· ·

Ребенок не говорит в 4 года

Ребенок не говорит в 4 года

Каждый ребенок проходит уникальный путь в освоении речи. Некоторые малыши начинают произносить простые фразы в возрасте двух лет, в то время как другие могут начать говорить только после трех. Однако если к четырем годам ребенок не заговорил — это уже вызывает основанное беспокойство. Давайте разберемся, почему ребенок не говорит в 4 года и какие действия могут предпринять родители в такой ситуации.

Ребенок не говорит в 4 года. Фото: shutterstock.com

В этом возрасте малыш должен уметь хорошо общаться. В некоторых случаях ребенок не выражается полными предложениями, допускает ошибки в произношении или не разговаривает совсем. Рассмотрим вместе с экспертами, что можно сделать и как помочь своему ребенку в такой ситуации.

Содержание страницы

Что нужно знать о речевом аппарате четырехлетнего ребенка

Характеристика речи Могут возникать придуманные слова. Предложения иногда строятся логически неверно, а согласование слов также может быть ошибочным.
Словарный запас От 800 до 2000 слов (1).
Грамматика К четырем годам дети начинают использовать длинные и сложные предложения, активно применяя все части речи.
Связность речи Дети способны отвечать на вопросы, опираясь на изображения, а также рассказывать несложные стихи и пересказывать сказки. Они могут составлять логические связи.
Произношение Звуки «ж», «ш», «ч», «щ», «с», «з», «ц» часто не произносятся четко. Звуки «л» и «р» иногда заменяются или пропускаются.

В возрасте трех лет речь ребенка направлена на использование коротких фраз, состоящих из 3-4 слов. Однако ближе к 4 годам предложения становятся более сложными и разнообразными. Ребенок начинает использовать слова, которые описывают цвет, размер и качества объектов, например, «чистый», «гладкий» и так далее. В этом возрасте дошкольники способны создавать новые слова, такие как «ползук», «всамделишный», «ворунишка» и «бананас». Этот этап развития называется словотворчеством.

Иногда грудные дети меняют порядок слов в предложении: «Я гулять нет пойду» или неправильно согласуют слова: «Мне купили много игрушков, один колесо». Также иногда пропадают предлоги: «мячик упал стол» — «мячик упал под стол». Они могут заменять слова на близкие по значению: «полили чай» вместо «налили чай». В целом это нормальные проявления речевого развития (2).

Звуки, такие как шипящие, свистящие, или «л», «р», обычно трудно произносятся в этом возрасте. В результате дети могут их пропускать или заменять более простыми: например, «лошадка» — «лосадка», «лампа» — «ампа», «рука» — «люка», «йука», «лодка» — «йодка», «собака» — «абака». Если в слове слишком много согласных, они могут добавлять лишний гласный звук: «медведь» — «медиветь» и переставлять слоги в сложных словах, как в слове «ромашки» — «марашки».

Важным моментом в возрасте четырех лет является оценка общего развития ребенка. Следует обратить внимание на его моторные навыки, стремление общаться и подражать. Ребенок должен понимать, что ему говорят, и выполнять инструкции на два или три шага: «Возьми книгу, отнеси ее в комнату и положи на стол».

Малыши любят слушать сказки, стихи и истории. Они могут пересказать короткие рассказы или запомнить небольшой стих.

Ребенок вообще ничего не говорит в 4 года

Процесс освоения речи — это многогранный процесс, в котором задействованы слух, зрение, дыхательная система и нервная система. Крайне важный период формирования речевых навыков — от одного года до пяти лет (3).

Если ребенок не говорит к трехлетнему возрасту, это уже свидетельствует о значительной задержке в речевом развитии (4).

Фото: Bermix Studio, unsplash.com

— К трем годам дети активно начинают использовать речь, и если этого не происходит — это тревожный сигнал, указывающий на возможные проблемы у ребенка, — объясняет учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, сурдопедагог, логопед Екатерина Андреева.

Если подобная ситуация наблюдается и в четыре года, это может указывать на серьезные расстройства речи, слуха или умственного развития. Стоит уделить внимание этому признаку (5).

Как поступить, если в 4 года ребенок не говорит «мама» и не использует простые слова?

Около года у ребенка начинаются первые слова. Он может произносить дублирующие слоги: «бо-бо», «ма-ма», «па-па». К четырем годам его лексикон должен расшириться до сложных фраз. Если же он все еще использует лепетные слова и звукоподражания, усиливая общение жестами и мимикой, это может говорить об общем недоразвитии речи. Например, вместо слова «дедушка» он говорит лишь слог «де». Тем же слогом он может называть разные предметы: «биби» может означать как самолет, так и машину, и кораблик (1).

Даже если ребенок произносит некоторые слова, но их количество не превышает двадцати, это сигнал о необходимости обращения к специалистам.

Ребенок не говорит в 4 года предложениями

Переход к фразовой речи обычно начинается на втором году жизни. Некоторые родители надеются, что у их ребенка синдром Эйнштейна. Биографы знаменитого ученого сообщают, что он начал говорить предложениями только в пять лет. Однако принято считать, что если к 2,5 годам ребенок не составляет предложения, его необходимо показать детскому неврологу и логопеду (6).

Иногда может случиться, что в четыре года у ребенка имеется большой словарный запас — до нескольких десятков слов, но он не может составить из них осмысленные фразы.

Например: «Саша сок стакан» вместо «Саша пьет сок из стакана».

Либо в таких предложениях используются существительные в именительном падеже, а слова соединяются без предлогов. Это может указывать на наличие речевых нарушений (5).

Кроме того, некоторые дети сталкиваются с трудностью формирования предложений ввиду слабой слуховой памяти. Порой даже самые простые фразы, как «Ваня, иди» или «Катя, спи», трудно им запомнить и произнести. В таком случае полезно учить с ребенком короткие стихи и песни (6).

Ребенок не говорит в 4 года отдельные слова или слоги

— Такие отклонения свидетельствуют о серьезных проблемах в развитии речи, — наставляет логопед-дефектолог Светлана Каткова.

В возрасте четырех лет у детей допускаются определенные ошибки в произношении звуков, однако речь должна быть понятна посторонним (4).

Ниже приведем примеры допустимых ошибок.

  1. В словах, состоящих из нескольких частей, дети могут пропускать один из слогов, ударный при этом остается: собака — «бака».
  2. Иногда они могут сохранить неударный слог, когда ударный включает сложный для произношения звук: болит — «бо», кастрюля — «люля».
  3. Дети склонны сокращать длинные слова. Например, вместо «автомобиль» они могут говорить «атабиль», «велосипед» становится «сипед», а «книга» — «нигу».

Если пропуски слов и слогов сопровождаются другими проблемами, такими как бедный словарный запас, плохо понятная речь и замедленная речь, а также неверное использование выражений — в этом случае рекомендуется диагностическое обследование у специалистов (1).

Ребенок не говорит в 4 года «р» или другие звуки

Дети последними осваивают сложные в артикуляции звуки: шипящие «ш», «ж», «ч», «щ» и свистящие «с», «з», «ц».

Наиболее трудным для произношения часто оказывается звук «р» и твердый «л», которые дети начинают правильно произносить иногда только к 5-6 годам.

В возрасте четырех лет приемлемо, если ребенок заменяет сложные звуки более простыми: «л» или «й» вместо «р»; «ф» вместо «ш»; шипящие и свистящие звуки заменяются звуками «т» и «д». Например, ребенок может сказать «табака» вместо «собака», «тюмка» вместо «сумка», «тяска» — это «чашка», а «тяпка» — «шапка». Исправить такие недостатки можно с помощью упражнений, направленных на укрепление мышц языка и губ (5).

Дети также могут пропускать звуки, если в слове стоит несколько согласных подряд, произнося лишь один из них: «большой» — «босой», «мальчик» — «мачик», «девочка» — «девича».

Следует обратиться к логопеду, если:

  • малыш произносит звуки необычным образом, например, «картавое» «р», «шепелявое» «с», которое произносится с раздуванием щек «ш»;
  • вместо «р» он использует звук, отсутствующий в русском языке, или заменяет его на «г», «н», «в» и др.

Существуют случаи, когда определенные звуки могут произноситься правильно в отдельности, но неправильно в предложении: например, «р», «л», «с» могут произноситься корректно поодиночке, однако в предложении нарушаются: «Стоял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску». В таких случаях необходимо развивать фонематический слух и правильное произношение звуков (1).

Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

Сначала необходимо определить причины задержки речевого развития. Исследования показывают, что генетические факторы и окружающая среда могут привести к задержке речевого развития в возрасте от трех до пяти лет (7).

Исследования выявили, что дети с аналогичными проблемами «слушают» правым полушарием мозга, тогда как обычно для детей с нормальным речевым развитием характерно восприятие информации левым полушарием (8).

К факторам, способствующим задержке речи, относятся:

  • осложнения во время беременности и родов;
  • отставание в психическом развитии;
  • неправильная работа артикуляционного аппарата;
  • ухудшение слуха у ребенка;
  • последствия вакцинации;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипотрофия;
  • аномалии строения речевого аппарата;
  • недостаток общения с ребенком в семье;
  • двуязычная среда;
  • плохое физическое здоровье малыша;
  • перенесенные сложные заболевания в детском возрасте;
  • аутизм (9);
  • рожденный преждевременно или с опозданием;
  • гипоксия;
  • влияние генетических факторов (3).

Для выявления причин задержки речевого развития необходимо провести комплексное обследование.

Первоначально родителям следует обратиться к неврологу и логопеду. Исследования установили, что у 95,5% детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, присутствует неврологическая патология (3).

Невrolog проведет исследование головного мозга, используя такие методы, как ЭЭГ, ЭхоЭГ и сканирование сосудов головы. Это необходимо для исключения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения и другие расстройства. Логопед проверит, как функционирует речевой аппарат, оценит слуховые и зрительные рефлексы, а также качество речи и словарный запас.

Также может потребоваться консультация других врачей:

  • дефектолога;
  • сурдолога;
  • оториноларинголога;
  • психолога;
  • психиатра;
  • эндокринолога;
  • генетика.

Процесс обследования может быть следующим:

  • мониторинг состояния нервной системы;
  • оценка уровня интеллектуального и невербального развития;
  • аудиометрические тесты и исследование слуховых вызванных потенциалов;
  • электроэнцефалография — как рутинная, так и с включением сна;
  • нейровизуализация — МРТ и КТ головного мозга и височных костей;
  • проведение специализированных генетических исследований (4).

Читайте также

Коррекция задержки речевого развития

После определения причины задержки, специалист назначает соответствующее лечение, которое может включать медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и коррекционные занятия.

В зависимости от уровня речевых навыков ребенка логопед может применять в процессе занятий:

  • логопедический массаж губ, щек и определенных точек языка;
  • артикуляционную гимнастику;
  • коррекционные и дидактические упражнения;
  • упражнения для развития слухового и зрительного восприятия, а также внимания;
  • методы, способствующие увеличению активного и пассивного словарного запаса;
  • обучение стройной речи.

Как способствовать развитию речи у ребенка в домашних условиях

Если четырехлетний малыш имеет трудности с речью, помочь ему могут не только специалисты, но и родители, при условии ежедневных занятий.

Улучшение общей моторики

Специальные упражнения помогут развить координацию малыша. С их помощью ребенок сможет соединять движения с рифмами (6). Пример для занятия:

На стене часы висели. (Приседаем)

Тик-так, тик-так. (Покачиваем руками в стороны)

Тараканы стрелки съели. (Разводим и сводим руки)

Мыши гири оторвали. (Делаем хватательные движения)

И часы ходить не стали. (Поднимаем и опускаем плечи)

Дыхательные упражнения

Сообщите ребенку, что на деревьях начали появляться первые разноцветные листья, которые постепенно опадают. Привяжите к ниточке настоящий лист или изготовьте его из бумаги, предложите малышу подуть на него.

Упражнения для артикуляции

Рассмотрим несколько игровых упражнений.

  1. «Волшебное окно»: скажите ребенку, чтобы он представил, что его рот — это волшебное окно, открывающееся и поющее, когда на него светит фонарик. Направьте свет на его рот, а малыш должен произнести звук «о» в течение 3-5 секунд.
  2. «Кошечка» — играя, дайте ребенку задание: «Ты видел, как кошка облизывается после еды? Попробуй сделать так же! Давай облизнем верхнюю губу, а затем нижнюю».
  3. «Прятки»: предложите ребенку: «Покажи, какой у тебя длинный язык. Вот к нам пришла воробейка (или другой персонаж). Теперь быстро спрячь его, чтобы воробейка не унесла!»

Упражнения по развитию восприятия речи и внимания

Ребенок может участвовать в играх любым доступным способом: жестом, мимикой или действием.

  1. «Дай мне»: обучаем запоминанию и выбору одной игрушки из нескольких.
  2. «Кто пришел, а кто убежал?»: малыш определяет, какую игрушку добавили или убрали со стола.
  3. «Что лишнее»: ребенок учится выделять общий признак для нескольких предметов. Он должен определить лишний элемент среди трех или четырех игрушек или картинок.
  4. «Чья тень?»: малыш находит предмет по его силуэту или тени.
  5. «Прятки»: нужно найти игрушку по вопросу «Где?». Сначала прячем предмет в одном месте, потом меняем локацию, помогая ребенку избежать ситуации, когда он не понимает вопроса «Где?». Затем можем задавать другие вопросы: «Кто?», «Куда?», «Откуда?», «С кем?»

Смотрите также

Упражнения для развития речи

Представляем несколько примеров, которые можно использовать в домашних условиях.

  1. «Повтори за игрушкой»

Для повышения речевой активности полезно использовать пальчиковые куклы или игрушки. Ребенок учится повторять за игрушкой имена окружающих, звуки животных (му-му, ав-ав, ко-ко, мяу и прочее), звуки музыкальных инструментов (ду-ду-ду, бам-бам и т.д.), простые слова (би-би, ту-ту и т.д.).

  1. «Что звучит?»

Малыш должен угадать звучание различных музыкальных инструментов — барабана, маракасов, колокольчика и других, а также звуки птиц и животных. Для начала можно использовать картинки для поддержки материал. В процессе игры учим ребенка использовать не только существительные, но и глаголы, указательные местоимения, а также составлять двухсловные предложения (10).

  1. «Оживляем картинку»

На изображении сначала показываем важные детали, а затем обводим пальцем, озвучивая персонажей. Например, глядя на машинку, можно сказать: «Это машинка. Она едет и гудит: «Би-би-би!».

Во время этих упражнений ребенок тренируется произносить звуки и слова вместе с родителями, а затем старается говорить самостоятельно (6).

Вот несколько дополнительных рекомендаций, как можно развивать речь в домашних условиях:

  • чаще общайтесь с малышом — вовлекайте его в беседы, задавайте вопросы, даже если он пока не может ответить;
  • используйте как полные названия, так и облегченные варианты, не прибегая к излишнему детскому лепету;
  • применяйте простые конструкции: «Подойди сюда», «Дай ручку», «Идем купаться»;
  • необходимо побуждать ребенка проговаривать слова вместо жестов;
  • много читайте вместе, повторяйте стихи и простые сказки;
  • обсуждайте с малышом прочитанное: «О ком была эта сказка? А какого цвета был колобок? Какой голос имела мышка?»;
  • комментируйте собственные действия, говорите четко;
  • не ругайте ребенка за ошибки в произношении;
  • регулярно делайте массаж пальцев;
  • проводите пальчиковые игры, пока читаете стихи, изображая дождь или тик-так часов;
  • массируйте кончики пальцев во время игр с песком или аппликацией: нарисуйте контур колобка или цветка на цветной бумаге и заполните его ватой или кусочками бумаги;
  • развивайте речь через созидание — пусть ребенок расскажет о своих поделках, лепите головы персонажей и одевайте их на пальцы ребенка, разыгрывая сказание;
  • рисуйте вместе, собирайте конструкторы и пазлы — это также развивает мелкую моторику и внимательность;
  • используйте водные игры: наполните тазик и поместите в него предметы или переливайте воду из одной емкости в другую.

На заметку

Отзывы логопедов о речи четырехлетнего ребенка

Комментирует учитель-дефектолог Екатерина Андреева:

— Четырехлетний ребенок уже способен строить полноценные фразы, состоящие из 3-4 и более слов. Большинство таких предложений имеют грамматически правильную структуру.

Этот возраст — время «почемучек». Малыш с любопытством задает вопросы.

К четырем годам происходит развитие артикуляционной функции. Движения языка и губ становятся более согласованными. В стандартной ситуации речь ребенка наполнена эмоциями, он может говорить с разной интонацией: быстро и медленно, тихо и громко.

В случае если у малыша отсутствует речь — это серьезный повод незамедлительно обратиться к специалистам для выяснения причин, таких как невролог, логопед, а возможно и психиатр. Ребенку могут понадобиться занятия не только с логопедом, но и с другими узкими специалистами: дефектологом, нейропсихологом или эрготерапевтом.

Рассказывает логопед-дефектолог Светлана Каткова:

— Четыре года — это переходный этап, в котором завершается формирование речи. Звуковая сторона становится более разнообразной. Появляются новые, более сложные звуки: «ш», «ж», «р», «л». Грамматическая структура также завершает свое развитие, хотя могут оставаться аграмматизмы: «У меня четыре свечков», «Я мечтаю о велосипед» и так далее. В этом возрасте дети активно создают новые слова, много употребляют неологизмов: «Я нашел в траве сверчей».

Малыш способен на развёрнутое и согласованное высказывание, фразы становятся сложносочинёнными и имеют объем от 5 до 7 слов. Дети в этом возрасте начинают активно общаться и использовать речь уверенно, диалог может идти в более быстром темпе. Тем не менее, родителям стоит удостовериться, что речь развивается корректно и записаться на диагностику к логопеду. Обычно дети начинают заниматься с этим специалистом именно в возрасте четырех лет. Наиболее частые вопросы родителей касаются невнятной речи и исправления звукового произношения. Однако также существуют более сложные случаи, такие как заикание, запинки, трудности начала речи и развитие предречевых навыков.

Полезно знать

Популярные вопросы и ответы

На часто задаваемые вопросы родителей отвечают наши эксперты.

Что делать, если в четыре года ребенок не говорит и не ест после стресса?

— Это веское основание для незамедлительного обращения к таким специалистам, как невролог и психиатр, а также получения консультации у психолога и логопеда, — поясняет Светлана Каткова.

Какой диагноз устанавливается, если четырехлетний ребенок не говорит?

— Очень важно установить причины, по которым ребенок не говорит, так как именно от этого будет зависеть финальный диагноз. Родителям стоит обязательно обратиться к неврологу, логопеду и сурдологу, чтобы оценить слуховые способности детей. Врач поставит диагноз, а логопед, проведя необходимые тесты, составит заключение, — говорит Екатерина Андреева. — Окончательный диагноз может быть связан как с разными отклонениями физического развития — нарушениями слуха, зрения или интеллекта, так и с общим недоразвитием речи, которое может иметь различные уровни сложности — от первого до четвертого.

Нужно ли идти к врачу или логопеду, если ребенок в возрасте 4 лет не говорит?

— Важно незамедлительно обратиться к неврологу и логопеду для уточнения диагноза. Если речь присутствует, но она труднопонимаема или неразборчива, это также является основанием для обращения к специалистам за необходимой помощью, — советует логопед-дефектолог Светлана Каткова.

Что делать, если ребенок в 4 года не общается в садике?

— Если малыш не говорит исключительно в саду, в первую очередь стоит выяснить причины его нежелания общаться. Если это не удается, разумно обратиться к психологу. Вероятно, причина кроется в его психологическом состоянии. Если помощь психолога не дает результатов, нужно посетить невролога или психиатра, так как выборочное молчание может свидетельствовать о мутизме, а не просто о нежелании говорить в определенной обстановке или с определенными людьми, — объясняет Светлана Каткова.

Что помогает детям развивать речь?

— Прежде всего, это окружение ребенка, включая как речевую, так и развивающую среду. Важнейшими аспектами являются своевременное развитие моторики, гармоничное раннее развитие и профилактика возможных нарушений. Это достигается через общение с родителями, чтение книг для детей, прослушивание музыки и активное изучение свойств предметов окружающего мира. К важным физиологическим факторам относится переход на поедание пищи кусочками, а затем и на твердую жевательную пищу, такую как мясо, фрукты, овощи и так далее, — добавляет учитель-дефектолог Екатерина Андреева.

Источники:

  1. Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции. Методическое пособие для врачей. 2005.
    URL: https://archive.org/details/B-001-025-137-ALL/page/n5/mode/2up
  2. Гризик Т. Речевое развитие детей 3-4 лет: методическое пособие для воспитателей. 2017.
  3. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. 2016.
    URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zaderghki_razvitiya_rechi_u_detey_prichinydiagnostika_i_lechenie/#ixzz8D0XSZbn
  4. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. В., Винярская И. В. // Русский журнал детской неврологии. 2017.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu
  5. Парамонова Л. Логопедия для всех. 2009.
  6. Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. // Современное дошкольное образование. 2009.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-material-dlya-zanyatiy-s-detmi-rannego-vozrasta-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya
  7. Norwegian Institute of Public Health. Gender, genes play important role in delayed language development // ScienceDaily. 2014.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2014/02/140217085246.htm
  8. Radiological Society Of North America. Brain Activity Abnormal In Children With Delayed Speech // ScienceDaily. 2003.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2003/11/031126065701.htm
  9. Дашина М. Г., Акопян Т. А., Павлов Г. А., Кочеткова Е. П., Тимошникова Н. Н., Малетин С. И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekspertnoy-otsenki-narusheniy-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta-pri-provedenii-mediko-sotsialnoy-ekspertizy
  10. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими i уровень речевого развития. Уклейкина И. Ю., Пайдимирова Т. П. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-s-detmi-rannego-vozrasta-imeyuschimi-i-uroven-rechevogo-razvitiya

Видео:

4 причины почему ребёнок не говорит?

Похожие записи