Австралийский социолог Марк Маккриндл представил новую категорию — «поколение альфа». Эти дети родились в десятилетии 2010-х. Кто они и в чем их особенности?
Дети поколения альфа. Фото: pixabay.com
Итак, кто же такие представители поколения альфа? Рассмотрим их основные характеристики:
1. Для детей альфа виртуальная реальность так же важна, как и физический мир. Они начинают осваивать технологии практически с раннего возраста, и гаджеты становятся для них привычной частью жизни. Это действительно поколение, погруженное в технологии; именно цифровая коммуникация является их естественной средой. Альфа-дети предпочитают обмениваться фотографиями и видео через мессенджеры, а не писать длинные посты в социальных сетях. В поисковых системах они чаще всего применяют голосовые команды, нежели набирают текст вручную. Они адаптируются к новой информации быстрее, чем предыдущие поколения, и могут легко переключаться между различными приложениями и устройствами.
2. Альфы способны справляться с несколькими задачами одновременно. Они любознательны и желают учиться, но только если обучение представляет для них интерес. В условиях постоянного потока информации им сложно удерживать внимание на одной задаче, что приводит к проблемам с концентрацией. Однако они чрезвычайно быстро и энергично находят нужные сведения. Многие дети альфа демонстрируют высокий уровень креативности, находя нестандартные решения привычных проблем.
3. Эти дети открыты для общения, но не приемлют поучений. Они ожидают, что к ним будут прислушиваться и не будут давать указания. При этом им больше нравится работать в одиночку, а не в привычном живом общении. Альфа-дети чаще взаимодействуют с друзьями в онлайн-пространстве, что позволяет им развивать навыки культурного общения в цифровой среде, однако иногда это приводит к дефициту социальных навыков в реальных ситуациях.
4. Чаще всего они становятся детьми так называемых миллениалов. Для миллениалов parenting — не просто обязательство, это их главная забота. Поэтому альфа-дети получают гораздо более качественное общение с родителями, которые внимательны и чувствительны к их потребностям. Альфа-детей не наказывают, а поощряют за достижения. Зачастую это единственные дети в мультикультурной семье, где родители много работают. Этот подход к воспитанию формирует у альфа-детей уверенность в себе и сильные коммуникативные навыки, что может положительно сказаться на их будущей социальной адаптации.
5. К 2030 году, когда поколение альфа начнет взрослую жизнь, рынок труда значительно изменится: многие профессии станут нерезультативными. Это поколение будет вынуждено постоянно учиться и осваивать новые навыки, возможно, меняя сферу деятельности. Таким образом, традиционное высшее образование потеряет значимость; акцент будет смещён на самообучение и онлайн-курсы. Альфа скорее будет развивать проектную карьеру, чем работать на одном месте всю жизнь, и, скорее всего, будет иметь несколько мест работы одновременно. Ожидается, что их трудовая этика будет более гибкой, и они будут готовы к выполнению краткосрочных проектов, что также может привести к изменению системы трудовых контрактов.
И им также придется много трудиться, чтобы поддерживать своих родителей, ведь с увеличением продолжительности жизни бремя ответственности станет возрастать. Альфа-дети будут сталкиваться с новыми вызовами, связанными с экологическими изменениями и социальными проблемами, что потребует от них нестандартного мышления и высокой социальной ответственности.
Правильно общаемся с альфами
- Если необходимо, чтобы ребёнок выполнил нежелательную для него задачу, предлагайте выбор: «Сначала ты сделаешь домашние задания или приберёшься в комнате? Или наоборот?»
- Дайте ребенку свободу в выборе стиля одежды и подобных вопросов. В противном случае можно использовать предложенный выше подход.
- Обсуждайте с детьми их эмоции и делитесь своими.
- Честность с ребенком важна — вранье может разрушить доверие.
- Поощряйте за успехи, а не наказывайте за ошибки.
- Если хотите, чтобы ребенок что-то сделал или выучил, объясните ему значение этой деятельности.
- Создавайте атмосферу для открытого общения, где ребёнок чувствует себя в безопасности и может делиться своими мыслями без страха осуждения.
- Устанавливайте пределы и правила, но делайте это с пониманием и уважением к мнению ребенка. Это поможет ему развить самодисциплину.
- Проводите совместное время, занимаясь интересными делами, чтобы укрепить связь и доверие между вами.
- Придавайте значение процессу, а не только результату — это поможет ребенку научиться ценить усилия и труд.
- Обсуждайте с ребенком примеры из жизни, в которых он сможет увидеть, как применяются те навыки и умения, которые он изучает.
Смиритесь, они живут в сети
Поколение беби-бумеров или «победившие» (1943 — 1960 гг.). Выросли в условиях мощной супердержавы с акцентом на моральные ценности и принципы. Это поколение стало основой для многих социальных изменений, включая борьбу за права человека и гражданские права, что оказало влияние на более поздние поколения.
Поколение X или «дети с ключом на шее» (1961 — 1981 гг.). Обладает высоким уровнем жизненной энергии, самостоятельно и заботливо относится к своим детям. Они стали свидетелями технологических изменений, таких как появление персональных компьютеров и интернета, что формировало их адаптивные навыки и критическое мышление.
Поколение Y или миллениалы (1982 — 2004 гг.). Образованные, ориентированные на саморазвитие и ответственность. Динамичные и активные. Они столкнулись с экономическими кризисами, что привело к изменению их приоритетов и подходов к работе, возможно, в сторону гибкости и предпринимательства.
Поколение Z или iПоколение (после 2004 года). Это дети эпохи социальных медиа. Они мобильны и быстро принимают решения, эмоционально открыты и негативно реагируют на попытки кого-то их успокоить. Это поколение проявляет большую осведомлённость о проблемах окружающей среды и социальной справедливости, активно участвует в различных акциях и движениях.
Поколение альфа (родившиеся в 2010-х годах) получило свое название от обновленного алфавита. Идея о таком названии появилась еще в 2005 году благодаря Марку Маккриндлу, который предполагал, что интеграция виртуального мира в повседневную жизнь кардинально изменит наших детей. Поколение альфа вырастет в условиях постоянного доступа к информации и будет активно использовать технологии для обучения и общения, что сформирует новый подход к образовательным процессам и личностному развитию.
Смиритесь, они живут в сети
Мы попросили прокомментировать выводы австралийского социолога и их соответствие российским реалиям Анастасию Зубкову, практикующего психолога, педагога, и маму 11-летней девочки:
— Текущие десятилетние дети — это своего рода педагогический эксперимент, результаты которого мы видим прямо сейчас, включая Россию. Они живут в окружении гаджетов: ноутбук, планшет и телефон, использующиеся одновременно. С полной легкостью они смотрят видео на YouTube, общаются в мессенджерах с друзьями из далёких уголков страны (с которыми не встречались даже вживую) и всё это снимают на видео для социальных сетей. Таким образом, они оба многозадачны и в то же время не способны сосредоточиться на одной вещи на длительный срок. Виртуальная среда — неотъемлемая часть их жизни, и родителям стоит это принять. Здесь у них друзья со всего мира, общение, творчество, обучение и игры. Однако также и могут встретиться опасные знакомства, информация о наркотиках и порнографические материалы, которые они могут увидеть очень рано.
Эти дети — первое поколение без «папиной опеки». Мы даже не заметили, как произошел серьезный сдвиг в общественном сознании. Примерно 15 лет назад никто не обращал внимания на маму, которая подавала своему ребенку подзатыльник на улице. Теперь её скорее всего, снимут на видео и выложат в интернет. Поэтому у этих детей снижена агрессивность, и с ранних лет они обладают чувством собственного достоинства и ведут диалог со взрослыми на равных.
Они дольше остаются детьми по сравнению с предыдущими поколениями. В отличие от своих родителей или даже бабушек-дедушек, которые с первых классов возвращались домой одни, готовили свою еду и заботились о младших, они гораздо более инфантильны. Их редко выпускают гулять без присмотра; о них заботятся чрезмерно, устанавливают высокие ожидания. Впереди у них таинственный ЕГЭ и обязательное поступление, а до этого им необходимо выучить иностранный язык (лучше двух) и достичь определённых успехов в плавании.
Они очень прагматичны и умеют задавать вопрос «зачем?». Им интересно, как использовать полученные знания на практике. Если ответы их не удовлетворяют, будет сложно заставить их заниматься чем-либо.
Они ориентированы на моду, любят новые вещи и появляются как настоящие потребители.
Эти дети выросли в окружении игрушек, одежды и различных аксессуаров. Их интерес быстро угасает, и их сложно удивить.
Они умеют позировать для фотографий и грамотно используют различные фото- и видеоредакторы. Знают множество психологических терминов и легко могут диагностировать у себя «депрессию». Они могут поссориться с подругой из-за её «токсичности» и готовы бороться за справедливость до конца.
Они обладают хорошей эрудицией, быстро воспринимают информацию, но чаще всего не помнят конкретные термины и даты. Их мышление сильно отличается от нашего: для них важнее знать, где найти нужную информацию, как её классифицировать и использовать, чем запоминать имена или даты.
Эти дети также часто сталкиваются с проблемами управления временем и самоорганизации, так как множество отвлекающих факторов присутствует в виртуальной среде. Наиболее продуктивные методы обучения для них — это игровые и интерактивные форматы, которые задействуют их интерес и активность. Они быстро воспринимают информацию, если она подается в привычной им форме — через визуальные и аудио материалы. В результате, важно адаптировать традиционные образовательные методики к их восприятию, чтобы поддерживать мотивацию и интерес к обучению.
Кроме этого, важно помнить о необходимости устанавливать границы в использовании технологий. Соблюдение такого баланса позволит детям развивать критическое мышление и оценивать информацию, которая поступает к ним из различных источников, и тем самым окажет положительное влияние на их развитие и безопасность.