Каждый родитель по-своему относится к речевому развитию ребенка. Некоторые испытывают беспокойство и спешат записать сына или дочь к узким специалистам, в то время как другие не беспокоятся из-за задержки речевого развития и предпочитают подождать. Что делать, если двухлетний ребенок не говорит? Давайте разберемся вместе с логопедами и неврологом.
Ребенок не говорит в 2 года. Фото: Evgeny Atamanenko / Shutterstock / Fotodom
Когда малыш в возрасте 1,5–2 лет активно использует речь и формирует предложения, это, безусловно, приятно. Однако, увы, такие случаи не редкость. Стремление многих родителей понять, почему их чадо не говорит в 2 года, полностью оправдано. Нельзя просто так установить единый диагноз, ведь количественные параметры: число произносимых слов и правильно произносимых звуков — это не единственные показатели речевого развития (1).
Некоторые дети достаточно активно общаются к двум годам, в то время как другие остаются молчаливыми даже в три года. Такое ощущение, что они «сохраняют» звуковые образы. И потом происходит резкий рост: ребенок начинает выражать мысли короткими фразами. Хотя их произношение, как правило, будет менее совершенным по сравнению с теми детьми, у которых речь развивалась более равномерно.
Как определить, стоит ли начинать волноваться, если ваш малыш не говорит в 2 года, и требуется ли консультация специалиста? Давайте разберем это вместе с экспертами.
Что нужно знать о речевом аппарате двухлетнего малыша
| Аспекты произношения | Мышцы губ, языка и челюстей у ребенка становятся более развитыми, однако порой возникают сложности с произношением некоторых звуков, в частности, шипящих. |
| Объем словаря | Примерно 300 слов, основная часть — существительные. |
| Понимание речи | Ребенок может легко воспринимать рассказ без дополнительных наглядных материалов. |
| Овладение грамматикой | Использует фразы из 2–3 слов. Восклицания и утвердительные утверждения состоят из подлежащего и сказуемого или отрицаемого предложения с дополнением. |
| Способы общения | Общение становится приоритетным, хотя ребенок в основном говорит с родными или хорошо знакомыми людьми. |
Ребенок не говорит в 2 года слово «мама»
Задержка речевого развития — довольно распространенное явление. Иногда двухлетний ребенок почти не говорит и даже не произносит слово «мама». В этом случае необходимо выяснить причины.
Если один из родителей также начал говорить позже, возможно, в этом есть наследственная предрасположенность. Также стоит проверить слух ребенка — возможно, он страдает от невыявленной ранее тугоухости. Плохое восприятие окружающей речи затрудняет формирование правильного речевого навыка, поскольку ребенка не хватает моделирования. Задержка может также быть вызвана проблемами с артикуляцией, аутизмом, задержкой в психическом развитии, недостаточным вниманием со стороны взрослых или перенесенным стрессом (2).
Иногда малыш называет всех членов семьи — папу, бабушку, деда и даже домашних питомцев, но не произносит слово «мама». В таком случае паниковать не стоит, поскольку этому может понадобиться просто больше времени. Обычно такая проблема легко решается с помощью заботливого подхода и правильной коррекции. Полезно чаще сосредотачиваться на своем имени в разговоре с ребенком, упоминая: «мама хочет», «мама видит», «мама просит», а также просить родственников использовать это слово.
Ребенок в 2 года не говорит, а мычит
Что делать, если малыш не произносит не только слова, но и слоги? Если он понимает ваши просьбы, показывает пальцем на интересные предметы и может обратиться к взрослым жестами или звуками, значит, его понимание речи в порядке. Просто речевое развитие немного отстает от нормы.
В данный период речь, как правило, формируется через имитацию звуков. Продолжайте обучать малыша. Четко и внятно называйте предметы, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию. Игры со звуковыми эффектами также могут быть очень полезными: учите его, как «говорит» курочка, лошадка, собака и кошка. Включайте в процесс такие звукоподражания, как хрюканье, цоканье и писк. Чтобы обогатить пассивный словарный запас, используйте карточки с изображениями знакомых ребенку предметов.
Ребенок не говорит в 2 года фразами и предложениями
Фото: Yousef Espanioly, unsplash.com
В идеале к двум годам ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2–4 слов и задавать вопросы вроде «Что это?», «Почему?» и «Зачем?». При оценке речевого развития важно обращать внимание не только на ровно 2 года, но и на 2 года 4 месяца, или 2 года 8 месяцев. Дело в том, что после достижения двухлетнего возраста словарный запас детей стремительно увеличивается и к трём годам составляет 1000–1200 слов.
У детей в этом возрасте строение предложений имеет свои особенности. В основном они употребляют существительные, глаголы и прилагательные, редко используют числительные, причастия и деепричастия. Для обозначения цвета, формы, размера и других характеристик достаточно лишь прилагательных.
Если ребенок произносит некоторые слова, но пока не объединяет их в предложения, это не свидетельствует о задержке речевого развития. Скорее, он просто не готов к формированию простых фраз. Ребенок учится строить предложения через слышанную речь взрослых. Чтобы помочь ему заговорить, задавайте наводящие вопросы о том, что делает лягушка, какой мячик, куда ты бежишь.
Лечение задержки речевого развития
В такой ситуации правильнее использовать термин «коррекция», а не «лечение», поскольку задержка речевого развития — это не заболевание.
Тем не менее, это довольно распространенная проблема. Обычно у таких детей имеется «неблагоприятный» перинатальный период, связанный с проблемами во время беременности или родов. В дефектологии такие случаи относятся к «группе риска» (3).
В области дошкольного образования нет строгих норм, касающихся речевого развития. Каждый ребенок проходит свой уникальный путь. Ученые считают весь период речевого развития, начиная с года и до шести лет, сензитивным, то есть чувствительным к восприятию окружающей речи и зависящим от различных факторов, как внутренних, так и внешних (3).
Если же вас беспокоит недостаток речевой активности у малыша или в течение 2–3 месяцев его развитие не демонстрирует прогресса, лучше проконсультироваться с врачом.
Сначала малыша следует показать педиатру, который, если нужно, направит на консультацию к логопеду, оториноларингологу, дефектологу, детскому неврологу или психоневрологу. После необходимых обследований врач может подтвердить наличие «задержки речевого развития».
Для коррекции применяются физиотерапевтические процедуры, массаж и различные медикаменты. Важен комплексный подход к задержке речевого развития: наблюдение специалиста, процедуры и активное сотрудничество родителей.
Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях
Комментарии врача-логопеда детской «СМ-Клиника» Оксаны Клоновец:
— Для появления речи необходимы слух, понимание, артикуляция, накопленный словарный запас и, самое главное, мотивация. Убирайте гаджеты и шумы, играйте и разговаривайте с ребенком, вовлекайте его в беседу. Хорошими случаями являются совместные обеды, визиты в зоопарк, театр или у друзей, обсуждения. Визуальный контакт также имеет значение. Используйте жесты, мимику и введите приветственные и прощальные ритуалы. Речь формируется на фоне положительных эмоций и интереса. Привлекайте ребенка к своим делам и выполняйте действия совместно.
Вот основные шаги, которые помогут вашему ребенку заговорить.
- Учите его имитировать, играйте — в процессе этого можно развивать навыки самообслуживания, выполнять простые просьбы и обмениваться впечатлениями.
- Обратите внимание на моторное развитие: рисуйте, лепите, учите завязывать шнурки. Работайте над мелкой моторикой: учите переливать, пересыпать и так далее.
- Занимайтесь строительными играми.
- Развивайте слуховое восприятие: ребенок должен научиться различать звуки. Используйте звукоподражания вместе с названием предметов или действий, например: «собака гавкает» — «гав-гав», «водичка капает» — «кап-кап» и т.д.
- Работайте над артикуляцией: полезно жевать сухофрукты, облизывать верхнюю губу, выдувать мыльные пузыри и дуть на одуванчики.
- Проводите упражнения по классификации по размеру, форме и цвету, удобно используя прозрачные контейнеры для хранения игрушек, одежды или книг.
- Работайте над расширением словарного запаса ребенка: читайте книги, играйте в ролевые игры, беседуйте, рассказывайте сказки.
Чем раньше удастся преодолеть задержку речевого развития, тем более полноценным и спокойным будет дальнейшее развитие ребенка.
Отзывы специалистов о речи двухлетнего ребенка
Комментарии саидой Хашба, детским неврологом филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— Для начала важно определить причины задержки речи. Причиной может быть неврологический дефицит, вызванный последствиями неблагоприятной беременности (хроническая гипоксия плода, внутриутробные инфекции, угроза прерывания беременности и т.д.) или травмами во время родов. Прежде чем ставить диагноз, необходимо провести инструментальные методы диагностики, такие как нейросонограмма для детей с открытым родничком или МРТ в наркозе, которые могут подтвердить повреждение мозга и определить степень тяжести. Исходя из полученных результатов врач даст родителям прогноз дальнейшего развития.
Если обнаружено поражение центральной нервной системы, можно говорить о задержке психомоторного развития. Для таких детей требуется комплексный подход: мониторинг со стороны невролога, постоянная реабилитация, занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог установит диагноз и назначит необходимые препараты для коррекции обнаруженного неврологического дефицита, а также порекомендует реабилитационные мероприятия.
После этого родителям нужно запастись терпением и довериться реабилитации. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность медицинской терапии будет низкой.
В тех случаях, когда у ребенка наблюдается гармоничное развитие, двигательные навыки соответствуют возрастным нормам, а неврологическая симптоматика отсутствует, но имеются заметные проблемы с психическим развитием, специалист-невролог может порекомендовать консультацию психиатра для уточнения или исключения возможных патологий.
Причины задержки в речевом развитии ребенка не всегда связаны с патологическими факторами. Возможны случаи, когда малыш пережил сильный стресс или испуг. В таких ситуациях цель невролога — исключить наличие патологии и, при необходимости, направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.
О своей практике рассказывает логопед детской «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:
— В нашей клинике регулярно обращаются родители, чьи дети не говорят или имеют задержку в речевом развитии. Для выбора наилучшей стратегии коррекции и компенсации важно четко различать патологическое и задержанное развитие.
Каждому возрасту соответствуют свои нормы. К примеру, ползать дети начинают в шесть месяцев, а ходить — в один год. То же касается речевого развития: в возрасте 8-10 месяцев у ребенка появляется обращенный к взрослым лепет и первые слова «папа» и «мама». В 12-14 месяцев ребенок использует излагаемые слова, такие как «дай», «баба», «киса» и другие. В 16-20 месяцев словарный запас значительно увеличивается. А в 18-24 месяца уже начинают формироваться простейшие фразы: «хочу пить», «дай лялю», «буду спать» и т. д.
С учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, к вышеуказанным нормам можно добавить один год. Это будет считаться задержанным развитием. Если же задержка превышает один год, то это уже считается патологией. Например, если в возрасте 1 год и 8 месяцев еще нет лепета или слов «мама», «папа», если в 2 года 2 месяца не появились первые слова, и если в 3 года отсутствуют грамматически верные фразы — это указывает на патологическое развитие.
Факторы, влияющие как на задержанное, так и на патологическое развитие, могут включать:
- снижение слуха и зрения,
- врожденные слабости или аномалии в мышцах органов артикуляции,
- органические поражения головного мозга в перинатальный период,
- травмы и воспалительные процессы в головном мозге,
- поражения центральной нервной системы,
- влияние социально-психологических и бытовых условий, таких как педагогическая запущенность, двуязычие в семье, стрессовая атмосфера в доме.
Бездеятельность родителей в ситуации задержки речевого развития может быть губительной, ведь раннее распознавание отклонений и начало лечения существенно увеличивают шансы на полное или частичное освоение речи. Если вы заметили проблемы в речевом развитии вашего малыша, крайне важно обратиться к логопеду в кратчайшие сроки. Возможно, потребуется помощь специалистов таких как невролог, психиатр, дефектолог, психолог, стоматолог и других.
Читайте также
Популярные вопросы и ответы
На вопросы о Speaking delays in two-year-olds отвечает логопед-дефектолог
Светлана Каткова.
Необходимо ли идти к логопеду, если ребенок не говорит в 2 года?
Если к 1,5-2 годам у малыша нет речи или число слов не превышает 20, а также наблюдаются сложности с восприятием обращенной речи, внимания и памяти, это является поводом для консультации логопеда-дефектолога.
Сколько слов должен знать и использовать ребенок в 2 года?
Речь — это одна из самых сложных высших психических функций, предназначенная для коммуникации и выражения мыслей. Для формирования полноценной речи к определенному возрасту у ребенка должны быть развиты такие способности, как: слуховое, зрительное и тактильное восприятие; двигательные навыки; внимание; память и коммуникативные способности.
К двум годам при нормальном развитии все эти функции проходят стадии, необходимые для формирования речи. В этом возрасте ребенок обычно уже знает около 1000 слов и может произнести примерно 400 из них, используя простейшие фразы:
• «мама дай мять» — мама, дай мяч,
• «ати еде сипе» — смотри, едет велосипед, и так далее.
Хотя произношение может быть неправильным, слова могут состоять из меньшего количества слогов, чем нужно, и конструкции фраз могут быть не согласованы грамматически, но сам факт общения уже выполняется.
Что способствует развитию речи у ребенка?
В первую очередь, важно развивать моторные навыки, координацию движений, мелкую моторику и правильное произношение. Эти навыки можно развивать через простые упражнения.
Для успешного формирования речи необходимо также развивать социальное взаимодействие ребенка с окружающими. Обратите внимание на общение с ребенком, давая ему возможность исследовать свои интересы. Не забудьте о развитии восприятия (например, зрительного, слухового и тактильного) и внимания, уделяйте время для слушания окружающих звуков.
Источники
- Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve - Заваденко Н. Н. и др. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Журнал «Вопросы современной педиатрии», 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rechi-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa - Боровцева Л. А., Козодаева Л. Ф., Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Журнал «Гаudeамус», 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta