· ·

Развитие общения детей

Развитие общения детей

Способность легко установить контакт с окружающими важна для каждого человека. Иногда именно не интеллект, а умение общаться оказывается решающим в жизни. Недавние исследования социологов из Высшей школы экономики показали, что общительные люди более успешны и финансово обеспечены по сравнению с теми, кто нечасто общается и предпочитает одиночество.

Налаживание дружеских отношений, карьерный рост, умение вести беседу и защищать своё мнение — все это следствия отличных навыков общения. Эксперты рекомендуют развивать эти навыки у детей начиная с самого раннего возраста, так как общительные дети, как правило, более счастливы и лучше способны взаимодействовать с другими людьми.

Когда вы разговариваете с малышом, старайтесь делать это ярко и выразительно, показывая ему значение своих слов с помощью жестов, мимики и интонации. Несмотря на то что ребенок еще многого не знает, специалисты советуют использовать развернутые и красивые фразы.

Важно также поощрять детей задавать вопросы и выражать свои мысли. Это способствует развитию критического мышления и уверенности в себе. Привлекайте детей к совместным играм, где они смогут взаимодействовать с другими детьми. Игры, которые требуют совместного обсуждения правил или стратегии, помогут укрепить навыки общения.

Не забывайте о важности чтения. Чтение книг развивает словарный запас и помогает детям лучше понимать структуру языка. Читайте вместе с ребенком и обсуждайте сюжет, персонажей и их действия, чтобы стимулировать его мышление и индивидуальное мнение.

Наконец, моделируйте общение в повседневных ситуациях. Учите детей приветствовать других, благодарить, извиняться и выражать свои чувства словами. Эти простые жизненные навыки помогут им стать более уверенными и общительными людьми в будущем.

Умные игрушки не так уж умны…

Тем не менее, планшеты и игрушки с множеством ярких кнопок могут негативно сказываться на развитии речевых навыков, предостерегают психологи. Во-первых, такие игрушки снижают качество взаимодействия между родителем и ребенком, а во-вторых, исследования показывают, что дети, проводящие время с такими устройствами, чаще испытывают трудности с контролем своих эмоций и нахождением общего языка с сверстниками. Более того, многие обучающие функции этих «умных» игрушек не усваиваются детьми. Родители думают, что знакомят своих детей с буквами и цифрами, но на самом деле малыш только учится нажимать на кнопки.

Иногда родители стремятся как можно раньше дать своего ребенка в детский сад, полагая, что это поможет ему развить социальные навыки. Однако это не всегда эффективно, считает клинический психолог Елена Трушина.

— Социальные навыки, такие как умение выражать свои потребности, справляться с отказами и устанавливать личные границы, у очень маленьких детей развиваются главным образом через взаимодействие с близкими взрослыми. Они служат примером того, как реагировать в той или иной ситуации. В детском саду, где много детей и всего 1-2 взрослого, возможности научиться каким-либо навыкам взаимодействия и разрешения конфликтов у ребенка значительно ограничены. Скорее, можно утверждать, что дошкольники применяют те способы общения, которые усвоили дома.

Фото: Jelleke Vanooteghem, unsplash.com

Маленькие дети еще не могут полноценно играть с другими детьми, им интереснее заниматься с игрушками. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы привлекать внимание к другим детям, делая такие замечания, как: «Посмотри на ту девочку! Какое у неё красивое платье!» Проводите время в гостях, где есть дети, или играйте на детской площадке.

К четырем годам ребенок начинает осознавать, что играть с другим человеком веселее, чем оставаться наедине. Это возраст сюжетных и ролевых игр, таких как врачебная практика, полиция или игра в семью. Это отличная возможность для коммуникативного развития — в таких играх дети и берут на себя лидерство, и следуют инструкциям, и учатся обманывать, и исполнять разные роли. Именно в процессе игры происходит формирование навыков договоренности, например, кто будет врачом, а кто пациентом, или в какую игру они будут играть.

К 5-6 годам дети уже способны вести беседы со сверстниками и взрослыми вне игрового контекста. С ними можно обсуждать различные темы и делиться воспоминаниями о том, что произошло ранее: «Где я был вчера? Какой мультфильм мне нравится? Куда я пойду завтра?»

Важно помнить

Не жмет ли корона

Проблемы в развитии коммуникативных навыков у детей часто связаны с их самооценкой. Для того чтобы разобраться в этом, родители могут воспользоваться простым тестом под названием «Лесенка».

Нарисуйте лесенку из семи ступеней. Объясните ребенку, что если рассадить детей на этих ступеньках, то на верхней окажутся самые лучшие, на второй и третьей — хорошие, на четвертой — ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой — плохие, а на последней — самые плохие. На какую ступеньку ты бы себя поставил? А как бы тебя оценили мама, папа, воспитатель и другие дети? Обычно дети ставят себя на верхнюю ступень. (Завышенная самооценка у малышей считается нормой.) Оценка со стороны других должна находиться на той же ступени или рядом. У детей с проблемами в общении существуют большие разрывы в этой оценке (на 2-4 ступеньки ниже). Таким образом, ребенок считает себя хорошим, но думает, что окружающие считают иначе, что может вызывать, например, стеснительность в общении.

Но не все так однозначно.

— Если ваш ребенок прячется за вашу спину на приеме у гостей, это совершенно нормально и не обязательно связано с его самооценкой, — поясняет Елена Трушина. — Однако реакция взрослых на такую черту может негативно повлиять на его уверенность в себе: когда повторяют «Ну что ты такая трусишка!» или «Давай уже!». В то же время поддержка и понимание со стороны родителей могут помочь ребенку постепенно открываться и пробовать новое.

Как развить общительность у ребенка

  1. Любая оценка ребенка, даже негативная, может иметь влияние на развитие его коммуникативных навыков. Важно оценивать не самого малыша, а конкретные действия. Вместо фразы «Ты самый умный ребенок на свете», лучше сказать: «Ты действительно нашел оригинальное решение этой задачи». Такая форма обратной связи будет гораздо более полезной для формирования адекватной самооценки. Хвалите по делу, подробно и конкретно указывая на то, что именно было выполнено хорошо. Например: «Чтобы так аккуратно вырезать картинку, требуются сосредоточенность и внимание. Как тебе удалось так точно вырезать?» или «Ты смог подтянуться три раза, действительно, для этого нужны сильные руки!».
  2. Для детей раннего возраста полезно подсказывать и помогать им выражать свои мысли в смущающих ситуациях, иногда даже говорить это за них, чтобы действовать как команда. Например: «Вася хотел бы поиграть с твоей машинкой, можем мы взять её на время?» или «Нет, Маша пока не готова отдать свою лопатку». Постепенно малыш усвоит предложенные вами фразы и будет использовать их самостоятельно.
  3. С более взрослыми детьми можно делиться своими переживаниями о сложных социальных ситуациях и способах их решения. Особенно важно акцентировать внимание на трудностях, с которыми вам приходилось сталкиваться. Это поможет ребенку понять, что трудности встречаются у всех, и если вы их преодолели, то он тоже справится.
  4. Задавайте детям открытые вопросы, требующие развернутого ответа, а не просто «да» или «нет». Например: «Как прошел твой день? Что было интересного?» Стимулируйте их задавать вопросы окружающим: «Спроси у Васи, какие ему нравятся конфеты».
  5. Всегда внимательно выслушивайте, когда ребенок хочет вам что-то рассказать. Не перебивайте, разворачивайтесь к нему лицом, кидайте добрые взгляды и задавайте уточняющие вопросы.
  6. Приучайте здороваться с другими детьми и взрослыми. Это простой и эффективный способ начать взаимодействие с новым человеком.
  7. Обсуждайте вместе книги или мультфильмы, делитесь впечатлениями о походах в гости или прогулках в зоопарке и т.д.
  8. Чтение важно! Совместное чтение значительно способствует развитию коммуникативных навыков.

На заметку

А теперь поиграем

Для самых маленьких

«Где наши ручки?»: ребенок показывает руки и прячет их за спину.

Игры с простыми правилами: Солнышко-Дождик. (Прячемся, когда идет дождь, выбегаем, когда светит солнце).

С четырех лет

«Зеркало». Один участник (взрослый или ребенок) смотрится в зеркало, а другой — его отражение. Зеркало должно повторять все движения: хлопки, топанье и звуки. Через несколько минут меняемся местами.

Зеркало наоборот. Выполняем действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий сжимает руки в кулаки, «отражение» с открытыми ладонями.

«Волшебная палочка». Тот, кто держит волшебную палочку (можно покрасить или обмотать фольгой обычную палочку), делится тем, что хорошего с ним произошло на прошлой неделе или том, чему он научился. Аналогично можно по очереди рассказывать истории.

Читать также

«Веселые картинки». Один игрок начинает рисовать, а через 2-3 минуты его работа продолжается другим (может быть мама или папа). Затем возвращается к первому участнику. Так рисунок может дополнительно обогащаться несколько раз. В конце стоит обсудить: насколько приятно было дорисовывать чужую работу и насколько она отличается от привычных рисунков ребёнка.

«Сиамские близнецы». Умение сотрудничать с другими — это важный навык для успешного общения. Обвяжите бинтом предплечья и локти двух детей (или ребенка с родителем) так, чтобы один держал левой рукой, а другой – правой. Затем используйте цветные мелки или карандаши и рисуйте, используя только приглушенные руки. В процессе разговаривайте, чтобы определить, что должно получиться на рисунке.

«Испорченный телефон». Эта игра помогает научиться внимательно слушать собеседника.

Шепните ребенку фразу, он передает ее следующему игроку и так далее, в итоге последний говорит, как он её услышал.

«Воображаемая сумка». Это игра-упражнение развивает понимание языка жестов.

Ставим перед собой воображаемую сумку, «достаем» из неё предмет и показываем, как им пользоваться. Например, пишем ручкой, режем бумагу ножницами, наливаем и пьем из стакана.

Видео:

Как стать мастером КОММУНИКАЦИЙ – выжимай максимум из ОБЩЕНИЯ

Похожие записи

  • | |

    Температура 38 у ребенка

    Подъем температуры у ребенка чаще всего указывает на наличие заболевания. Однако данная реакция может также быть следствием вакцинации или прорезывания зубов. Вместе с экспертами мы обсудим, когда температура ребенка достигает 38 градусов и нужно ли в этом случае принимать меры по снижению температуры. Температура 38 у ребенка. Фото: Prostock-studio / Shutterstock / Fotodom Если термометр…

  • Зоосфера » Интересное » Феномены и тайны

    Насколько хорошо мы понимаем психику животных? В их поведении остается много неизведанного, и в то же время они способны учиться, наблюдая за людьми. Исследования показывают, что многие животные обладают высокоразвитыми социальными навыками, эмоциями и даже способностью к самоосознанию. Например, дельфины могут распознавать себя в зеркале, а воробьи могут использовать инструменты для добычи пищи. Психология животных…

  • Что должен уметь ребенок в 2 года

    В возрасте двух лет наблюдаются значительные изменения у ребенка, и это время имеет решающее значение для формирования его будущего успеха. Происходит активный рост и развитие, увеличивается запас слов. Малыш уже легко передвигается, рисует, поет, начинает различать цвета и, как правило, может самостоятельно есть ложкой. Вместе с педиатром и психологом обсудим, какими навыками должен обладать ребенок…

  • Запор у ребенка

    Для большинства родителей наивысшим приоритетом остаётся здоровье ребёнка. Если возникают проблемы с дефекацией, то это естественно становится источником тревоги и беспокойства. Причины такого состояния могут быть разнообразными. В этой статье мы вместе с педиатрами рассмотрим, почему у детей бывает запор и как можно помочь в данной ситуации. Запор у ребёнка. Фото: New Africa / Shutterstock…

  • | |

    Тики у детей

    Неуместные громкие звуки, частое моргание, постоянное шмыганье носом и другие необычные поведенческие особенности у детей могут быть признаками нервных тиков. Часто взрослые воспринимают их как капризы или странности, но иногда за ними скрываются серьезные проблемы. Давайте разберемся вместе с экспертами, что именно вызывает тики у детей и какие методы их лечения существуют. Тики у детей….

  • | |

    Что делать, если ребенок матерится

    Как следует реагировать, если ваш маленький ребенок начинает использовать непристойные слова? Мы обратились к Наталии Сченснович, кандидату педагогических наук, чтобы получить советы по объяснению ребенку, почему такое поведение недопустимо. Каждая хорошо воспитанная семья рано или поздно сталкивается с этой проблемой. Крошка, который только вчера был вашим бесконечным удовольствием, вдруг начинает произносить такие слова, что возникает…