· ·

Ребенок не ходит на горшок

Ребенок не ходит на горшок

Некоторые родители уже в раннем возрасте начинают приучать своих детей к горшку. Однако многие мамы и папы переживают, когда этот процесс затягивается. У них возникают мысли типа: «А вдруг с моим малышом что-то не так, если он еще не умеет этого делать?»

Давайте разберемся, стоит ли волноваться, если знакомые родители уже в возрасте одного года научили своих детей этому навыку, а ваш трехлетний ребенок все еще продолжает использовать подгузники, а также причины, по которым некоторые дети не могут научиться ходить на горшок.

Содержание страницы

Что важно знать о развитии ребенка

Физиологическое развитие Центральная нервная система ребенка успешно формируется в определенном возрасте. Если она еще недостаточно развита, то не сможет передавать сигналы от органов к мозгу и обратно. Без этих сигналов осознанное усвоение навыков туалета просто невозможно.
Когда начинать обучение детскому туалету В возрасте от 18 до 24 месяцев

В каком возрасте ребенок должен уметь пользоваться горшком

Как правило, рекомендуемая нижняя граница для начала приучения к горшку — от 14 месяцев до 3 лет. Современные педиатры советуют не спешить в этом вопросе. Нельзя ускорить процесс, начав обучение слишком рано или вело его с высокой интенсивностью.

Система сигналов, ответственных за мочеиспускание и дефекацию, формируется только тогда, когда организм ребенка относительно зрелый. Попытки приучить к горшку полуторагодовалого малыша безуспешны, ведь это можно сравнить с попытками научить новорожденного ходить. Ученые считают, что освоить навык ходьбы на горшок можно только тогда, когда ребенок осознает необходимость этого и сам проявит желание.

Исследования, проведенные в России, показывают, что большинство родителей (до 95%) начинают приучение к горшку слишком рано, когда дети еще не готовы к этому ни физиологически, ни психологически.

Обучение может растянуться на период от 12 до 15 месяцев, а навыки, полученные в это время, часто оказываются нестабильными и легко теряются. Как для детей, так и для родителей данный процесс может быть источником стресса и негативных эмоций.

Педиатры рекомендуют начинать обучение горшку с 18 до 24 месяцев. В этом возрасте мышцы и нервные пути, отвечающие за контроль мочеиспускания, уже полностью развиты, а психологическое состояние ребенка достигает определенной зрелости. А в первый год жизни можно просто познакомить малыша с горшком и унитазом.

Стоит отметить, что у мальчиков и девочек навыки контроля физиологических потребностей формируются в разные сроки.

Существует три этапа контроля над мочеиспусканием:

  • Ранний этап. Ребенок понимает, что ему нужно на горшок, хотя еще не может дождаться, когда доберется до туалета. Для девочек этот этап начинается в возрасте от 12 до 18 месяцев, для мальчиков — от 18 до 30 месяцев.
  • Средний этап. Ребенок способен удерживать мочеиспускание в течение 1-5 минут. Для девочек это происходит в возрасте 18-24 месяцев, для мальчиков — 30-40 месяцев.
  • Поздний этап. Ребенок уже без труда пользуется горшком и остается сухим в течение всего дня. Для девочек этот этап начинается в возрасте 2,5-3,5 года, для мальчиков — от 3,5 до 5 лет.

Если не торопиться с обучением, процесс его завершения, как правило, занимает около 7 месяцев.

При оценке навыков не следует учитывать, если ребенок мочится во сне, так как непроизвольное мочеиспускание ночью до 5 лет считается нормальным явлением.

Чтобы не начинать обучение раньше времени, рекомендуется проконсультироваться с педиатром. Во время обследования специалист оценит физическое, эмоциональное и речевое развитие ребенка, его способность передвигаться с помощью своих сил, садиться, раздеваться, следовать указаниям, контролировать мышцы мочевого пузыря и сфинктера, а также сообщать о необходимости использования горшка.

Почему ребенок не ходит на горшок

Причин тому, почему ребенок не ходит на горшок, может быть множество, зависит это от возраста и уровня его развития.

Если малыш активно отказывается от горшка, лучше всего сделать перерыв в обучении на 1-3 месяца. Это поможет укрепить доверие и связь между родителями и ребенком. После перерыва обычно ребенок готов продолжать обучение, но если повторные попытки не дали результатов или ребенку уже исполнилось 4 года, то стоит обратиться за консультацией к педиатру или детскому неврологу. Специалист сможет изучить психологические аспекты и исключить нарушения психомоторного развития.

Ребенок не пользуется горшком в возрасте 1,5-2 лет

На данном этапе не следует слишком волноваться, так как эксперты советуют только начинать приучение к горшку именно в этом возрасте.

Ребенок не пользуется горшком в возрасте 2-3 лет

Существует множество факторов, по которым в этом возрасте некоторые дети не хотят использовать горшок: физиологическая незрелость, неверная методика отучения от подгузников, трудности с осознанием своего тела или психологические проблемы. Если вы сталкиваетесь с трудностями в этом процессе, стоит обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, которые смогут оценить готовность вашего малыша и дать соответствующие рекомендации.

Ребенок не ходит на горшок в возрасте 3-4 лет

Здесь может сказаться кризис трех лет. В этом возрасте малыши могут реагировать на просьбы родителей противоположным образом, включая отказ от использования горшка. Важно в такой ситуации не давить на ребенка, иначе обучение может затянуться.

В среднем обучение горшку завершается к 36 месяцам, однако развитие у каждого ребенка индивидуально. Некоторые малыши могут продолжать использовать подгузники до 4 лет. Возраст — не главный фактор в этом процессе. Поэтому, если ваш ребенок в возрасте 3-4 лет не хочет пользоваться горшком, родителям стоит обратить внимание на несколько аспектов:

  • Готовность к горшку;
  • Нет ли страхов, связанных с посещением туалета. Обязательно обсудите эту тему с малышом, чтобы устранить причины. Возможно, понадобится консультация педиатра или психолога;
  • Медицинские проблемы. У ребенка могут быть здоровье, которые мешают ему пользоваться горшком. Например, недостаток контроль мышц, боли при запоре или инфекции мочевыводящих путей. Чтобы исключить эти факторы, лучше проконсультироваться с врачом.

Что делать, если ребенок не ходит на горшок

  1. Если ребенок не против сидеть на горшке, но у него ничего не получается, не стоит волноваться. Малышу нужно время, чтобы научиться расслаблять мышцы, отвечающие за работу кишечника и мочевого пузыря. Если такая ситуация повторяется несколько раз, возможно, ребенок еще не готов, и стоит попробовать скачать этот вопрос позже.
  2. Часто родители сами переживают по этому поводу, и ребенок впитывает их волнение. Эта тема превращается для него в стресс. Необходимо настроиться на спокойствие и позитив. Постарайтесь не наказывать малыша, если он не хочет идти на горшок, и не проявляйте разочарования, чтобы не вызвать тревогу у ребенка.
  3. На начальных этапах приучения к горшку малыши часто предпочитают ходить в туалет только с родителями. Постепенно нужно уходить от этой зависимости. Например, родитель может помочь ребенку снять трусики, посадить на горшок, а затем подождать за дверью.
  4. Иногда дети так увлечены игрой, что забывают о горшке или не хотят прерываться от интересного занятия. В таких случаях мягко напомните ребенку о необходимости сходить на горшок. Введите практику посещения туалета каждые несколько часов, предлагайте сесть на горшок после пробуждения, еды, перед выходом из дома и перед сном.
  5. Используйте систему поощрений. Например, разрешите малышу получать наклейку каждый день, когда он использует горшок. Однако этот метод не сработает на всех детей. Поэтому лучше всего стимулировать их позитивными комментариями: «Какой же ты уже взрослый и самостоятельный!».
  6. Превратите поход в туалет в расслабляющее время: читайте сказки, расскажите интересную историю из своего детства о собственном опыте использования горшка.

Если в вашей семье возникают проблемы с освоением навыков туалетного поведения у ребенка, рекомендуется обратиться к врачу. Согласно статистике, 48,9% родителей ищут советы у знакомых и родных, а лишь 26,8% обращаются за помощью к специалистам.

Если ребенок терпит, вместо того чтобы пойти на горшок в большой

Возможные причины — запор или болезненная дефекация. Испытав дискомфорт, малыш старается избежать подобной ситуации, а даже когда он уже хочет в туалет, он сдерживается. Это крайне вредно. В результате последующее посещение туалета становится еще более болезненным и сложным. В такой ситуации нужно:

  • обратиться к педиатру. Возможно, он назначит мягкое средство от запора;
  • обогатить рацион ребенка овощами, фруктами и водой;
  • не начинать обучение горшку, если у ребенка имеются запоры. Сначала необходимо решить эту проблему.

Если ребенок терпит, вместо того чтобы пойти на горшок по-маленькому

Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок упорно не хочет писать в горшок. Важно помнить, что существуют определенные нормы количества мочеиспусканий в течение дня:

  • для детей от года до 3 лет — 10-12 раз в день;
  • от 3 до 5 лет — 6-8 раз в день.

Запрещено позволять ребенку долго терпеть, так как это может привести к формированию вредной привычки. Со временем он может перестать осознавать момент, когда нужно в туалет, а также могут возникнуть различные проблемы со здоровьем, такие как инфекции мочевыводящих путей и растяжение мочевого пузыря.

Теперь давайте рассмотрим возможные причины, по которым малыш может сдерживаться, вместо того чтобы идти на горшок.

  1. Медицинские проблемы. Убедитесь, что мочеиспускание не вызывает у ребенка болезненных ощущений.
  2. Малыш может быть еще не готов к горшку. Возможно, лучше временно вернуться к подгузникам и отложить обучение на месяц, чтобы избежать проблем с нервозностью в этой сфере.
  • Форма горшка может оказаться неудобной или нестабильной. Ребенку становится сложно сидеть, и это вызывает у него психологический дискомфорт. Музыкальный горшок подходит не всем, так как звук может негативно влиять на процесс мочеиспускания.
  • Отрицательное подкрепление. Родители могут ругать ребенка, если он случайно описался. В результате малыш начинает воспринимать процесс садиться на горшок с неприязнью, испытывает стыд и стремится реже ходить в туалет.
  • Сильное эмоциональное давление или попытки заставить ребенка сесть на горшок. Когда родители находятся в напряжении из-за того, смог ли малыш справиться с горшком, это negatively сказывается на его эмоциональном состоянии. В конечном итоге, ребенок пытается избежать предмета, вызывающего столько проблем.

Если ребенок пользуется горшком для маленькой нужды, но не для большой

Рассмотрим возможные причины.

  • Малыш еще не готов к горшку ни физиологически, ни эмоционально. Лучше подождать с этим вопросом.
  • Психологические страхи. Неверное поведение родителей при знакомстве с горшком или детские фантазии могут мешать расслаблению мышц, когда малыш сидит. Рекомендуется консультация с психологом, который может предложить сказкотерапию или другие методы для решения проблемы.

Процесс обучения ребенка пользоваться горшком для большой нужды зачастую сложнее, чем для маленькой.

Что можно сделать:

  • Позвольте ребенку пользоваться подгузником для какания, но только в ванной;
  • Через неделю дайте ему посидеть на горшке в подгузниках;
  • Затем можно сделать небольшое отверстие в подгузнике и надеть его перед туалетом. Так малыш будет чувствовать себя в безопасности, ведь привычная «одежда» на месте.
  • Спустя неделю попробуйте надеть трусики.

Если ребенок использует горшок для большой нужды, но игнорирует для маленькой

Такая ситуация хоть и редка, тем не менее, требует обращения к специалисту.

Если ребенок раньше пользовался горшком, а потом перестал

Такое регресс может возникать по нескольким причинам.

  • Из-за стресса: болезнь, появление нового члена семьи, переезд или изменение места для сна.
  • По причине запоров. Неприятные ощущения могут ассоциироваться у ребенка с горшком.
  • Возможно, малыш еще не полностью освоил навык: он использовал его не самостоятельно и не осознал связь между потребностью и действием. Это приводит к частым «авариям» в трусиках, из-за чего он захотел вернуться к подгузникам.

Отзывы и рекомендации экспертов

Галия Багдалова, педиатр, заведующая детским отделением, лектор Академии медицинского образования, наставник врачей-педиатров:

— Мы наблюдаем смещение возрастных рамок для эмоциональной готовности детей к приучению к горшку, которое должно происходить осознанно. Обычно ближе к 3 годам малыши уже способны сидеть на горшке без игры, осознавая его предназначение. Я часто сталкиваюсь с насильственным приучением, что является наследием предыдущих поколений. Родители порой считают, что «ребенку уже в год нужно уметь пользоваться горшком; никаких подгузников!», что нередко приводит к функциональному запору. Под давлением родственников, мамы начинают приучать раньше положенного срока, и после болезненного опыта дефекации, горшок вызывает у ребенка страх, он начинает всячески избегать его. В итоге ребенок прячется, дефилируя стоя, чтобы его не видели и не заставляли.

Что может сделать родитель для облегчения процесса приучения?

1. Проведите тест. Он поможет понять, готов ли малыш к горшку с эмоциональной точки зрения.

Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

  • Вашему ребенку есть 18 месяцев?
  • Малыш умеет сидеть, вставать и ходить самостоятельно?
  • Обратили ли вы внимание на его недовольство мокрым подгузником?
  • Пробует ли он повторять действия за вами?
  • Понимает ли он смысл обращенной к нему речи?

Чем больше ответов «ДА», тем больше вероятность, что малыш готов осознанно пользоваться горшком.

2. При покупке горшка прихватите с собой ребенка и позвольте ему выбрать сам. Важно, чтобы горшок ему нравился и вызывал положительные ассоциации. Это совет от моих пациентов.

3. Подавайте процесс как игру. Показать, как сидит на горшке кукла или любимая игрушка.

4. Обязательно поощряйте ребенка за успехи. При ошыбках не стоит акцентировать внимание — если он испачкал штаны, этого вообще не должно быть. Важно поддерживать позитивное взаимодействие.

5. Читайте книги на тему, связанную с процессом туалетного обучения. Рекомендую рассмотреть книги:

  • «Барашек Бяша идет на горшок» Е. Ульева
  • «Наш котенок — умничка. Книжка-игрушка» Н. Моргунова
  • «Ходим на горшок» Г. Меламед
  • «Что в твоем подгузнике? Я иду на горшок» Г. Генехтен
  • «Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (и для девочек) Х. Говарт

6. Не следует приучать к горшку, если есть признаки функционального запора: задержка дефекации, болезненные походы в туалет, дефекация стоя, твердый стул, присутствие кровяных следов. Эти симптомы могут указывать на трещины в прямой кишке. Причины запора могут быть разные. Например, это может быть переход к прикорму или отлучение от груди.

Мария Скрынникова, клинический психолог, педагог-психолог, эксперт в сфере семейной и детской психологии:

— Приучение к горшку — это вопрос отделения ребенка от родителя. Каждый новый навык делает его более независимым. В те времена, когда требуется постепенно отказываться от подгузников, некоторые родители продолжают их использовать из-за собственного удобства. Ребенок, который становится старше, привыкает к подгузникам, и другой способ туалета вызывает у него дискомфорт. Когда, наконец, родителям становится ясно, что пора отказываться от подгузников, попытки сделать это приводят к тому, что ребенок начинает задерживать стул, и в результате развивается запор. Этот процесс может привести к развитию определенных привычек и повышенной тревожности.

Популярные вопросы и ответы

Попробуем ответить на вопросы, которые беспокоят родителей.

Может ли отказ от горшка указывать на проблемы с развитием ребенка?

Некоторые родители склонны связывать успехи в приучении к горшку с умственным развитием ребенка, или же оправдывают нежелание пользоваться горшком характером. Например, можно услышать фразы: «Он слишком упрямый (ленивый, непослушный) для этого». Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нормативы для обучения могут сильно варьироваться, и возможно, малыш просто не готов к горшку.

Навыки использования горшка зависят от зрелости центральной нервной системы. Оценить ее можно по развитию психических, двигательных, эмоциональных и речевых навыков. Признаки готовности к обучению:

● Ребенок остается сухим на протяжении двух часов в течение дня;
● Умеет сидеть и передвигаться самостоятельно;
● Понимает слова, относящиеся к физиологическим процессам и использует их;
● Знает, что такое горшок и унитаз, может подражать взрослым и проявлять независимость;
● Умеет строить фразы (из двух слов и более);
● Обозначает желание сходить в туалет словами или жестами;
● Может попытаться снять подгузник при обращении к горшку.

Может ли ребенок сам заинтересоваться горшком, или его обязательно надо приучать?

По словам педиатра Галии Багдаловой:

— Да, ребенок способен самостоятельно заинтересоваться горшком, если у него будет пример родителей и информация о его предназначении. Если на него не давят, и он сам выбрал горшок, это только поможет. Родители должны показывать своим примером, что именно они идут в туалет для того, чтобы справить нужду. Ребенок, не видя этого примера, не понимает, зачем его сажают на горшок. Когда он видит, что так делают родители, это будет иметь положительный эффект.

Может ли ребенок пропустить стадию горшка и сразу перейти к унитазу после подгузников?

Галия Багдалова, педиатр, поясняет:

— В принципе, стадию горшка действительно можно пропустить. Главное, чтобы на унитазе была специальная накладка, обеспечивающая комфорт. Некоторым деткам просто не нравится сидеть на горшке; им больше нравится чувствовать себя взрослыми. В этом случае необходимо уделить внимание созданию удобного положения, установив подставку для ног, чтобы угол между животом и бедрами был правильным для легкости процесса дефекации.

Мария Скрынникова, клинический психолог, подтверждает:

— Это возможно только при наличии специальных устройств, которые ребенок может использовать самостоятельно для посещения взрослого туалета. В ситуации, когда таких приспособлений нет, малышу приходится постоянно обращаться к родителям, что замедляет процесс отделения от них. В результате могут возникнуть трудности с использованием горшка в детском саду, что, в свою очередь, может привести к запорам. Задержка в процессе сепарации может стать причиной инфантильности, капризности, повышенной тревожности и прочих психологических трудностей.

Источники

  1. С. Шарков Воспитание санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии, 2010.
    URL: ссылка
  2. В. Студеникин, С. Шарков Рекомендации по воспитанию санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского, 2010.
    URL: ссылка
  3. С. Шарков, В. Студеникин, Ю. Акоев, С. Яцык Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии // Журнал Педиатрическая фармакология.
    URL: ссылка
  4. Г. Каркашадзе, Л. Намазова-Баранова, О. Маслова, С. Лазуренко, У. Клочкова, С. Зоркин, Е. Комарова, О. Денисова Формирование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть I // Журнал Педиатрическая фармакология, 2012.
    URL: ссылка
  5. В.М. Студеникин, С.М. Шарков Ретроспективная оценка международной практики подходов к «туалетному обучению» детей // Вопросы современной педиатрии, 2009.
    URL: ссылка

Видео:

ВАУ,МАМЫ! – как приучить ребенка к горшку, главные ошибки и план действий от педиатра

Похожие записи