Процесс формирования речевых навыков у детей не сводится только к физиологии; на это также влияют окружающая среда, психология и социальные аспекты. Задержка речевого развития является довольно распространенной проблемой, однако с грамотным подходом и поддержкой родителей она может быть успешно решена.
Чаще всего такой диагноз ставят, если к двум годам ребенок не произносит слов, а к трем годам его речь еще не сформирована. Давайте разберемся, стоит ли переживать, если малыш не произносит звуков в один год.
Что нужно знать о речевом аппарате годовалого малыша
| Знания об интонации и структуре речи формируются в первые месяцы жизни | В возрасте 3-4 месяцев дети уже могут распознавать язык, на котором говорят рядом, отличая его от других (1). |
| Первые слова | Согласно статистике, большинству детей удается произнести свое первое слово в период между 10 и 15 месяцами. К полутора годам их словарный запас расширяется до 40 слов (2). |
| В 1 год малыши используют 5-10 слов | Первые слова дети часто повторяют, что связано с особенностями их обучения и развития. Даже если ребенок начал говорить рано, на первых этапах его словарь будет ограничен. |
| Следим за поведением | Если к 1 году малыш не произносит ни одного слова, важно тоже обратить внимание на его поведение. Например, как он реагирует на звуки и свое имя. |
Почему ребенок не говорит в 1 год «мама», «папа» и другие слова
Перед тем как произнести свои первые слова, дети начинают смеяться, издавать различные звуки, затем произносят отдельные буквы и варьируют интонации. По критериям психомоторного развития, к 1 году большинство детей могут сказать 5-10 слов (3). Обычно их лексикон состоит из простых слов, таких как «мама», «папа», «я», «ты», «меня», «мое».
Если малыш не говорит, а просто лепечет в ответ, это не считается проблемой. В этом возрасте врачи не ставят диагноз «задержка речевого развития», а наблюдают за ребенком. Однако если к 1,5-2 годам он не произносит слов, использует жесты вместо звуков и плохо реагирует на внешние стимулы, рекомендуется провести диагностику.
Существует несколько причин, по которым ребенок может замедлиться в речевом развитии и не говорить к 1 году.
Наследственность
Этот фактор имеет большое значение. Если один из родителей начал говорить позже, вероятно, что ситуация повторится и у ребенка.
Хотя в 1 год сложно судить о наличии каких-либо серьезных отклонений в речевом развитии, опытный логопед способен оценить и спрогнозировать возможные проблемы на основе других наблюдаемых признаков.
Тугоухость
У малыша могут быть слуховые проблемы с раннего возраста. Если врач не заметил этого в первые месяцы, он может диагностировать тугоухость в период с 8 до 12 месяцев, когда ребенок начинает активно произносить звуки.
Недостаток слухового восприятия может затормозить процесс подражания, который, в свою очередь, необходим для формирования речи.
Недостаток внимания
Дети, с которыми родители не разговаривают, начиная с 2-3 месяцев, уже к 3 годам могут отставать в развитии на 5-6 месяцев (4). Нехватка общения и возможности слушать речь приводит к тому, что малыш просто пытается издавать звуки без произношения слов. Родителям стоит уделять больше времени общению с ребенком, читать ему книги для улучшения восприятия речи на слух.
Фото: imagebroker/Michaela Begsteiger, globallookpress.com
Смена места жительства
Проблемы с речью могут возникнуть в определенных обстоятельствах. Например, если ребенок, родившийся в одной стране, переезжает за границу в течение первых шести месяцев жизни. В первые 5 месяцев, не имея проблем со здоровьем, он активно впитывает слова вокруг. Однако при изменении среды ему может быть сложно адаптироваться к новым звукам и языку.
Лечение задержки речевого развития
Коррекция задержки речевого развития предполагает сотрудничество нескольких специалистов: невролога, логопеда-дефектолога и педиатра. Для эффективного лечения важно не только медицинское вмешательство, но и создание комфортной обстановки, где участвуют родители и профессионалы.
Среди методов медикаментозного лечения можно выделить физиотерапию, массаж и применение различных препаратов. В этот период для ребенка важны познавательные процессы и развитие моторики — в этом поможет психолог. Лечение задержки речевого развития обычно охватывает широкий спектр мероприятий: это процедуры, врачебное наблюдение и помощь родителей. Для ребенка необходимо чувствовать себя в безопасности и понимании, поэтому не стоит забывать о психологических аспектах.
Исследования выявляют три ключевых направления развития речи с самого рождения:
- физиологическое,
- коммуникационное,
- психологическое.
Под психологическим содержанием этого понятия понимается активное использование ребенком слов (либо других средств, таких как жесты или вокализация) в процессе общения. Таким образом, ребенок сначала управляет поведением взрослого, а с течением времени — и собственным (4). Именно поэтому для лечения задержки речевого развития важен комплексный подход, а не единичные меры.
Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях
Поддержка родителей, наряду с работой логопеда, имеет ключевое значение для малыша. Их эмоциональная поддержка и простые действия могут помочь ребенку вернуть уверенность в себе и развить речевые навыки.
Больше разговаривайте и читайте сказки
Звуковое восприятие помогает ребенку осваивать ритм языка и различать звуки. Чем больше вы будете общаться с ним или просто читать вслух, тем быстрее он познакомится с речью и «почувствует» ее. Специалисты рекомендуют начинать активно общаться с младенцем уже с первых дней его жизни, а лучше еще до рождения: малыш начинает слышать на 16-й неделе внутриутробного развития.
Подыграйте ребенку
Многие считают, что имитация речи со стороны ребенка не приносит пользы, но на самом деле это способствует его речевому развитию, создавая эмоциональный контакт. Это значит, что не стоит превращаться в «лялю». В качестве приемов можно использовать замену местоимений на существительные (например, вместо «я» — «мама»), упрощение фраз и использование уменьшительных форм.
— Когда ваш малыш родился, говорите с ним тихим, доброжелательным тоном, близко, чтобы он мог видеть ваше лицо и губы, — советует Татьяна Анисимова, врач-логопед «СМ-Клиника». — Пойте колыбельные, читайте стихи, комментируйте все, что он видит. Не забывайте гулять, во время прогулок обращайте внимание на листья, камни, цветы, рассказывайте ребенку о том, что его окружает. Игрушек не должно быть слишком много, но они должны быть качественными, предпочтительно из натуральных материалов. Обязательно покажите ребенку, как играть с игрушками, и поиграйте с ним вместе. А вот что делать не стоит:
- позволять ребенку пользоваться мобильным телефоном и смотреть мультфильмы (лучше, чтобы до 2 лет он не знал о них);
- не стоит приобретать дешевые игрушки с звукозаписями — они могут звучать неестественно;
- не включайте телевизор при ребенке, даже фоном.
Обратите внимание на игры
Звуковые игры способствуют развитию подражания: ребенок смотрит на вас и пытается повторять звуки. Занятия могут быть разнообразными, но сначала лучше сосредоточиться на произношении звуков, а затем переходить к словам и предложениям.
Порой может показаться, что результат не приходит слишком долго — это нормально. Здесь работает эффект накопления, и в конечном итоге звуковые игры станут обычной практикой как для вас, так и для ребенка.
Развивайте мелкую моторику
Это полезно для стимуляции работы мозга: занимаясь одним аспектом, вы постепенно развиваете и другие. Однако для самых маленьких не стоит предлагать мелкие детали, такие как пластилин или бусины, которые могут быть проглочены. Начните с пальчиковых игр, сборки и разборки пирамидок, занятия с мячом.
Покажите ребенку мир
Взрослея, мы порой забываем, что значит быть ребенком. Это время формирует нас и оставляет глубокий след в развитии. Попробуйте вспомнить, каково это — забыть названия частей тела или предметов, времен года и имен. Вместе с малышом отправьтесь в увлекательное путешествие по знакомому, но новому для него миру. Станьте проводником в изучении разнообразия окружающего мира. И помните, даже если малыш пока не говорит, он все равно воспринимает и понимает.
Отзывы врачей
Галина Фефилова, врач высшей категории, заведующая отделением педиатрии многопрофильного медицинского центра «Философия красоты и здоровья»:
— К 1 году ребенок должен уметь произносить 8-10 слов, таких как «дай!», «на!». Это также могут быть слоги, обозначающие слова: «ма» для «мама», «па» для «папа», «ба» для «бабушка». Однако основные объекты и свои желания он уже должен уметь выразить в речи.
Основной причиной, по которой ребенок может не начать говорить к 1 году, являются сами родители. В современном мире многие из них мало общаются с детьми, увлечены своими гаджетами. Часто можно видеть, как малыш сидит в коляске, а мама заabsorbed в смартфоне или беседует с кем-то. Именно это может привести к более позднему развитию речевых навыков у детей.
Для того чтобы малыш начал говорить, необходимо, чтобы родители активно общались с ним, создавая взглядом личный контакт и проговаривая вслух происходящее вокруг. Чем больше родители будут взаимодействовать с ребенком, тем быстрее он начнет осваивать речь. Это взаимодействие важно начинать не в год, а с самого рождения. Вовсе не исключено, что даже в период беременности, когда ребенок слышит, как мама разговаривает и поет, это сказывается на его речевом развитии.
Если к году ребенок еще не произносит ни слова, это сигнал к тому, чтобы обратиться к специалистам, особенно к педагогу-психологу. Он способен оценить ситуацию и подсказать родителям, как правильно налаживать взаимодействие с малышом. В случае, если рекомендации не приводят к ожидаемым результатам, может потребоваться консультация невролога.
Татьяна Анисимова, логопед в «СМ-Клиника», отмечает:
— Развитие речи у ребенка в возрасте одного года в значительной мере зависит от двух основных факторов:
- какие этапы развития он успешно прошел ранее — речь формируется совместно с физическим и психическим развитием;
- как грамотно взрослые взаимодействуют с ним.
В норме, здоровый ребенок в возрасте около одного года (в промежутке от года до года и четырех месяцев) способен произносить несколько простых слов: «мама», «папа», «дядя», «тетя», «дай», «мяу», «гав». Хоть и на своем, но понятном для него языке, эти слова соответствуют конкретным ситуациям. Малыш уже начинает откликаться на свое имя, использует указывающие жесты и в целом осознает обращенную к нему речь, правильно на нее реагируя. Он понимает простые просьбы взрослых и может сам что-то попросить, используя жесты и слоги (например, «ам-ам» — показывая на рот, или «пи-пи» — прося о туалете).
На данном этапе слоги могут обозначать разные вещи, к примеру, «пи» может выразить и просьбу «дай пить», и слово «мышка», либо просьбу посадить его на горшок. Здоровый годовалый малыш уже умеет ходить, проявляет активность и инициативу, радостно реагирует на взрослых и игры с ними.
До достижения возраста одного года ребенку необходимо пройти определенные этапы развития, общие для всех младенцев. К ним относятся:
- комплекс оживления примерно в возрасте от одного до полутора месяцев;
- гуление в 3-4 месяца (протяжные звуки вроде «агу», «аку» и т. д., словно он поет);
- лепет в 8 месяцев: спонтанное произношение слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па», которые затем примерно к году формируются в слова «мама», «папа», обращенные к родителям.
При отсутствии вышеуказанных этапов следует проявить бдительность и проконсультироваться со специалистами: возможно, имеются проблемы со слухом или с артикуляционным аппаратом.
Важно понимать, что ребенок не говорит не из-за нежелания, а по причине того, что не может, и ему необходима поддержка. Следует также учитывать, что состояние мозга ребенка в раннем возрасте очень пластично и восприимчиво к обучению, а значит, чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше вероятность достижения положительных результатов.
Лилия Ефетова, невролог в «СМ-Клиника»:
— Помните, что ваш малыш слушает и подражает. Общайтесь с ним, проговаривайте свои действия и его, называйте слова в полном объеме. Эмоциональная запоминаемость выше, чем механическая. Поэтому эмоционально окрашенная речь взрослых оказывает более сильное впечатление и лучше запоминается.
Развитие тонкой моторики также содействует речевым навыкам. Игры для пальчиков, лепка, работа с конструкторами, перебирание бусин — все это будет способствовать развитию речи. Музыкальные игры и физическая активность на свежем воздухе не только расширяют кругозор малыша, но и укрепляют его физическое и эмоциональное здоровье, что в итоге способствует ускорению речевого развития.
Необходимо запомнить, что процесс речевого развития является сложным и проходит индивидуально. Если малыш здоров, речь начинает формироваться естественно при взаимодействии с окружающей действительностью. Повышенная независимость в движениях побуждает ребенка больше исследовать и, следовательно, чаще говорить. К двум годам словарный запас может вырасти в 10 раз и более. Если у вас есть тревоги относительно недостатка слов у ребенка или проблем в взаимодействии, стоит обратиться к врачу за советом.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей о речевом развитии отвечает Екатерина Левунина, логопед-дефектолог в детской клинике «МЕДСИ», врач высшей квалификационной категории.
Сколько слов должен знать и говорить ребенок в 1 год?
К первому году у малыша формируется как активный, так и пассивный словарный запас. В активный входят слова, которые он может произнести (в среднем — 5-10 слов), тогда как пассивный — это слова, которые он понимает (около 20 слов). Сперва малыш начинает издавать первые осознанные звуки, потом произносит свои первые слова. Обычно в возрасте 4-5 месяцев младенцы начинают издавать гласные звуки: «а», «о», «у». Некоторые малыши уже к этому времени комбинируют гласные и согласные, образуя звуки, такие как «гу-у». Ближе к году ребеночек старается переходить к более сложным конструкциям, например, при зове мамы произносит «ма-ма» в повторяющемся формате.
Должен ли годовалый малыш реагировать на свое имя?
Обращение к ребенку по имени также является аспектом речевого общения. Родителей немало волнует, когда же малыш должен начать откликаться на свое имя. Это происходит, как правило, до начала формирования речевых навыков. Чаще всего дети начинают осознавать, что так зовут именно их, в возрасте 8-10 месяцев, когда происходит развитие понимания окружающего мира, предметов и явлений. Не стоит паниковать, если к году малыш еще не реагирует на свое имя. Каждый ребенок индивидуален, и важно рассматривать ситуацию в комплексном измерении.
Что понимает ребенок в 1 год?
Не стоит переживать, если к первому году ребенок еще не сказал своего первого слова. Гораздо важнее, чтобы он понимал взрослых, концентрировал внимание, активно двигался, изучал предметы и издавал простые звуки. Кроме того, небольшие отклонения от нормы (если медицинский специалист уже поставил диагноз) легко корректируются. Главное — это начать заниматься с ребенком вовремя.
В 1 год ребенок:
• выполняет действия по просьбе,
• знает, как его зовут,
• различает «можно» и «нельзя»,
• использует разнообразные звуки и пытается произнести первые слова.
Источники
- Aslin RN, Jusczyk PW, Pisoni D. Speech and auditory processing during infancy: Constraints on and precursors to language. In: Damon W, ed-in-chief. Handbook of child psychology. 5th Ed. New York: John Wiley & Sons; 1998: 147-198. Kuhn D, Siegler RS, eds. Cognition, perception, and language. Vol 2.
- Pine J M. Variation in vocabulary development as a function of birth order. Child Development. 1995; 66(1): 272-281.
- Language Delays in Toddlers: Information for Parents. Healthy Children from AAP.
URL: https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/language-delay.aspx - Крик, гуление, лепет, первые слова… Возможно ли по-другому? Г. А. Мишина, Ю. Д. Черничкина // Современное дошкольное образование. 2012.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krik-gulenie-lepet-pervye-slova-vozmozhno-li-po-drugomu