· ·

Вред и польза мобильного телефона для школьника

Вред и польза мобильного телефона для школьника

В некоторых образовательных учреждениях существует запрет на использование мобильных телефонов. Чаще всего родители сами принимают решение о том, следует ли давать ребенку телефон для занятий. В результате возникает вопрос: стоит ли покупать его?

«Вот у Петровых сыну купили смартфон. А зачем он нужен нашему? В свое время мы и без них нормально жили!»

— Да, но время не стоит на месте. Дети сегодня активно используют мобильные телефоны, — подчеркивает Ольга Анищенкова, детский психолог и ведущий специалист Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В. — Первый и главный повод для мобильника — это безопасность, так родители всегда могут поинтересоваться, где находится их ребенок и когда он вернется домой.

— Но смартфоны часто отвлекают учеников от учёбы. Школьники вынуждены прятать их под партами, чтобы пообщаться в социальных сетях или поиграть, пока учитель не видит. Как с этим бороться?

— Родительскому комитету стоит собраться и обсудить возможность изъятия телефонов перед уроками, чтобы потом вернуть их. Это могло бы стать решением проблемы.

Однако, есть и положительные аспекты использования смартфонов в образовательном процессе. Смартфоны могут служить отличным инструментом для обучения: доступ к образовательным приложениям, интерактивным тестам и видеоурокам, которые могут помочь детям лучше усваивать материал. Также, благодаря мобильным устройствам, школьники могут развивать навыки самостоятельного поиска информации.

Не стоит забывать и о коммуникативной стороне вопроса: мобильные телефоны дают возможность школьникам оставаться на связи с друзьями и близкими, что особенно важно для их эмоционального благополучия. В то же время, важно научить детей правильному использованию этих устройств, чтобы избежать негативных последствий, таких как зависимость от гаджетов и влияние на психическое здоровье.

Таким образом, решение о покупке телефона должно быть взвешенным, с учетом всех преимуществ и недостатков, которые данный гаджет может принести в жизнь школьника.

Первокласснику и кнопочного хватит

— Возникает еще один вопрос: нужно ли приобретать телефон для первоклассника?

— Да, чтобы поддерживать связь с родителями. Кроме того, запреты только повышают интерес к запретному плоду. Если не предоставить телефон, ребенок будет зависеть от устройства своего друга. Так часто и происходит: дети собираются в группы на переменах и все вместе смотрят в чей-то смартфон.
Однако давать первокласснику слишком сложный телефон не стоит, он может потеряться или сломаться. Но если ваш ребенок учится в престижной школе, где у одноклассников есть последние модели айфонов, ваш сын или дочь с простым телефоном будет выделяться среди них (и наоборот). Поэтому принимайте решение в зависимости от конкретной ситуации.
При этом важно объяснить ребенку, для чего ему нужен мобильник в школе: что его нужно хранить в специальном кармане и не доставать на уроках. Разрешайте отвечать только на звонки родителей и близких, а незнакомые номера игнорировать. Интернет, конечно, первокласснику подключать не стоит.
Также полезно установить родительский контроль на телефон, если это возможно. Это поможет вам следить за использованием устройства и убедиться, что ребенок не разряжает его на ненужные приложения. Кроме того, можно научить его основным правилам безопасности при использовании телефона: не делиться личной информацией, не общаться с незнакомцами в мессенджерах и всегда сообщать родителям, если что-то кажется подозрительным. Также стоит обсудить график использования телефона, чтобы ребенок не отвлекался от учебы и других обязанностей.

Осторожно, откровенное видео!

— Со старшеклассниками ситуация сложнее. У всех есть доступ к интернету. Как реагировать, если ребенок наткнулся на неприличные материалы?

— Здесь нужно учитывать возраст. Возможно, он уже много чего понимает. Из практики: дети начинают осознавать, что такое секс, уже в 5–7 лет, и не от родителей, а благодаря информации от одноклассников. Часто для них это становится шоком. И все потому, что родители не поднимают эту тему, стесняются.
Например, если ваш пятилетний сын увидел на экране телевизора постельную сцену, не следует кричать «ой, нет», а лучше отвлечь его на игрушки или что-то другое. Не нужно выгонять семилетних детей из комнаты или закривать им глаза, если персонажи целуются. Если ребенок спросит, зачем они это делают, старайтесь объяснить. Лучше всего предоставить информацию по мере их вопросов, чтобы это было в рамках их понимания и восприятия.

— А что делать, если подросток сам ищет порнографию в интернете? Как на это реагировать?

— Спокойно. Сделайте паузу и постарайтесь понять причины его действий. Возможно, он просто не уверен в себе и боится общаться с противоположным полом. В таком случае он ищет компенсацию в просмотре подобных видео. Если ситуация серьезная, стоит обратиться к психологу. Если увидите, что ребенок стесняется, запишите его в кружок, где будет много общения.
У мальчиков гормоны начинают активно работать с 8 лет. Важно, чтобы в данном возрасте вы начали открыто обсуждать с ребенком все эти темы. Это может быть рекомендация прочитать книги о любви и отношениях, которые помогут объяснить некоторые аспекты так, чтобы ребенок мог сам сформировать свое мнение. Также полезно создавать атмосферу доверия, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам с вопросами и не боялся осуждения.

Береги зрение смолоду

— Всем родителям известно, что детям не полезно бесконечно сидеть за телефонами и другими устройствами. Есть ли рекомендации по времени использования?

— Для детей до 5 лет, когда идет развитие мозга, безопасно смотреть мультики или играть на планшете максимум 1.5 часа в день. Чем младше ребенок, тем меньше времени ему следует проводить за экраном. Обратите внимание: перерывы очень важны! Дети от 5 до 11 лет могут проводить до трех часов в гаджетах в день, но тоже не старайтесь делать это непрерывно. После 11 лет конкретных рекомендаций не существует, но всем должно быть понятно, что мера важна. Родители сами должны ее определить.

Кроме того, стоит учитывать не только время, проведенное за экраном, но и качество контента. Выбирайте образовательные и развивающие программы, которые будут полезны для ребенка. Также важно помнить о правильном освещении в комнате, где ребенок использует гаджеты. Старайтесь, чтобы свет падал сбоку от экрана, а не прямо на него, чтобы избежать бликов.

Регулярные перерывы также важны: каждые 20-30 минут рекомендуется остановиться на 10-15 минут, чтобы отдохнуть глазам. В это время можно предложить ребенку заняться физической активностью, например, сделать несколько простых упражнений или просто погулять на свежем воздухе.

Не забывайте о регулярных медицинских осмотрах: посещение офтальмолога поможет своевременно выявить возможные проблемы со зрением. Обсуждайте с детьми правила безопасного использования гаджетов и поведенческие привычки, например, поддержание правильной осанки во время работы за экраном.

Когда появляется зависимость от телефона

— Определить, есть ли у ребенка зависимость от телефона, на самом деле просто, — объясняет Ольга Анищенкова. — Попросите его отложить гаджет и понаблюдайте за реакцией. Если его настроение резко ухудшилось, он заплакал или начал вести себя агрессивно, это вероятно, говорит о серьезной зависимости.
К сожалению, это часто встречается у детей. Причина в гормонах счастья — дофамине и серотонине. Серотонин поддерживает общее положительное настроение, а дофамин вызывает эмоции. Известен «дофаминовый взрыв» — такое ощущение возникает, когда мы влюбляемся. Но при стрессе серотонин снижается, и дофамин начинает соответственно контролировать эмоции. Вам знакомо это состояние: то грустно, то вдруг появляются сильные эмоции радости? То же самое и с детьми. Если ребенок чувствует себя подавленным, например, его ругают дома, и в то же время он начинает играть в телефоне, он может испытать дофаминовый взрыв, что ведет к зависимости. Теперь все положительные эмоции он будет черпать только оттуда. Механизм тот же, что у зависимых от игр, алкоголя и других веществ. Это говорит о том, что центр удовольствия нарушен, и человек больше не может нормально чувствовать радость без внешней стимуляции.

— Каково объяснение такой зависимости у ребенка?

— Существует несколько причин. Первая — гиперопека родителей, которые все решают за ребенка. Когда он приходит в школу, он сталкивается с нежеланием принимать решения, что может вызывать чувство беспомощности. Дома он открывает компьютерную игру и ощущает себя победителем, королем…
Вторая причина — когда взрослые не позволяют детям испытывать негативные эмоции. Часто родители реагируют: «Хватит плакать! Перестань немедленно!» — и подавляют слезы, но эмоции никуда не исчезают, им нужно находить выход. Игра на мобильном — хороший способ для этого. По этой причине дети так любят жестокие игры с агрессией и насилием. Лучше всего, когда родители в таких ситуациях просто обнимают ребенка, успокаивают и дают возможность высказаться.
Третья причина — инфантильность. Ребенок не верит в свои силы и возможности, и только в играх может реализовать все свои мечты, воображая себя главным героем.
Кроме того, телефонная зависимость может возникать, когда родители тоже зависимы. Например, если они часто пьют или играют в азартные игры. А на самом деле за всеми этими причинами скрывается главное: недостаток любви и заботы. И телефон, компьютер или планшет — это то место, хоть и виртуальное, где ребенку хорошо и комфортно.

— Как преодолеть эту зависимость?

— Это бывает сложно, и иногда без помощи психотерапевтов не обойтись. Многие считают, что в случае зависимости нужно сразу забрать все гаджеты, но это не лучшая идея. Для ребенка столкнуться с такой проблемой будет тяжело. Гораздо лучше найти безопасные альтернативы. То, что еще может принести радость, — это общение с родителями. Но важно, чтобы оно было душевным, без назиданий.

— Но одних разговоров недостаточно?

— Да, нужно находить и другие источники удовольствия. Можно записать сына, к примеру, в кружок по робототехнике или заниматься сборкой моделей самолетов или кораблей вместе с ним. Вариантов занятий много, главное — выяснить, что интересно вашему ребенку, помимо игр на компьютере.

По теме

Гаджеты могут быть полезными помощниками в учебе. Существует множество обучающих приложений, которые могут показать ученикам, что, например, физика или биология — это не такие уж скучные предметы. Однако родителям стоит контролировать этот процесс, чтобы дети не скачивали ничего без их ведома.

Видео:

ДЕТИ и ГАДЖЕТЫ, с какого возраста, вредно или полезно давать телефоны, планшеты || MOMI TV

Похожие записи