого центра в мозге. Делайте упражнения и массаж для пальцев, предлагайте игры с песком или крупами, лепите из теста и пластилина, изучайте разнообразные фактуры (гладкие, шершавые, мягкие) и собирайте конструктор.
  • Играйте — это наиболее эффективный способ обучить ребенка чему-либо (13).

Продолжение следует

Как проводить занятия

  • Все показывайте — ребенок учится, подражая взрослым. Вместо долгих объяснений, лучше показать пару раз.
  • Озвучивайте свои действия. Общение с ребенком, который еще не говорит, может быть сложно. Родители должны говорить простыми фразами, легко и понятно. При этом лучше, чтобы малыш видел, как вы говорите. Не требуйте от него: «Скажи!», «Повтори!».
  • Часто повторяйте пройденный материал.
  • Перейдите «от простого к сложному».
  • Не перегружайте ребенка. Пусть время игры составляет от 5 до 20 минут. Если видите усталость ребенка, лучше завершить занятия.
  • Поощряйте ребенка применять новые навыки в реальной жизни, так как маленькие дети иногда действуют в соответствии с привычками.
  • Отмечайте достижения ребенка, даже самые незначительные, с похвалой.

Игры для обучения

  1. Игры, основанные на имитации звуков

Развиваем произношение слогов: му-му, ав-ав, мяу, бом-бом, ду-ду, динь-динь, би-би, ту-ту. Например, читаем стихотворение и предлагаем поиграть с машинками: «Би-би-би», — издает звук машина. — «Не уеду без топлива!»

Прогуливаясь по комнате, можем изображать водителя, поворачивая руль и сигналя: «Би-би! Освободите проезд!»

Также можно играть в аналогичные игры: Самолет. Изучаем звук «у-у-у». Паровоз. Слоги – «ту-ту».

Начинайте с простых звуков: «а», «о», «э», «п», «б», «м», затем двигайтесь к «и», «ы», «у», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й».

  1. Игры, способствующие развитию дыхательных навыков

Правильное дыхание — это основа для четкого произношения. Сначала вдохните, как будто надуваете шарик, затем медленно выдыхайте через рот, не сжимая губы. Можно зажать нос ребенка пальцами, чтобы он почувствовал, как выходит воздух.

Дыхательные упражнения должны быть короткими, чтобы избежать головокружения.

  1. Стихи с элементами «договаривания»

Когда ребенок начинает осваивать слоги, можно вводить простые слова: мама, папа, дай, на, киса, утя. Затем учим его произносить короткие фразы (Где ложка? Там мяч. Вот зайка. Петя — хороший мальчик). И только потом переходим к стихам.

Эффективный метод — предложить ребенку закончить фразы. Например, мама говорит: «У оленя дом большой…». Малыш завершает: «Ой-ой-ой!». Далее мама: «Не пройти дом стороной». Ответ ребенка: «Ой-ой-ой!».

Отзывы логопедов о речи трехлетнего ребенка

Важно знать о речевом развитии детей, говорит Юлия Вафина, логопед «Детской клиники Медси на Пироговской»:

– Ребенок в три года — это настоящий «моторчик». Им тяжело оставаться на месте, они быстро переключаются с одного занятия на другое, так как в этом возрасте внимание развито еще не полностью. В то же время трехлетки становятся более независимыми, могут отстаивать свои интересы и продолжают улучшать свои коммуникативные навыки. Индивидуальный темп формирования речи зависит как от биологических факторов, так и от социального окружения, поэтому нормы речевого развития могут варьироваться.

К этому возрасту дети обычно умеют:

  • называть свое имя, употреблять «я», осознавать свой пол и возраст;
  • знают имена родителей, бабушек и дедушек;
  • обладают словарным запасом от 800 до 1000 слов;
  • говорят как громко, так и тихо;
  • классифицируют предметы: тарелка и чашка — это посуда; шорты и футболка — это одежда и т. д.;
  • описывают свойства вещей: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный;
  • обозревают действия людей и животных: тетя идет, кошка сидит, мальчик бежит;
  • повторяют услышанное, пересказывают мультфильмы или сказки;
  • восприятие образов и описание увиденного;
  • используют речь для объяснений и размышлений;
  • задают вопросы, проявляя любознательность.

Тем не менее, речь трехлетнего ребенка еще не идеальна: он может испытывать трудности с образованием множественных форм существительных, произношением свистящих и шипящих звуков, а также делать ошибки в согласовании прилагательных с существительными.

Своим мнением поделилась Татьяна Ивойлова, детский клинический психолог «Детской клиники Медси на Пироговской»:

— Освоение речи — это ключевой аспект развития ребенка. Оно помогает формировать понимание, планирование и контроль поведения, взаимодействовать с окружающими и участвовать в коллективной деятельности. Проблемы с речью могут негативно сказаться на психическом развитии, поведении и деятельности ребенка, а серьезные расстройства могут замедлить развитие высших познавательных функций. Особенно опасно задержание речевого развития в первые 3 года жизни — порой это не удается компенсировать в будущем. Однако обучение родному языку не только улучшает речевые навыки, но и способствует развитию интеллекта и эмоционального состояния ребенка, подготавливая его к обучению в школе.

Задержка речевого развития может быть вызвана как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние проблемы могут быть связаны с особенностями внутриутробного развития или травмами в раннем возрасте, а внешние факторы — со стилем воспитания и общими условиями в семье. Например, чрезмерная опека может уменьшить желание говорить, тогда как попустительский подход в воспитании или чрезмерное воздействие электронных устройств могут мешать нормальному речевому развитию.

Речевое развитие — это фундаментальное направление общего развития ребенка, и необходимо применять всевозможные методы для заботы о нем, чтобы обеспечить малышу успешное будущее.

На заметку

Популярные вопросы и ответы

Нередко родители, прежде чем обратиться к специалисту, сами пытаются найти сведения о речевом развитии. Ответим на распространенные вопросы.

Когда стоит обратиться к логопеду, если ребенку 3 года и он не говорит?

Мнение логопеда Юлии Вафиной:

— К специалисту следует обращаться, если ребенок не может произносить не только фразы, но и отдельные слова. Если речь остается на уровне лепета, и ее трудно понять, как будто у него «каша во рту». Не наблюдается согласования частей речи, целые группы звуков произносятся неправильно, предлоги отсутствуют или используются неверно.

Развитие речи тесно связано с психомоторными навыками. Если родители замечают некоординированные движения, трудности с балансом или заметное отставание в развитии мелкой моторики, это также может стать причиной для обращения к логопеду.

Родители могут самостоятельно оценить, есть ли у ребенка задержка в речевом развитии. Для этого следует проверить следующие показатели:

• сохраняет ли ребенок равновесие при ходьбе и беге;
• перешагивает ли через препятствия;
• умеет ли лазить;
• может ли застегивать пуговицы;
• способен ли выполнять точные движения руками;
• сформирован ли указательный жест;
• проявляет ли интерес к родителям;
• как поддерживает визуальный контакт во время общения;
• как ребенок взаимодействует с ровесниками, как общается с ними;
• насколько развиты навыки самообслуживания;
• есть ли у ребенка предпочтения в еде.

Ключевым моментом для диагностики речевого развития является понимание ребенком речи. Для этого родители могут попросить ребенка:

• показать части тела у себя и у игрушек;
• указать на сюжетных картинках действия героев, например: «Кто бежит, кто спит, кто поливает цветы?»;
• выполнить двухступенчатые инструкции, например: «Возьми из коробки кубики и построй башню. Положи красный кубик сверху зеленого».
• выполнить действия, демонстрирующие понимание использования предметов, например: «Покажи, чем ты ешь, чем чистишь зубы».

Если ваш трехлетний ребенок не говорит, или наблюдаются отклонения в развитии речи и моторики, стоит обратиться к специалисту для консультации и пройти необходимое обследование.

Дополняет детский психолог Татьяна Ивойлова:

— Если родители указывают на проблемы с речевым развитием, часто это лишь видимая часть проблемы, и логопед — не единственный специалист для обращения за помощью. Следующий план действий:

1. Консультация у детского невролога и психиатра, которые проведут обследование и сделают выводы о наличии органических повреждений, требующих лечения, в том числе медикаментозного.

2. Оценка уровня высших психических функций детским психологом или нейропсихологом: внимание, память, мышление, восприятие, речь.

3. Логопед на основании своих наблюдений и выводов вышеупомянутых специалистов формирует заключение, что станет основой для разработки индивидуальной программы по развитию речи.

В будущем работа по улучшению речи ребенка будет более эффективной при совместных усилиях логопеда и психолога. Последний применяет специальные методики и программы для коррекции речи и базовых функций психической активности. Если родители строго придерживаются рекомендаций узких специалистов, успех обеспечен, как показывает практика. Не стоит ждать, что «все само собой пройдет» или надеяться на мнение других, утверждающих, что такая ситуация у всех происходит без последствий.

Проблема требует комплексного подхода и желательно начинать решать ее как можно раньше.

Насколько активным должен быть ребенок в речи в 3 года?

В норме к этому возрасту ребенок формирует предложения из трех и более слов и начинает использовать сложные предложения. Ребёнок постоянно говорит, часто задает вопросы «почему?» и «когда?», активно применяет различные части речи, предлоги и союзы.

— Этапы речевого развития у детей early childhood делятся на две основные фазы. Подготовительный этап проходит с момента рождения до достижения одним годом: на этом этапе родители могут слышать от малыша различные звуки, такие как гуление, свирель, лепет и изменения в мелодии лепета. На второй год жизни приходится наиболее важный период формирования речи. В это время у ребенка улучшается понимание речи, и зарождается самостоятельная речь. Ребенок начинает сопровождать свои слова жестами и мимикой, — рассказывает детский психолог Татьяна Ивойлова. — Процесс формирования словарного запаса начинается в конце первого года жизни, после того как ребенок получает определенный жизненный опыт, и значительно увеличивается к трем годам. В возрасте двух лет маленький человек уже может составлять предложения из двух-трех слов и вскоре начинает задавать вопросы. Речь ребенка, которому три года, должна быть понятна не только родным, но и посторонним. Функции речи становятся более разнообразными, улучшается грамматическая структура и фонетическая сторона, словарный запас также обогащается. В возрасте от 3 до 4 лет ребенок использует в своём лексиконе от 598 до 2346 слов.

Какие факторы способствуют речевому развитию детей?

Логопед Юлия Вафина делится своими рекомендациями:

— Взрослые играют важную роль в предотвращении задержек речевого развития. Обратите внимание на своего ребенка, общайтесь с ним, отвечайте на его вопросы и показывайте ему новые объекты и явления. Такой подход не только способствует развитию речи, но и интеллектуальным способностям малыша.

Во время прогулок следует рассказывать ребенку о том, что вокруг него: о домах и их частях, автомобилях и их деталях, а также о названиях деревьев и цветов. Обсуждайте с ним их размеры, цвета и формы — это поможет ему лучше усвоить грамматические правила и уметь строить фразы.

Читайте вместе с ребенком выбранные книги. Играя, выполняйте с ним упражнения, которые помогут развить мышцы языка:

• цокайте языком, как лошадка, при этом широко улыбаясь;
• открывайте и закрывайте рот, как птенец;
• сворачивайте язык в трубочку;
• облизывайте губы, двигая языком вправо и влево.

Психолог Татьяна Ивойлова добавляет:

— Главное правило всех занятий — они должны быть интересны ребенку и восприниматься как игра. Эмоциональная связь и взаимодействие с ребенком играют огромную роль, позволяя максимально заинтересовать малыша простыми упражнениями. Также важно развивать не только речевой аппарат, но и упражнения для общей и мелкой моторики рук. Канадский нейрохирург Пенфилд создал карту областей мозга, отвечающих за речь. На ней четко видно, насколько важное место занимает пальцевая проекция руки. Именно её размер и расположение моторных зон близко к речевым дало ученым основание полагать, что тренировка мелкой моторики рук влияет на развитие речи. Результаты электрофизиологических исследований подтверждают, что речевая область мозга формируется под воздействием сигналов, поступающих от пальцев. Гибкость пальцев — это показатель гибкости ума.

При проведении коррекционных мероприятий по развитию мелкой моторики необходимо строго соблюдать последовательность (от простого к сложному), избегая пропусков или скачков. Это может вызвать негативные эмоции у ребенка и снизить его мотивацию к занятиям. Не ожидайте мгновенных результатов — автоматизация навыка требует многократного повторения. Также важно, чтобы занятия проводились по желанию ребенка и в положительном эмоциональном контексте.

Источники

  1. Делягин В. М. Задержка речевого развития у детей // Русский медицинский журнал. 2013.
    URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zaderghka_rechevogo_razvitiya_u_detey/#ixzz84QQr0YhS
  2. Radiological Society Of North America. Brain Activity Abnormal In Children With Delayed Speech // ScienceDaily. 2003.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2003/11/031126065701.htm
  3. Заваденко Н. Н., Щедеркина И. О., Заваденко А. Н. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Вопросы современной педиатрии. 2015.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rechi-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa
  4. Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. Е., Винярская И. В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии, 2017.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu
  5. Maura R. Mclaughlin Speech and Language Delay in Children // Am Fam Physician. 2011.
    URL: https://www.aafp.org/pubs/afp/issues/2011/0515/p1183.html
  6. Скоромец А., Семичева И., Фомина Т. Неврологическое сопровождение и медикаментозная коррекция у детей с нарушениями речи // Врач. 2011. №1. С. 40–44.
    URL: http://neuro.rusvrach.ru/archive/vrach-2011-01-11.pdf
  7. Лазебник Т. А., Румянцева В. Н., Шейде Н. А., Назаренко Т. В., Красавцева О. Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. 2010. №1. С. 12–16.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-rechevyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-pantokaltsina
  8. Ляксо Е. Е. Становление звукового состава речи ребенка: лонгитюдное исследование. Речь ребенка: Проблемы и решения. Под ред. Т. Н. Ушаковой. М: Институт психологии РАН. 2008.
    URL: https://vuzdoc.org/190528/psihologiya/teoretiko_empiricheskie_issledovaniya
  9. Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психолого педагогический журнал Гаудеамус. №1(25). 2015.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta
  10. Парамонова Л. Логопедия для всех. М: Питер, 2009.
  11. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016.
    URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zaderghki_razvitiya_rechi_u_detey_prichinydiagnostika_i_lechenie/#ixzz84RESczpk
  12. Заваденко Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей // Педиатрия. Consilium Medicum. 2019.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-razvitiya-rechi-pri-nevrologicheskih-zabolevaniyah-u-detey
  13. Andresen H. Role Play and Language Development in the Preschool Years // Culture & Psychology. №11(4). 2005
    URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1354067X05058577

Видео:

Когда и что делать, если ребёнок не говорит? — Доктор Комаровский

Похожие записи