Способность легко установить контакт с окружающими важна для каждого человека. Иногда именно не интеллект, а умение общаться оказывается решающим в жизни. Недавние исследования социологов из Высшей школы экономики показали, что общительные люди более успешны и финансово обеспечены по сравнению с теми, кто нечасто общается и предпочитает одиночество.
Налаживание дружеских отношений, карьерный рост, умение вести беседу и защищать своё мнение — все это следствия отличных навыков общения. Эксперты рекомендуют развивать эти навыки у детей начиная с самого раннего возраста, так как общительные дети, как правило, более счастливы и лучше способны взаимодействовать с другими людьми.
Когда вы разговариваете с малышом, старайтесь делать это ярко и выразительно, показывая ему значение своих слов с помощью жестов, мимики и интонации. Несмотря на то что ребенок еще многого не знает, специалисты советуют использовать развернутые и красивые фразы.
Важно также поощрять детей задавать вопросы и выражать свои мысли. Это способствует развитию критического мышления и уверенности в себе. Привлекайте детей к совместным играм, где они смогут взаимодействовать с другими детьми. Игры, которые требуют совместного обсуждения правил или стратегии, помогут укрепить навыки общения.
Не забывайте о важности чтения. Чтение книг развивает словарный запас и помогает детям лучше понимать структуру языка. Читайте вместе с ребенком и обсуждайте сюжет, персонажей и их действия, чтобы стимулировать его мышление и индивидуальное мнение.
Наконец, моделируйте общение в повседневных ситуациях. Учите детей приветствовать других, благодарить, извиняться и выражать свои чувства словами. Эти простые жизненные навыки помогут им стать более уверенными и общительными людьми в будущем.
Умные игрушки не так уж умны…
Тем не менее, планшеты и игрушки с множеством ярких кнопок могут негативно сказываться на развитии речевых навыков, предостерегают психологи. Во-первых, такие игрушки снижают качество взаимодействия между родителем и ребенком, а во-вторых, исследования показывают, что дети, проводящие время с такими устройствами, чаще испытывают трудности с контролем своих эмоций и нахождением общего языка с сверстниками. Более того, многие обучающие функции этих «умных» игрушек не усваиваются детьми. Родители думают, что знакомят своих детей с буквами и цифрами, но на самом деле малыш только учится нажимать на кнопки.
Иногда родители стремятся как можно раньше дать своего ребенка в детский сад, полагая, что это поможет ему развить социальные навыки. Однако это не всегда эффективно, считает клинический психолог Елена Трушина.
— Социальные навыки, такие как умение выражать свои потребности, справляться с отказами и устанавливать личные границы, у очень маленьких детей развиваются главным образом через взаимодействие с близкими взрослыми. Они служат примером того, как реагировать в той или иной ситуации. В детском саду, где много детей и всего 1-2 взрослого, возможности научиться каким-либо навыкам взаимодействия и разрешения конфликтов у ребенка значительно ограничены. Скорее, можно утверждать, что дошкольники применяют те способы общения, которые усвоили дома.
Фото: Jelleke Vanooteghem, unsplash.com
Маленькие дети еще не могут полноценно играть с другими детьми, им интереснее заниматься с игрушками. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы привлекать внимание к другим детям, делая такие замечания, как: «Посмотри на ту девочку! Какое у неё красивое платье!» Проводите время в гостях, где есть дети, или играйте на детской площадке.
К четырем годам ребенок начинает осознавать, что играть с другим человеком веселее, чем оставаться наедине. Это возраст сюжетных и ролевых игр, таких как врачебная практика, полиция или игра в семью. Это отличная возможность для коммуникативного развития — в таких играх дети и берут на себя лидерство, и следуют инструкциям, и учатся обманывать, и исполнять разные роли. Именно в процессе игры происходит формирование навыков договоренности, например, кто будет врачом, а кто пациентом, или в какую игру они будут играть.
К 5-6 годам дети уже способны вести беседы со сверстниками и взрослыми вне игрового контекста. С ними можно обсуждать различные темы и делиться воспоминаниями о том, что произошло ранее: «Где я был вчера? Какой мультфильм мне нравится? Куда я пойду завтра?»
Важно помнить
Не жмет ли корона
Проблемы в развитии коммуникативных навыков у детей часто связаны с их самооценкой. Для того чтобы разобраться в этом, родители могут воспользоваться простым тестом под названием «Лесенка».
Нарисуйте лесенку из семи ступеней. Объясните ребенку, что если рассадить детей на этих ступеньках, то на верхней окажутся самые лучшие, на второй и третьей — хорошие, на четвертой — ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой — плохие, а на последней — самые плохие. На какую ступеньку ты бы себя поставил? А как бы тебя оценили мама, папа, воспитатель и другие дети? Обычно дети ставят себя на верхнюю ступень. (Завышенная самооценка у малышей считается нормой.) Оценка со стороны других должна находиться на той же ступени или рядом. У детей с проблемами в общении существуют большие разрывы в этой оценке (на 2-4 ступеньки ниже). Таким образом, ребенок считает себя хорошим, но думает, что окружающие считают иначе, что может вызывать, например, стеснительность в общении.
Но не все так однозначно.
— Если ваш ребенок прячется за вашу спину на приеме у гостей, это совершенно нормально и не обязательно связано с его самооценкой, — поясняет Елена Трушина. — Однако реакция взрослых на такую черту может негативно повлиять на его уверенность в себе: когда повторяют «Ну что ты такая трусишка!» или «Давай уже!». В то же время поддержка и понимание со стороны родителей могут помочь ребенку постепенно открываться и пробовать новое.
Как развить общительность у ребенка
- Любая оценка ребенка, даже негативная, может иметь влияние на развитие его коммуникативных навыков. Важно оценивать не самого малыша, а конкретные действия. Вместо фразы «Ты самый умный ребенок на свете», лучше сказать: «Ты действительно нашел оригинальное решение этой задачи». Такая форма обратной связи будет гораздо более полезной для формирования адекватной самооценки. Хвалите по делу, подробно и конкретно указывая на то, что именно было выполнено хорошо. Например: «Чтобы так аккуратно вырезать картинку, требуются сосредоточенность и внимание. Как тебе удалось так точно вырезать?» или «Ты смог подтянуться три раза, действительно, для этого нужны сильные руки!».
- Для детей раннего возраста полезно подсказывать и помогать им выражать свои мысли в смущающих ситуациях, иногда даже говорить это за них, чтобы действовать как команда. Например: «Вася хотел бы поиграть с твоей машинкой, можем мы взять её на время?» или «Нет, Маша пока не готова отдать свою лопатку». Постепенно малыш усвоит предложенные вами фразы и будет использовать их самостоятельно.
- С более взрослыми детьми можно делиться своими переживаниями о сложных социальных ситуациях и способах их решения. Особенно важно акцентировать внимание на трудностях, с которыми вам приходилось сталкиваться. Это поможет ребенку понять, что трудности встречаются у всех, и если вы их преодолели, то он тоже справится.
- Задавайте детям открытые вопросы, требующие развернутого ответа, а не просто «да» или «нет». Например: «Как прошел твой день? Что было интересного?» Стимулируйте их задавать вопросы окружающим: «Спроси у Васи, какие ему нравятся конфеты».
- Всегда внимательно выслушивайте, когда ребенок хочет вам что-то рассказать. Не перебивайте, разворачивайтесь к нему лицом, кидайте добрые взгляды и задавайте уточняющие вопросы.
- Приучайте здороваться с другими детьми и взрослыми. Это простой и эффективный способ начать взаимодействие с новым человеком.
- Обсуждайте вместе книги или мультфильмы, делитесь впечатлениями о походах в гости или прогулках в зоопарке и т.д.
- Чтение важно! Совместное чтение значительно способствует развитию коммуникативных навыков.
На заметку
А теперь поиграем
Для самых маленьких
«Где наши ручки?»: ребенок показывает руки и прячет их за спину.
Игры с простыми правилами: Солнышко-Дождик. (Прячемся, когда идет дождь, выбегаем, когда светит солнце).
С четырех лет
«Зеркало». Один участник (взрослый или ребенок) смотрится в зеркало, а другой — его отражение. Зеркало должно повторять все движения: хлопки, топанье и звуки. Через несколько минут меняемся местами.
Зеркало наоборот. Выполняем действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий сжимает руки в кулаки, «отражение» с открытыми ладонями.
«Волшебная палочка». Тот, кто держит волшебную палочку (можно покрасить или обмотать фольгой обычную палочку), делится тем, что хорошего с ним произошло на прошлой неделе или том, чему он научился. Аналогично можно по очереди рассказывать истории.
Читать также
«Веселые картинки». Один игрок начинает рисовать, а через 2-3 минуты его работа продолжается другим (может быть мама или папа). Затем возвращается к первому участнику. Так рисунок может дополнительно обогащаться несколько раз. В конце стоит обсудить: насколько приятно было дорисовывать чужую работу и насколько она отличается от привычных рисунков ребёнка.
«Сиамские близнецы». Умение сотрудничать с другими — это важный навык для успешного общения. Обвяжите бинтом предплечья и локти двух детей (или ребенка с родителем) так, чтобы один держал левой рукой, а другой – правой. Затем используйте цветные мелки или карандаши и рисуйте, используя только приглушенные руки. В процессе разговаривайте, чтобы определить, что должно получиться на рисунке.
«Испорченный телефон». Эта игра помогает научиться внимательно слушать собеседника.
Шепните ребенку фразу, он передает ее следующему игроку и так далее, в итоге последний говорит, как он её услышал.
«Воображаемая сумка». Это игра-упражнение развивает понимание языка жестов.
Ставим перед собой воображаемую сумку, «достаем» из неё предмет и показываем, как им пользоваться. Например, пишем ручкой, режем бумагу ножницами, наливаем и пьем из стакана.