Первый год жизни является критически важным, и этот этап уже позади. Ваш малыш уже не тот беззащитный комочек, которого вы принесли из роддома. Давайте узнаем, как именно развивается ребенок в возрасте одного года и какие навыки он должен приобрести.
Что должен уметь ребенок в 1 год. Фото: Craig Lovell, globallookpress.com
В первые годы жизни развитие ребенка происходит стремительно. К одному году он значительно нарастает в весе и росте, осваивает новые движения и взаимодействует с предметами, активно развивая эмоциональную и психическую сферу; начинает уверенно ходить и произносит свои первые слова. Поэтому совершенно естественно, что родителей беспокоит вопрос о том, насколько нормы развития соответствуют этому возрасту, и не отстает ли их любимец от сверстников. Мы расскажем о том, какие навыки должен развить ребенок в год и что можно сделать для его развития.
Важно!
Данная статья содержит общую информацию, отражающую усредненные данные. При этом стоит помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем индивидуальном ритме, что зависит от его состояния здоровья, характера и многих других факторов. Не стоит беспокоиться, если ваш ребенок не владеет всем тем, что ожидается в этом возрасте. Однако консультация специалиста не будет лишней для вашего спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
| Средний рост | 75-79 см |
| Средний вес | 9,6-10,5 кг |
| Средняя окружность головы | 45-47 см |
| Количество зубов | 8 |
| Кризис 1 года | В этом возрасте у детей наблюдается переходный период, который характеризуется повышением самостоятельности и изменениями в эмоциональной области. Запреты со стороны взрослых нередко приводят к выраженному недовольству и крикам. Устранить кризис можно, сформировав новые отношения с ребенком и предоставив ему больше свободы в приемлемых рамках (1). |
| Гармоничное развитие | Исследования показывают, что для детей раннего возраста характерно гармоничное развитие. В возрасте одного года большинство детей (71,6%) имеют гармоничное физическое развитие, в то время как 20,4% относятся к категории с физической дисгармоничностью, а резкая дисгармония встречается всего у 8% (2). |
| Взаимосвязь физического и психического развития | В ранние годы жизнь психическое развитие напрямую связано с состоянием здоровья. Даже небольшие недомогания могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии малыша, а болезни способны нарушить уже выработанные привычки. С другой стороны, улыбки и положительные эмоции могут способствовать более быстрому выздоровлению в период болезни (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическое развитие означает активный процесс роста и созревания организма ребенка. В возрасте одного года заметно изменяются различные параметры: длина (рост), масса, а также развитие органов и систем организма.
Развитие тела
У малыша увеличивается объем грудной клетки, легкие становятся более развитыми, а частота дыхания снижается. Сердечно-сосудистая и пищеварительная системы улучшают свою работу, формируется иммунитет. За счет укрепления мышечного и костного аппарата, малыш становится более устойчивым в вертикальном положении и улучшается его координация. Ранее казавшиеся непропорциональными черты, такие как большая голова и маленькие ножки, постепенно меняются.
Двигательные навыки
Как правило, к году ребенок уже способен самостоятельно ходить, подниматься по лестнице с поддержкой за руку, приседать и вставать без опоры. Однако уровень навыков ходьбы может варьироваться: одни дети уверенно бегут еще до достижения года, а другие могут начать ходить без помощи лишь в 15 месяцев или позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
В этом возрасте эмоциональное состояние малыша крайне нестабильно. Дети в один год могут быть очень чувствительными, быстро уставать, и их настроение меняется на протяжении дня.
Общение
Развитие как познавательной, так и эмоциональной стороны жизни годовалого ребенка зависит от его потребности в общении с взрослыми, особенно от положительного внимания. Основной деятельностью для малыша в этом возрасте становится общение, которое проливает свет на ключевые аспекты его психического развития (1).
Он интуитивно понимает запреты и разрешения и с готовностью реагирует на просьбы взрослых, такие как «возьми», «принеси» или «положи на место».
Психомоторные навыки
В возрасте одного года ребенок постоянно исследует окружающий мир, что способствует активному развитию его моторных навыков. Он умеет складывать игрушки в коробку, строить пирамидку из двух кубиков, а также собирать и разбирать пирамидку из колец. Кроме того, он с интересом изучает картинки, находит на них знакомые предметы.
Ребенок увлекается играми с сортерами, катает и бросает мячик, берет крупные предметы одной рукой и маленькие — двумя пальцами. Ему нравится играть с водой, открывать дверцы шкафчиков и ящиков, подражая взрослым — «разговаривать по телефону», «готовить кашу», «брить папу».
Социальное развитие ребенка в год
Малыш в этом возрасте хорошо знаком с родителями и другими членами семьи, умеет узнавать их лица и голоса близких, часто посещающих дом. При встрече с ними он проявляет радость, выражая свои эмоции через улыбки, объятия и поцелуи. Он испытывает сильную привязанность к родным, особенно к матери.
У него имеются любимые вещи — одежда, игрушки, от которых он не хочет расставаться. Кроха с удовольствием подражает взрослым, выполняя жесты и произнося слова. Он охотно машет рукой на прощание и посылает воздушные поцелуи.
В возрасте одного года многие дети проявляют недоверие к незнакомцам. При появлении новых людей они могут реагировать плачем и криками, особенно если незнакомец имеет яркую, эксцентричную внешность или говорит громко.
Речевое развитие ребенка в 1 год
К годовалому возрасту ребенок уже активно пробует говорить и хорошо понимает речь окружающих. На его действия можно оказывать влияние словами. Он знает свое имя и названия тех предметов, с которыми часто взаимодействует.
Словарный запас
На данном этапе ребенок может произнести от 3 до 20 слов. Он начинает пробовать произносить простые слова, которые часто слышит, а также звуки, издаваемые животными, такие как «му-му», «мяу», «га-га». Словарный запас пока небольшой, поэтому для привлечения внимания он часто использует жесты и звуки.
Автономная речь
Среди самых важных достижений ребенка в один год можно отметить формирование своей уникальной детской речи, которую известный психолог Л. С. Выготский назвал «автономной». Звучание слов может быть близким к «взрослым», но иногда отличается от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Желания малыша могут не совпадать с тем, что подразумевают взрослые. Это происходит потому, что ребенок пока не способен обобщать, у него своя логика, слова используются в контексте текущей ситуации. Только сопоставив объекты, которые кроха обозначает одинаковым словом, можно понять, что он имеет в виду. Язык ребенка в этом возрасте не имеет грамматической структуры: он говорит не целыми предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.com
Как развивать речь
Для того чтобы помочь активному малышу, следует задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Разнообразная сенсорная информация об окружающей среде стимулирует речевое развитие. Укрепляют речь развлечения, связанные с мелкой моторикой рук, чтением книг, песнями, пальчиковыми и музыкальными играми, играми на дыхание и упражнениями с языком.
На перспективу
Здоровье ребенка в 1 год
Общее состояние здоровья малыша во многом зависит от режима и питания. В возрасте года ребенок спит ночью от 8 до 10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры рекомендуют кормить малыша 4 раз в день, включая каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты, мясо и супы на мясном бульоне. В рацион ребенка до трех лет не рекомендуется вводить макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого малыша необходимо показать педиатру и другим специалистам, таким как невролог, детский хирург, офтальмолог, ортопед-травматолог и стоматолог. Также требуется провести клинические анализы крови и мочи.
Продолжить далее
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, утвержденному Министерством здравоохранения РФ, в возрасте одного года ребенку должны быть сделаны прививки от вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита в drei дозах. Затем в течение года детям проводят вакцинацию от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Часто встречающиеся болезни
После завершения грудного вскармливания у ребенка прекращается действие «материнского» иммунитета. На детских площадках, в медицинских учреждениях и на развивающих занятиях малыш часто контактирует с другими детьми, что увеличивает риск заражения ОРВИ и бронхитами в возрасте одного года. Также существует вероятность заболевания ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Навыки самообслуживания включают в себя способность малыша поддерживать личную гигиену и выполнять основные действия по уходу за собой. Эти навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка можно легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под водой, есть ложкой и пить из чашки, удерживая её двумя руками.
Однако освоение горшка у всех детей проходит по-разному. Родителям не следует форсировать этот процесс, так как это может вызвать негативные эмоции у ребенка и нежелание пользоваться горшком.
На заметку
Взаимодействие с одеждой
Научиться одеваться и раздеваться ребенок будет постепенно. Обычно к году малыш уже умеет снимать носки и обувь на липучках. Он активно помогает взрослым в надевании и снятии одежды, подавая руки и ноги. Чтобы данный процесс был интересным и радостным, стоит предоставить ребенку больше возможности для самостоятельности. Одним из эффективных методов обучения является одевание кукол и игрушек.
Развиваем речь
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, педиатр из филиала израильской клиники «Хадасса», расположенного в Сколково:
— К первому году жизни дети обычно уверенно сидят, хорошо ползают, а некоторые могут даже стоять, опираясь на предметы. Некоторые начинают делать свои первые шаги. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, не следует форсировать процесс ходьбы до достижения ребенком одного года. Необходимо дать возможность развиваться естественным образом, поскольку принудительное раннее хождение может негативно повлиять на осанку в будущем.
К этому возрасту у детей начинают формироваться определенные навыки общения. Они начинают указывать на предметы, интересуются другими детьми, особенно более старшего возраста, и тянутся к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.com
В этом возрасте родителям нужно особенно внимательно следить за здоровьем своего ребенка, особенно в осенне-зимний период. Основополагающим аспектом заботы о здоровье является вакцинация согласно Национальному календарю. С одного года ребенку можно делать прививку против гриппа.
Разумеется, соблюдение гигиенических норм по-прежнему остается важным. Если в доме есть маленький ребенок, то при возвращении домой стоит не только мыть руки, но и умывать лицо, так как в общественных местах — офисах, магазинах, торговых центрах и лифтах — могут оседать различные загрязнения. Приходя домой, взрослые, как правило, обнимают и целуют ребенка, поэтому дополнительная осторожность не будет лишней.
Если у кого-либо из членов семьи наблюдаются симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка обязательно нужно изолировать. Время, когда считали, что болезни возникают из-за «продувания», уже прошло. Современная педиатрия однозначно установила, что заболевания вызываются только контактами с вирусами или бактериями, поэтому родителям необходимо соблюдать осторожность.
Также стоит помнить о важности профилактической дозы витамина D для годовалого ребенка — 1500 единиц в сутки для детей старше года.
Вера Крылова, педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Педиатры для оценки физического развития используют специальные центильные таблицы и графики. Обычно к году ребенок вырастает на около 25 см. Для мальчиков нормальные параметры составляют от 72,3 см до 79,7 см, для девочек — от 71,4 до 78 см. К этому времени масса тела ребенка, как правило, утроится по сравнению с массой при рождении. Обычно нормой для мальчиков считается вес от 8,9 до 11,6 кг, а для девочек — от 8,5 до 10,8 кг.
Развитие ребенка — это индивидуальный процесс, зависящий от множества факторов. Отклонения от норм на разных этапах развития могут коррелировать со временем и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны врача.
На что стоит обратить внимание? В возрасте от одного до трех лет у детей наблюдается повышенная заболеваемость ОРЗ. Как правило, в этот период завершается грудное вскармливание, и защитные антитела от матери прекращают действовать. Кроме того, нарастает число социальных контактов. Старайтесь не посещать многолюдные места, особенно в разгар epidemii. Убедитесь, что ребенок одет по погоде, а также следите за своевременным проведением вакцинации. Если ребенок не может быть привит, разумно использовать метод «кокон-вакцинации», когда прививки, например, от гриппа, получают родители и близкие, находящиеся рядом с ним.
Популярные вопросы и ответы
Родители, особенно если это их первый ребенок, нередко волнуются, все ли идет как надо. Мы решили ответить на распространенные вопросы о развитии годовалого малыша.
Какие эмоциональные состояния может проявлять годовалый малыш?
Эмоции на ранних стадиях жизни — это важный индикатор психомоторного и эмоционального развития. Обычно в год ребенок большую часть времени активен, радостен, улыбчив и смеется. И только изредка он может проявлять подавленность или агрессию.
Он способен ощущать доброту и одобрение. Малыш обнимает и целует тех, кто к нему благосклонен. В то же самое время в этом возрасте становятся заметными проявления личной безопасности: малыш может испугаться незнакомцев и не пойти к ним на руки. Период капризов также нормален: он может произносить слова «не хочу» и «не буду» на просьбы, которые ему не нравятся. Эмоции пока еще нестабильны. Малыш не всегда понимает и контролирует свои чувства, поэтому взрослым следует реагировать не на ситуацию, а на отношение ребенка к ней. Он будет рад, если вы разделите его радость, и быстро успокоится, если увидит, что мама или папа понимают причины его слез.
Как родителям можно содействовать в развитии ребенка?
Самое главное — не спешить, дать ребенку время для развивания привязанности к близким. Когда малыш начинает капризничать, проявлять непослушание или вести себя неразумно, попробуйте выяснить причину его реакции. Поняв её, вам будет легче найти выход из возникшей ситуации.
Родители — это опора для детей. Не стоит торопить их взросление. Ваша помощь в развитии годовалого малыша заключается в том, чтобы быть рядом, общаться, наблюдать за ним и предоставлять ему больше свободы для самостоятельного изучения окружающего мира. Полезные занятия для детей этого возраста включают игры с водой, крупами, пальчиковые игры и основные сюжетно-ролевые игры с игрушками. Развитие детей можно активно стимулировать с помощью песен, чтения сказок, стишков и разговоров о том, что их окружает, во время прогулок.
Является ли отклонением, если ребенок не говорит в 1 год?
Ранее считали, что отсутствие речи у ребенка к году — это повод для беспокойства. Обычно дети начинают произносить свои первые слова в период от 12 месяцев до полутора лет. Однако допустимо, если это происходит и позже. В наше время считается нормальным, когда дети не начинают разговаривать до 2,5-3 лет. Существует мнение, что молодой Эйнштейн заговорил только в 4 года. Как можно думать, что он был обычным ребенком?
Что может понимать ребенок в 1 год?
В этом возрасте малыш уже знает свое имя, имена членов семьи и клички домашних животных. Он понимает значения слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Ребенок осознает, кто свои, кто чужие, и реагирует на просьбы, такие как «подойди» или «дай». Обычно он может произнести 10-15 слов и понимает назначение предметов домашнего обихода и игрушек. Также он способен лишь на простейшие сюжетные ролевые игры, такие как укладывание куклы спать или кормление игрушечной утки.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf