«Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был» и подобные потешки напоминают театрализованные сценки, основанные на стихах и сказках, которые исполняются с помощью пальцев. Эти увлекательные игры также приносят немалую пользу.
Упражнения для пальчиков способствуют развитию у детей навыков подражания взрослым, формируют понимание слов и активизируют речевую деятельность. В ходе этих игр малыши учатся запоминать последовательности движений и простые стихотворения. В этой статье мы расскажем о пальчиковой гимнастике для детей и ответим на вопросы о данном виде деятельности.
Что такое пальчиковая гимнастика
Данный метод направлен на развитие мелкой моторики, координации движений и сенсорной интеграции у детей. Занятия пальчиковой гимнастикой значительно улучшают ловкость, точность движений, стимулируют мышление и внимание. В детских садах такие игры активно используются для подготовки малышей к освоению чтения и письма, помощи в закреплении знаний о буквах и цифрах, а также для тренировки правильного хвата карандаша.
С возрастом эти упражнения помогают снять напряжение или, наоборот, увеличить концентрацию при выполнении заданий. Кроме того, пальчиковые игры являются творческими и разнообразными занятиями, которые развивают воображение и образное мышление у детей.
Полезная информация про пальчиковую гимнастику для детей
| Пальчиковая гимнастика имеет глубокие исторические корни | Еще в II веке до нашей эры китайцы отметили положительное влияние упражнений для рук и пальцев на весь организм. Древние считали, что такие занятия способствуют гармонии между телом и разумом, а также положительно влияют на мозговую деятельность. |
| Воздействие на речь | Развитие мелкой моторики, которое поддерживается пальчиковой гимнастикой, непосредственно связано с речевыми навыками ребенка (1) |
| Запоминание слов | Способности ребенка к манипуляциям с пальцами в раннем возрасте влияют на то количество слов, которые он сможет освоить к 2,5–3 годам (2) |
| Разнообразные виды гимнастики для пальцев | ● Игры-манипуляции, такие как «Сорока-белобока»; ● Занятия с предметами, к примеру, массажными мячиками; ● Сюжетные пальчиковые игры, например, «Шина-машина»; ● Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как «Камень, ножницы, бумага»; ● Игры с самомассажем; ● Упражнения со звуковой гимнастикой. |
Общие правила выполнения пальчиковой гимнастики
Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, следует соблюдать несколько ключевых принципов.
- Включайте пальчиковую гимнастику в повседневные занятия с ребенком на любом возрасте.
- Выполняйте упражнения вместе с малышом и демонстрируйте интерес к процессу.
- Каждое движение и жест сопровождайте соответствующими стихотворениями.
- Перед началом занятия проверьте, чтобы у ребенка были теплые ладони.
- Не только читайте стихи, но и напевайте их мелодично.
- Не обновляйте репертуар слишком часто. Введите не более 2-3 игр одновременно, новые упражнения добавляйте постепенно.
- Поддерживайте стремление ребенка подражать взрослым, поощряйте попытки воспроизводить слова и двигаться самостоятельно.
Теперь рассмотрим, как эффективно разучивать упражнения:
- Сначала продемонстрируйте игру на своих руках;
- Затем выполните упражнение на пальцах ребенка;
- Сделайте движения вместе с малышом, проговаривая при этом стихотворение.
С течением времени ваш ребенок будет выполнять упражнения самостоятельно. Сначала взрослый будет читать текст, а вскоре к процессу подключится и малыш.
Важно помнить, что гимнастика для пальцев не должна вызывать дискомфорта. Если появляется ощущение боли или дискомфорта, следует уменьшить нагрузку.
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет под музыку
В данном возрасте есть особые рекомендации для выполнения этих упражнений. Когда ребенок совсем маленький — в возрасте 1-1,2 года — его пальцы должны находиться в пассивном состоянии. Взрослый, проводящий занятие, держит ручки малыша в своих и выполняет необходимые движения.
Эти же принципы подходят и для детей, которые старше и впервые участвуют в занятиях или осваивают новую игру. С ростом малыши начинают самостоятельно повторять действия взрослого.
Кулачок
Этот пальчик — маленький (загибаем мизинец),
Этот пальчик — слабенький (загибаем безымянный палец),
Этот пальчик — длинненький (загибаем средний палец),
Этот пальчик — сильненький (загибаем указательный палец),
Этот пальчик — толстячок (загибаем большой палец),
А вот вместе — кулачок!
Кошка
Вот кулак (показываем кулак),
А вот — ладошка (раскрываем кулак в ладонь).
На ладошку села кошка (ставим на ладонь сложенные щепоткой пальцы).
И крадется потихоньку (перемещаемся вверх, к плечу).
Может, там мышка живет? (разводим руки в стороны)
Дружба
В нашей группе девочки дружат с мальчиками (соединяем пальцы в замок).
Мы маленькие пальчики дружить научим (несколько раз хлопаем в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать (по очереди загибаем пальцы на правой руке).
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили счёт (по очереди загибаем пальцы на левой руке).
Мишка
Для выполнения этого упражнения поочередно касайтесь большим пальцем правой руки каждого пальца на левой руке.
Медвежонок в гости шёл.
Он к рыжей белке зашел,
На озеро, к бобру,
Даже к ежу в нору,
Да и к комаришке
Тоже наш мишка зашёл!
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (делаем резкие движения раскрытыми ладонями),
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулаки).
Мы капусту солим, солим (соединяем пальцы в щепотку),
Мы капусту трем, трем (сжимаем кулаки и трём их друг о друга).
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот (когда упоминаем каждое животное, по очереди загибаем пальцы).
На зеленый лужок (сжимаем и разжимаем кулаки)
Приходи и ты, дружок (трясем ладонями в воздухе)!
Птичка и бочка
Смотрите — бочка (складываем ладонь в кулак).
Смотрите — птичка (складываем пальцы в «клювик»).
Птичка своим острым клювиком (показываем, как «птичка» пьет воду из «бочки») ловко пьет водичку.
Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз (выполняем действия согласно смыслу),
А теперь их на бочок (складываем ладони вместе)
И зажали в кулачок (сжимаем кулаки).
Изображение создано нейросетью bing.com
Котик
Котик лапкой умывается (совершаем круговые движения возле лица),
Похоже, в гости собирается («шагаем» пальцами по столу).
Вымыл носик (дотрагиваемся до носа).
Вымыл ротик (дотрагиваемся до губ).
Вымыл ухо (прижимаем ладони к ушам).
Вытер сухо (опять делаем круговые движения возле лица).
Тесто
Тесто мы месили (ритмично сжимаем ладони),
Пирог лепили (соединяем ладони, как будто лепим шарик из теста).
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (хлопаем в ладоши) —
Лепим мы большой пирог (разводим руки в стороны).
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 4, 5, 6 лет в детском саду
Занятия в этом возрасте ориентированы не только на развитие тактильных ощущений, но и на стимуляцию творческой активности. Ребенок активно проявляет инициативу, меняет правила игр и придумывает собственных персонажей. Поддерживайте его фантазию, совместно создавая веселые истории и стишки. Кроме того, пальчиковая гимнастика в этом возрасте формирует основы для красивой, правильной речи, подготавливает руки к письму и развивает усидчивость и стремление к новым знаниям.
Ежик
Для этого упражнения понадобится массажный мячик.
Ежик будем держать в руках (берем мячик),
Покатаем и потрем (катаем его между ладонями).
Подбрасываем и ловим (подбрасываем или просто поднимаем мячик вверх),
И посчитаем иголки (пальцами одной руки нажимаем на несколько шипов).
Пустим ежика на стол (кладем мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем (кладем ладонь сверху)
И немножко покатаем (катаем мяч ладонью правой руки)
Затем поменяем ручку (повторяем те же действия левой ладонью).
Рыбка
Рыбка живет в озере (соединяем ладони),
Рыбка в озере плывет (делаем плавные движения в разные стороны).
Хвостиком ударит вдруг (раскрываем ладони и хлопаем ими по коленям)
И услышим мы — плюх, плюх! (хлопаем в ладоши)
Человечек
Я веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(указательный и средний пальцы «шагают» по столу)
Разотру ладошки сильно (трем ладони друг об друга),
Каждый пальчик покручу,
Поздоровлюсь с ним сильно
И вытягивать начну (поочередно хватаем каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаемся до ногтевой фаланги).
Затем руки я помою (потираем ладони),
Пальцы к пальцам сложу (прикасаемся одноименными пальцами друг к другу),
На замочек их закрою
И тепло поберегу (складываем пальцы в замок).
Замок
На двери висит замок:
Кто его открыть бы смог? (складываем пальцы в замок)
Потянули (тянем руки в стороны, не раскрывая замок),
Покрутили (вращаем замок по кругу),
Постучали («хлопаем» сцепленными ладонями)
И открыли! (раскрываем замок)
Посуда
Раз, два, три, четыре — (последовательно аплодируем и стучим кулаками друг о друга)
Мы помыли всю посуду (потираем ладони):
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку (по очереди загибаем пальцы).
Мы посуду перемыли (трем ладонью сжатый кулак),
Но чашка разбилась,
Ковшик тоже раскололся,
У чайника нос отпал,
Ложку мы немного сломали —
Вот так мы маме помогали (по очереди разгибаем пальцы)!
Сова
Совушка-сова (машем руками, имитируя крылья),
У нее большая голова (окружаем голову руками)
На пеньке сидит (приседаем или кладем руки на стол),
Головой вертит,
Крыльями хлопает (хлопаем руками по бокам)!
Ножками топает (топаем ногами)!
Изображение создано нейросетью bing.com
Стенка
Стенка, стенка (прикасаемся к щекам),
Потолок (прикасаемся ко лбу),
Две ступеньки («шагаем» пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажимаем на нос)
Снежок
Раз, два, три, четыре (загибаем пальцы по одному),
Мы с тобой лепили снежок (соединяем ладони, как будто лепим),
Он круглый и крепкий (чертим в воздухе круг),
Очень гладкий (одной рукой гладим другую)
И совсем не сладкий (грозим пальцем).
Осень
Северный ветер подул (дуем на раскрытые ладони),
Сдул все листочки с липы (двигаем руками, будто смахиваем листья со стола).
Полетели, закружились —
И на землю упали (плавно опускаем руки на стол).
Дождик начал по ним стучать (стукаем пальцами по столу).
Град по ним стучал,
Листья все насквозь пробил (стучим кулаками по столу).
Снег потом укрыл (плавно двигаем кистями назад и вперед),
Одеялом их накрыл (прижимаем ладони к столу).
Птички
Прилетайте, птички (делаем «приглашающие» движения пальцами обеих рук)!
Сала даю синичке (проводим ребром одной ладони по открытой руке),
Крошки приготовлю (складываем пальцы в щепотку)
Немного хлебушка (терем подушечки пальцев друг о друга).
Эти крошки — для голубей (вытягиваем вперед правую руку с раскрытой ладонью),
Эти крошки — для воробьев (вытягиваем левую ладонь),
Галки и вороны,
Ешьте макароны (терем ладони друг о друга).
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 7 лет и старше
Малыши начальной школы также обожают активные занятия. Игры становятся более разнообразными и сложными. Дети развивают координацию движений и ловкость рук. В пальчиковых играх используют более сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играя по парам и сопроводив все это хлопками.
В реке
Пять маленьких рыбок резвились в реке (плаваем ладонями).
На песке лежало большое бревно (разводим руки в стороны).
Первая рыбка сказала: «Здесь нырять легко!» (имитируем ныряние ладонями),
Вторая заметила: «Ведь здесь глубоко» (грозим пальцем).
Третья добавила: «Я хочу спать!» (кладываем ладони под щеку).
Четвертая побледнела от холода (трем плечи руками).
Пятая закричала: «Здесь крокодил! (сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя кусание)
Плывите скорее, чтобы не проглотил!».
Домик гнома
Под грибом — маленький шалаш (складываем ладони, чтобы сделать шаблон шалашика),
Там обитает веселый гномик.
Тихонько постучим (кулаком одной руки стучим по ладони),
В колокольчик позвоним (расслабляем кисти и трясем ими в воздухе).
Гномик откроет нам двери,
Зовет в шалашик (сгибаем и разгибаем указательный палец, как будто зовем).
В домике пол из досок (кладем ладонь на стол),
А на нем — дубовый стол (ставим кулак на ладонь).
Рядом стул с высокой спинкой (прижимаем левую руку вертикально и к ней прижимаем пальцы правой руки),
На столе — тарелка с вилкой (ладонь ложим на стол, рядом кладем правую ладонь с зажатым большим пальцем).
А блины стоят в горке —
Угощение для ребят (хлопаем в ладоши).
Мы писали
Мы писали, мы писали (ритмично сжимаем и разжимаем кулаки),
Наши пальчики устали (расслабляем ладони и трясем ими в воздухе).
Немного отдохнем
И снова писать начнем (снова ритмично сжимаем кулаки)!
Зима
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальцы),
Вышли во двор гулять («шагаем» указательным и средним пальцами по столу).
Мы лепили снежную бабу (соединяем ладони, как будто лепим снежки).
Птичек крошками кормили (складываем пальцы в щепотку).
С горки потом катались (проводим указательным пальцем по правой, затем по левой ладони),
А еще в снегу валялись (кладем ладони на стол, переворачиваем их вверх и вниз).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладони),
Съели суп и легли спать (имитируем движение ложкой, затем складываем ладони на щеке).
Читать также
Домашние животные
Кудрявая овечка
Перешла через речку («шагаем» пальцами по столу),
У неё желтые глаза.
К ней навстречу шла коза (показываем рога на голове).
Не пущу тебя, овечка (наклоняем голову с «рогами»),
Не пройдешь через речку (грозим пальцем)!
Лошадь мимо проходила
И овечку пропустила (разводим руки в стороны).
В школу
В школу осенью пойду,
Там себе друзей найду («шагаем» пальцами по столу).
Научусь читать и писать,
Быстро и правильно считать (загибаем пальцы на обеих руках).
Я буду настоящим учеником!
Но свой садик не забуду (грозим указательным пальцем).
Портфель
В портфеле у нас семь вещей (сжимаем и разжимаем пальцы):
Промокашка и тетрадь,
Ручка есть для письма,
А резинка, чтобы убрать
Пятна аккуратно
И пенал, и карандаш,
Букварь — наш приятель (по очереди загибаем пальцы).
Черепаха
По полю шла черепаха («ходим» пальцами по столу)
И тряслась от страха (сжимаем кулаки и чуть их трясем)
Она сказала: «Кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» (грозим пальцем).
Сороконожки
Две сороконожки (показываем два пальца)
Бежали по дорожке («шагаем» пальцами по столу).
Встретились (ставим ладони друг напротив друга),
Обнялись (соединяем ладони в замок),
Трудно расстались (разжимаем ладони)
И — попрощались (машем ладонями)!
Котенок и мышонок
Идти мне надо по дорожке (показываем один палец),
Со мной и две ножки (показываем два пальца),
Вдруг навстречу три мышонка (показываем три пальца),
Увидели мы котенка (хлопаем ладонями по щекам и качаем головой)!
У котенка четыре лапки (показываем четыре пальца),
На лапках острые когтики (царапаем в воздухе).
Раз, два, три, четыре, пять (счет с показом соответствующих пальцев):
Нужно быстро убегать! («шагаем» указательным и средним пальцами)
Изображение создано нейросетью bing.com
Комментарий эксперта про пальчиковую гимнастику для детей
Ведущая Людмила Шарова, детский и перинатальный психолог, автор интернет-инициативы «Уроки для мам», консультант по грудному вскармливанию, детскому сну и введению прикорма:
— Когда мама кормит малыша, улыбается, общается и интуитивно берет его ручку, массирует пальцы, слегка нажимая на них — это не что иное, как пальчиковая гимнастика для младенца. Однако, к сожалению, многие современные родители проводят время с телефонами в руках, игнорируя детей. Это приводит к увеличению дистанции между родителями и детьми, что негативно сказывается на их эмоциональном и физическом развитии, а также на социальной адаптации.
Пальчиковая гимнастика является одним из самых эффективных способов взаимодействия. Она полезна как для развития речи, так и для физического и эмоционального состояния детей. Это актуально для малышей и детей от одного до трех лет.
Пальчиковые игры улучшают мелкую моторику, что активизирует развитие определенных зон головного мозга, особенно речевых. Но чтобы ребенок начал хорошо говорить, важно уделять внимание не только мелкой, но и крупной моторике, всячески поощряя активность малыша.
На заметку
Популярные вопросы и ответы
Наш эксперт, психолог Людмила Шарова, отвечает на вопросы родителей.
Какова польза пальчиковой гимнастики для детей?
— Пальчиковые игры способствуют взаимодействию между детьми и их родителями. Это важно для эмоционального развития, так как такие упражнения сопровождаются стихами, потешками и улыбками. Ребенок воспринимает мимику, чувствует комфорт, спокойствие и доброжелательность.
Кроме того, гимнастика стимулирует активности головного мозга. Не зря говорят: «Весь мир на кончиках пальцев». Когда мы гладим ребенка по ладошке и произносим: «Сорока-ворона, кашу варила», загибая пальчики, малыш лучше ощущает свое тело. Он осознает, что это его ладонь и кулаки, что пальцы можно сжимать и раскрывать.
В процессе выполнения упражнений ребенок развивает пассивный словарный запас, так как он слышит слова, обращенные к нему матерью. В возрасте 2-3 лет пальчиковая гимнастика способствует развитию и активации речевых центров в мозге. Это своего рода база для будущего: подготовка руки к письму и рисованию в школе. Занимаясь такими упражнениями сейчас, малыш в будущем будет уметь правильно держать карандаш или ручку, вырезать, обращаться с ножницами и продевать нитку в иголку. Поэтому игры для пальчиков — отличная тренировка для мелкой моторики и мышц рук.
Существуют ли ограничения для пальчиковой гимнастики?
— Если родители осторожно и заботливо относятся к своему ребенку, если он здоров, не испытывает дискомфорта и находится в хорошем настроении, то пальчиковая гимнастика станет отличным способом провести время с пользой. В таком случае нет противопоказаний.
Тем не менее, если у малыша имеются повреждения кожи на руках или он чувствует себя плохо, то от упражнений лучше временно отказаться. Важно сначала проконсультироваться с врачом, а затем уже начинать занятия.
Как часто детям можно делать пальчиковую гимнастику в течение дня?
— Для младенцев, которые только начинают осваивать навыки переворачивания, рекомендую 3-4 раза в день проводить разминку пальчиков, сочетая её с простыми играми, такими как «Сорока-ворона» или «Этот пальчик в лес пошел».
Для детей в возрасте от 1 до 2 лет будет достаточно проводить 1-2 занятия в день, чтобы использовать все преимущества пальчиковой гимнастики. Важно не переусердствовать: длительность занятий должна соответствовать возрасту ребенка. Для малышей до года занятия составляют около двух минут, для детей от одного до двух лет — 5-10 минут, а для тех, кто старше двух лет — 10-15 минут.
Также следует ориентироваться на настроение ребенка. Если он не желает продолжать занятия, лучше сменить тип активности.
Источники
- 1. Gonzalez S. L., Alvarez V. Do Gross and Fine Motor Skills Differentially Contribute to Language Outcomes? A Systematic Review // Developmental neuropsychology, 20(2). 2010.
URL: https://www.sci-hub.ru/10.1207/S15326942DN2002_5 - Choi B., Leech K. A., Tager‑Flusberg H. Development of fine motor skills is associated with expressive language outcomes in infants at high and low risk for autism spectrum disorder // Journal of Neurodevelopmental Disorders, 2018.
URL: https://www.sci-hub.ru/10.1186/s11689-018-9231-3