Задержка психического развития (ЗПР) – это не отдельный диагноз, а общее название для целого спектра разнообразных проблем, которые могут возникать в процессе развития ребенка. В рамках МКБ-10 (Международной классификации болезней) данное состояние охватывает разделы F80-F89 «Расстройства психологического развития», в которых детально описаны различные особенности поведения и психики ребенка, такие как заикание, невнимательность, недержание мочи или тревожные расстройства.
ЗПР может проявляться в различных формах и затрагивать разные области развития, включая интеллектуальные, социальные и эмоциональные аспекты. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в обучении, взаимодействии с другими детьми и адаптации в новой социальной среде. Важно отметить, что задержка психического развития не всегда сопутствует снижению интеллекта: многие дети могут обладать нормальным или выше среднего уровнем IQ, но при этом нуждаться в поддержке для развития навыков общения и самообслуживания.
Причины задержки психического развития могут быть разнообразными. Они могут включать генетические факторы, нарушения беременности и родов, а также влияние окружающей среды, такие как неблагоприятные условия жизни или недостаток эмоциональной и физической поддержки со стороны родителей и воспитателей.
Ранняя диагностика и интервенция являются ключевыми факторами в помощи детям с ЗПР. Различные методы поддержки, такие как специализированная терапия, занятия с логопедами, психологами и педагогами, могут существенно улучшить качество жизни детей с такими особенностями. Семейная поддержка и участие в процессе обучения и воспитания также играют неотъемлемую роль в успешной коррекции задержки развития.
Виды задержки психического развития
Конституциональный
У детей с этим типом ЗПР наблюдается замедленное развитие центральной нервной системы по сравнению с их сверстниками. Чаще всего такие дети отстают не только в умственном, но и в физическом развитии, их движения могут казаться неуклюжими, а поведение — непосредственным. Они испытывают трудности с концентрацией, регуляцией эмоций и запоминанием, а в школе их гораздо больше интересуют игры и активные занятия, нежели учеба. Взрослые часто задают им вопрос: «Почему ты ведешь себя как маленький?» Такие дети могут легко уставать и нуждаются в дополнительных поддерживающих мерах, включая терапию и специальные образовательные программы.
Соматогенный
Данный тип задержки чаще всего встречается у детей, которые перенесли серьезные болезни в раннем возрасте, что оказало влияние на развитие их центральной нервной системы. Заметное отставание может быть особенно выраженным у тех, кто длительное время провел в больницах. К детям с соматогенной задержкой характерны усталость, рассеянность, проблемы с памятью, а также вялость либо, наоборот, чрезмерная активность. Важно учитывать медицинские аспекты и проводить комплексное обследование для оценки состояния здоровья и выбора подходящих методов коррекции развития.
Психогенный
Этот вид задержки часто является следствием неблагоприятных условий в детстве. Он может встречаться не только у детей из неблагополучных семей, где они нередко подвергались жестокому обращению или игнорированию со стороны родителей, но и у тех, кто воспитывался в «заботливых» семьях. Чрезмерная опека может так же негативно сказаться на развитии. Дети с психогенной задержкой часто становятся безвольными, легко поддающимися влиянию, не имеющими цели и инициативы, что сказывается на их интеллектуальном развитии. Подход к таким детям должен включать психологическую поддержку, обучение навыкам самоорганизации и развитие уверенности в своих силах.
Церебрально-органический
Этот тип отклонения связан с незначительными поражениями головного мозга, что довольно распространено. Поражаться могут лишь определенные участки мозга, отвечающие за различные психические функции. Как правило, такие дети имеют бедные эмоциональные проявления, испытывают трудности в обучении и обладают ограниченным воображением. Важно предоставить таким детям специальные образовательные программы и стратегии обучения, направленные на развитие их индивидуальных способностей, а также проводить регулярное наблюдение нейропсихолога.
Симптомы задержки психического развития
Если представить задержку психического развития в виде графика, это будет представлено в виде ровной линии с небольшими или значительными «пиками». Например, если ребенок не мог собрать пирамидку или не проявлял интерес к горшку, в конечном итоге он всё же с трудом запомнил все цвета (небольшой подъем) и с первого раза выучил стихотворение или нарисовал своего любимого персонажа из мультфильма (пик).
На графике не должно быть резких падений, если у ребенка отмечается регресс в освоенных навыках, например, речь появляется и исчезает или он перестает пользоваться туалетом и снова начинает пачкать штаны – об этом следует обязательно сообщить врачу.
К другим возможным симптомам задержки психического развития можно отнести трудности в социальном взаимодействии, такие как отсутствие интереса к игре с другими детьми, неумение поддерживать разговор или выражать свои эмоции. Также важно обратить внимание на задержку в развитии моторных навыков, таких как лазание, ходьба или хватание предметов. Наблюдение за этими признаками позволит своевременно обратиться за помощью к специалистам, таким как детские неврологи или психологи, которые могут провести диагностику и предложить подходящие методы коррекции.
Ранее выявленная задержка психического развития может значительно улучшить качество жизни ребенка. Поэтому родителям важно внимательно следить за развитием своего ребенка и не стесняться задавать вопросы специалистам.
Лечение задержки психического развития
Чтобы понять причины отставания ребенка от сверстников и идентифицировать области, в которых у него больше всего проблем, стоит обратиться к психиатрам, неврологам и дефектологам.
Диагностика
Специалист может обследовать ребенка и выяснить, не существует ли у него умственной отсталости (олигофрении). В раннем возрасте критерии выявления данной проблемы размыты, но есть определенные признаки, которые указывают на то, что нарушение может быть обратимым.
Психиатры подчеркивают, что для случаев ЗПР, как и для любой задержки развития, крайне важна ранняя диагностика. На начальных этапах развития психика неразрывно связана с речевым развитием, поэтому родителям следует отслеживать процессы формирования речи у ребенка. Она должна быть полностью оформлена к пяти годам.
Как показывает практика, зачастую родители обращаются за помощью к врачам только после того, как водят ребенка в детский сад и замечают, что уровень речевой активности и поведение отличается от других детей.
Диагностику речевого развития проводят как неврологи, так и детские психиатры, однако задержку психического развития оценивает исключительно психиатр.
Методы лечения
После диагностики, в зависимости от состояния, специалист может назначить медикаменты, но главное – подключить ребенка к системе психолого-педагогической помощи. Это включает коррекционные занятия с несколькими специалистами, как правило, с дефектологом, логопедом и психологом.
Часто один педагог может иметь две специализации, например, логопед-дефектолог. Получить помощь таких специалистов можно как в коррекционных центрах, так и в рамках дошкольных учреждений. В последнем случае ребенок, совместно с родителями, должен пройти через психолого-медико-педагогическую комиссию.
Своевременное выявление и подключение к психолого-педагогической коррекции имеют решающее значение для прогнозов и уровня компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше начнется работа, тем лучше будут результаты!
Народные способы
Задержку психического развития должны лечить исключительно квалифицированные специалисты и комплексно. Народные средства здесь неэффективны. Самолечение может привести к потере драгоценного времени.
Дополнительные рекомендации
Важно также создавать для ребенка благоприятную домашнюю обстановку. Должны быть минимизированы факторы стресса и тревоги, которые могут повлиять на развитие ребенка. Регулярные занятия с родителями, игры, направленные на развитие мелкой моторики, памяти и внимания, могут оказать позитивное влияние на общее развитие. Родителям следует активно участвовать в жизни ребенка и поддерживать его интересы.
Также рекомендуется следить за общим состоянием здоровья ребенка, так как физические недуги могут негативно влиять на психическое развитие. Профилактические осмотры у врачей и регулярные физические нагрузки также имеют значение для комплексного подхода к лечению.
Обратная связь с педагогами
Родителям следует поддерживать постоянный контакт с воспитателями и педагогами, чтобы быть в курсе прогресса ребенка в учебном процессе и получать рекомендации по улучшению его развития. Совместная работа с учителями поможет настроить образовательный процесс так, чтобы он стал максимально продуктивным.
Профилактика задержки психического развития у детей
Профилактические мероприятия по предотвращению задержки психического развития у ребенка должны начинаться еще до зачатия. Потенциальным родителям стоит проверить свое здоровье и устранить возможные негативные факторы влияния на здоровье будущей матери.
В младенческом возрасте крайне важно избегать болезней, которые могут вызвать длительное лечение в стационаре, то есть ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, а родителям следует заботиться о его гигиенических условиях и создать безопасную обстановку дома, чтобы предотвратить силовые травмы, особенно в области головы.
Родители самостоятельно определяют тип и частоту развивающих занятий, но необходимо соблюдать баланс между играми, обучением и отдыхом, а также позволять ребенку быть самостоятельным, если это не угрожает его безопасности.
Популярные вопросы и ответы
Чем отличается задержка от умственной отсталости?
– У детей с умственной отсталостью присутствуют трудности с анализом, обобщением и сравнением, — объясняет детский психиатр Максим Пискунов. – Простыми словами, если объяснить ребенку, что среди четырех карточек с изображениями дома, ботинка, кошки и удочки лишней считается кошка, так как это живое существо, то при просмотре карточек с изображениями кровати, автомобиля, крокодила и яблока он все равно столкнется с трудностями в понимании.
Дети с задержкой психического развития чаще готовятся принять помощь взрослых, им нравится выполнять задания в игровой форме, и если они заинтересованы, они могут усердно работать над задачей на протяжении длительного времени.
Важно отметить, что диагноз ЗПР не может быть поставлен в медицинской карточке после наступления 11-14 лет. За границей уже после пятилетнего возраста детям предлагается пройти тест Векслера, по результатам которого специалисты делают выводы о наличии или отсутствии умственной отсталости.