Наши родители всегда считали, что похвала должна быть очень осторожной, чтобы не испортить нас. А если кто-то замечает наши достижения, сразу же следует отметить какой-то недостаток.
— Ваш сын великолепно плавает!
— Ох, если бы он так же крепко учился!
Мы повзрослели и, вспоминая о собственном воспитании, решили, что обязательно будем хвалить своих детей. И вот началось: «Ты моей радостью!» или «Они тебя не стоят!» Но, похоже, мы немного перестарались.
Важно помнить, что хвалить ребенка нужно искренне и за реальные достижения, а не просто за старания или поощрять его без особого повода. Это поможет ребенку развить уверенность в себе и научиться воспринимать конструктивную критику. Например, вместо того чтобы ставить акцент на общий успех, можно выделить конкретные моменты: «Ты прекрасно справился с этим упражнением, потому что много тренировался!»
Что касается замечаний, их стоит выражать корректно и без уничижительных оценок. Лучше сказать: «Я вижу, что ты не до конца завершил задание. Давай разберем, как это можно улучшить» вместо «Ты всегда делаешь все не так!» Таким образом, ребенок будет чувствовать поддержку, а не страх перед наказанием.
Здоровый баланс между похвалой и критикой поможет ребенку сформировать положительное отношение к себе и окружающему миру, научит его принимать как успехи, так и неудачи. Кроме того, важно акцентировать внимание на процессе, а не только на результате: «Мне нравится, как ты подошел к решению этой задачи!»
Как правильно хвалить ребенка
Оцениваем поступки, а не личность
— Верно акцентировать внимание на конкретных действиях, а не на обобщениях, — делится мнением детский психолог Евгения Курилова. — Не стоит говорить «Какой ты талантливый художник!», лучше сказать «Ты создал замечательную картину!» Или «Как аккуратно у тебя получились буквы!»
Выбор формулировок
Автоматически всплывающие фразы вроде «Хорошо!» или «Умница» полезны в общении с маленькими детьми. В отношении подростков или взрослых такие слова могут вызвать сопротивление: «Кем ты себя считаешь, чтобы оценивать меня?» Более безопасные альтернативы: «Ты принял отличное решение» или «Мне нравится, как ты это сделал».
Дети воспринимают похвалу по-разному
Для кого-то важны слова, другие нуждаются в взгляде матери и улыбке, а некоторые предпочитают физический контакт, например, объятия или рукопожатия. Учитывайте все эти формы поддержки, старайтесь их чередовать.
Не каждое действие ребенка должно вызывать похвалу
Если одобрительных слов слишком много, они становятся обычным фоном. Стоит отмечать только то, что действительно вызывает у вас положительные эмоции и кажется значимым.
Детям необходимо учиться
Не всегда удаётся достичь успеха с первой попытки. Поэтому хвалите не только за хорошие результаты, но и за процесс, который, возможно, не принес желаемого результата: «Ты так старательно написал все буквы! Жаль, что не осталось времени проверить правописание!» или «Мне очень приятно, что ты сам убрал в своей комнате! На будущее помни, что нужно выжимать тряпку перед тем, как мыть пол».
Разнообразьте похвалу
Старайтесь менять подход к похвале, чтобы она не становилась привычной. Используйте разные методы: поддерживайте устно, пишите записки с похвалой или делайте небольшие сюрпризы. Это поможет ребенку понять, что его усилия ценятся и являются значимыми.
Учитывайте возраст и индивидуальность ребенка
Каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Наблюдайте за реакцией на похвалу и корректируйте свои слова и действия в зависимости от личных характеристик и зрелости ребенка.
Создайте атмосферу поддержки
Важно, чтобы ребенок чувствовал, что он может ошибаться и пробовать снова. Поддерживайте его в любых начинаниях, демонстрируйте уверенность в его способностях, помогайте в трудных ситуациях и отмечайте даже маленькие успехи на пути к цели.
Можно ли обойтись без похвалы
— Всегда важно хвалить ребенка, — поддерживает детский психолог Елена Казакевич. — Это помогает ему сформировать представление о том, что такое «хорошо», а что «плохо». Важна искренность похвалы, она должна идти от сердца. Механическое «Молодец!» в случае, когда взрослый даже не отвлёкся от телефона, воспринимается детьми как «Оставь меня в покое!». Важно не только хвалить за достижения, но и поддерживать эмоционально, показывая, что вы гордитесь его усилиями, даже если результат пока не идеален. Так ребенок чувствует вашу поддержку и получает мотивацию продолжать. Также полезно задавать вопросы о том, что он чувствует, когда достигает успеха, и помогать ему осознавать собственные эмоции и короткие промежуточные шаги на пути к цели. Похвала должна не только оценивать результат, но и вдохновлять на новые достижения и развивать уверенность в себе.
15 фраз, которые дети мечтают услышать в свой адрес от взрослых
Вдохновляют на достижения
- Ты справишься!
- Я в тебя верю!
- Не останавливайся, у тебя все получится!
- Так держать!
- Я горжусь твоими успехами!
- Прекрасная работа!
Создают ощущение поддержки
- Мы команда!
- Если понадобится, я всегда тебе помогу.
- Не бойся совершать ошибки.
- Ты можешь гордиться собой.
- Держись уверенно!
- Будь собой.
- Ты настоящий друг!
- Я горжу́сь тем, что у меня такой сын!
- Я уважаю твой выбор!
Укрепляют уверенность в себе
- Ты уникален и особенный!
- Ты способен на большее, чем думаешь!
- Твое мнение важно!
- Ты умеешь находить выход из сложных ситуаций!
- С каждым днем ты становишься лучше!
Помогают в развитии творческих способностей
- Мне интересно узнать, что ты думаешь по этому поводу!
- Твои идеи очень креативные!
- Ты способен создать что-то удивительное!
- Давай вместе придумем что-то новое!
Как правильно ругать ребенка
Безусловно, в воспитании не обойтись без указаний. Негативную реакцию на ошибочные действия детей следует проявлять, это помогает установить границы и ориентиры для подрастающего поколения. Тем не менее, важно делать это грамотно.
Психолог Елена Казакевич подготовила советы о том, как дать ребенку понять свое неодобрение.
Как и при похвале, обозначайте (негативно) не личность ребенка, а его действие. Вместо «У тебя руки-крюки!» лучше сказать «Похоже, если бы ты не спешил, результат был бы лучше!»
Не отвергайте ребенка, если он допустил ошибку. Нельзя говорить: «Уходи! Мне не нужен такой плохой сын». Лучше: «Я очень расстроена твоим поступком! Ты же знаешь, что повреждать чужую собственность нельзя».
Избегайте оскорблений и бранных слов. Неправильные слова «Какой ты дурак!» не сделают ситуацию лучше.
Ругая, не сравнивайте ребенка с другими.
Необходимо дать волю своим эмоциям, когда вы общаетесь с тем, кто наделал дел. Вы не робот, и у вас тоже есть чувства. Дети должны знать, что их действия могут вызвать у вас негативные эмоции. Главное — не утонуть в негативных эмоциях и избегать ненормативной лексики.
Не критикуйте способности ребенка: «Ты настолько глуп, что не можешь решить эту задачу!» Даже если кто-то действительно очень старается, он может не достичь результатов над установленным уровнем. Критику лишь заставит его бояться ошибки и самостоятельно выставить себе потолок.
Критикуйте только за уже произошедшее. Предупреждения в этом смысле не сработают.
Помните о времени и месте. Иногда место и обстановка не подходят для обсуждения ошибок ребенка. Выберите момент, когда вы сможете спокойно поговорить наедине.
Дайте ребенку возможность объяснить свои действия. Позвольте ему высказать свою точку зрения, прежде чем вы начнете выражать свое недовольство. Это поможет ребенку почувствовать, что его мнение ценно.
Ищите решения вместе. Вместо того чтобы просто ругать, задайте вопрос: «Как мы можем предотвратить такую ситуацию в будущем?» Это научит ребенка мыслить и принимать ответственные решения.
Обсуждайте последствия. Поговорите с ребенком о том, какие последствия могут быть от его действий, чтобы он мог учиться на своих ошибках и принимать более осознанные решения в будущем.
Используйте метод «5:1». Это означает, что за каждую критику нужно давать как минимум пять положительных комментариев. Это поможет сохранить баланс в общении и даст ребенку уверенность в себе.
Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка. Понимание того, как ребенок воспринимает свои действия и их последствия, поможет вам объяснить свою позицию и найти общий язык.
Важно помнить
Старайтесь как можно реже ругать, только в весомых случаях. В противном случае, как и с неумеренной похвалой, критика станет обычным фоном для ребенка. Если кажется, что иначе нельзя, возможно, причина в вас. Чаще всего родители ругают детей не из-за конкретных ошибок, а потому что сами не справляются с эмоциями: тревогами, страхами, желанием всего контролировать. Такие мамы и папы приходят с площадок, крича на детей: «Петя, не лезь на горку! Я тебе сказала, не лезь — упадешь! Почему ты не слушаешься? Я расскажу папе о твоем поведении!»
Не наказывайте за нарушение правил, которые вы сами не соблюдаете. Ребенок сделает вывод, что на самом деле соблюдать правила неважно, а вы лишь пытались поворчать.
Если вы срываетесь и накрикиваете на ребенка, не стесняйтесь извиниться и признать, что перегнули палку. Объясните свои эмоции: «Извини, я накричала на тебя: я так испугалась, когда увидела, что ты так высоко залез на дерево! Это крайне опасно, прошу, будь осторожнее!»
Если кто-то посторонний ругает вашего ребенка, защищайте его! Не позволяйте этого делать, даже если формально этот «воспитатель» прав. Ребенок должен видеть, что вы на его стороне. А уже наедине можно обсудить ситуацию подробнее.
Не забывайте о важности выделения позитивного времени с ребенком. Проведите время вместе, занимаясь теми вещами, которые ему интересны. Это не только укрепит вашу связь, но и поможет создать положительную атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя в безопасности.
Обсуждайте эмоции и чувства. Учите ребенка называть и выражать свои эмоции. Это поможет ему понимать свои реакции и не бояться их, а также откроет ему дорогу к более здоровым коммуникациям с окружающими.
Давайте ребенку возможность высказываться. Учите его делиться своими мыслями о том, что происходит, и почему он поступил так или иначе. Это развивает его критическое мышление и уверенность в себе.
Не забывайте хвалить за усилия, а не только за результат. Порой бывает так, что ребенок сильно старается, но результат не идеален. В этом случае важно акцентировать внимание на его усилиях и старании, чтобы он понял, что важен не только конечный результат, но и процесс.