Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – это не отдельный диагноз, а общее название для целого спектра разнообразных проблем, которые могут возникать в процессе развития ребенка. В рамках МКБ-10 (Международной классификации болезней) данное состояние охватывает разделы F80-F89 «Расстройства психологического развития», в которых детально описаны различные особенности поведения и психики ребенка, такие как заикание, невнимательность, недержание мочи или тревожные расстройства.

ЗПР может проявляться в различных формах и затрагивать разные области развития, включая интеллектуальные, социальные и эмоциональные аспекты. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в обучении, взаимодействии с другими детьми и адаптации в новой социальной среде. Важно отметить, что задержка психического развития не всегда сопутствует снижению интеллекта: многие дети могут обладать нормальным или выше среднего уровнем IQ, но при этом нуждаться в поддержке для развития навыков общения и самообслуживания.

Причины задержки психического развития могут быть разнообразными. Они могут включать генетические факторы, нарушения беременности и родов, а также влияние окружающей среды, такие как неблагоприятные условия жизни или недостаток эмоциональной и физической поддержки со стороны родителей и воспитателей.

Ранняя диагностика и интервенция являются ключевыми факторами в помощи детям с ЗПР. Различные методы поддержки, такие как специализированная терапия, занятия с логопедами, психологами и педагогами, могут существенно улучшить качество жизни детей с такими особенностями. Семейная поддержка и участие в процессе обучения и воспитания также играют неотъемлемую роль в успешной коррекции задержки развития.

Виды задержки психического развития

Конституциональный

У детей с этим типом ЗПР наблюдается замедленное развитие центральной нервной системы по сравнению с их сверстниками. Чаще всего такие дети отстают не только в умственном, но и в физическом развитии, их движения могут казаться неуклюжими, а поведение — непосредственным. Они испытывают трудности с концентрацией, регуляцией эмоций и запоминанием, а в школе их гораздо больше интересуют игры и активные занятия, нежели учеба. Взрослые часто задают им вопрос: «Почему ты ведешь себя как маленький?» Такие дети могут легко уставать и нуждаются в дополнительных поддерживающих мерах, включая терапию и специальные образовательные программы.

Соматогенный

Данный тип задержки чаще всего встречается у детей, которые перенесли серьезные болезни в раннем возрасте, что оказало влияние на развитие их центральной нервной системы. Заметное отставание может быть особенно выраженным у тех, кто длительное время провел в больницах. К детям с соматогенной задержкой характерны усталость, рассеянность, проблемы с памятью, а также вялость либо, наоборот, чрезмерная активность. Важно учитывать медицинские аспекты и проводить комплексное обследование для оценки состояния здоровья и выбора подходящих методов коррекции развития.

Психогенный

Этот вид задержки часто является следствием неблагоприятных условий в детстве. Он может встречаться не только у детей из неблагополучных семей, где они нередко подвергались жестокому обращению или игнорированию со стороны родителей, но и у тех, кто воспитывался в «заботливых» семьях. Чрезмерная опека может так же негативно сказаться на развитии. Дети с психогенной задержкой часто становятся безвольными, легко поддающимися влиянию, не имеющими цели и инициативы, что сказывается на их интеллектуальном развитии. Подход к таким детям должен включать психологическую поддержку, обучение навыкам самоорганизации и развитие уверенности в своих силах.

Церебрально-органический

Этот тип отклонения связан с незначительными поражениями головного мозга, что довольно распространено. Поражаться могут лишь определенные участки мозга, отвечающие за различные психические функции. Как правило, такие дети имеют бедные эмоциональные проявления, испытывают трудности в обучении и обладают ограниченным воображением. Важно предоставить таким детям специальные образовательные программы и стратегии обучения, направленные на развитие их индивидуальных способностей, а также проводить регулярное наблюдение нейропсихолога.

Симптомы задержки психического развития

Если представить задержку психического развития в виде графика, это будет представлено в виде ровной линии с небольшими или значительными «пиками». Например, если ребенок не мог собрать пирамидку или не проявлял интерес к горшку, в конечном итоге он всё же с трудом запомнил все цвета (небольшой подъем) и с первого раза выучил стихотворение или нарисовал своего любимого персонажа из мультфильма (пик).

На графике не должно быть резких падений, если у ребенка отмечается регресс в освоенных навыках, например, речь появляется и исчезает или он перестает пользоваться туалетом и снова начинает пачкать штаны – об этом следует обязательно сообщить врачу.

К другим возможным симптомам задержки психического развития можно отнести трудности в социальном взаимодействии, такие как отсутствие интереса к игре с другими детьми, неумение поддерживать разговор или выражать свои эмоции. Также важно обратить внимание на задержку в развитии моторных навыков, таких как лазание, ходьба или хватание предметов. Наблюдение за этими признаками позволит своевременно обратиться за помощью к специалистам, таким как детские неврологи или психологи, которые могут провести диагностику и предложить подходящие методы коррекции.

Ранее выявленная задержка психического развития может значительно улучшить качество жизни ребенка. Поэтому родителям важно внимательно следить за развитием своего ребенка и не стесняться задавать вопросы специалистам.

Лечение задержки психического развития

Чтобы понять причины отставания ребенка от сверстников и идентифицировать области, в которых у него больше всего проблем, стоит обратиться к психиатрам, неврологам и дефектологам.

Диагностика

Специалист может обследовать ребенка и выяснить, не существует ли у него умственной отсталости (олигофрении). В раннем возрасте критерии выявления данной проблемы размыты, но есть определенные признаки, которые указывают на то, что нарушение может быть обратимым.

Психиатры подчеркивают, что для случаев ЗПР, как и для любой задержки развития, крайне важна ранняя диагностика. На начальных этапах развития психика неразрывно связана с речевым развитием, поэтому родителям следует отслеживать процессы формирования речи у ребенка. Она должна быть полностью оформлена к пяти годам.

Как показывает практика, зачастую родители обращаются за помощью к врачам только после того, как водят ребенка в детский сад и замечают, что уровень речевой активности и поведение отличается от других детей.

Диагностику речевого развития проводят как неврологи, так и детские психиатры, однако задержку психического развития оценивает исключительно психиатр.

Методы лечения

После диагностики, в зависимости от состояния, специалист может назначить медикаменты, но главное – подключить ребенка к системе психолого-педагогической помощи. Это включает коррекционные занятия с несколькими специалистами, как правило, с дефектологом, логопедом и психологом.

Часто один педагог может иметь две специализации, например, логопед-дефектолог. Получить помощь таких специалистов можно как в коррекционных центрах, так и в рамках дошкольных учреждений. В последнем случае ребенок, совместно с родителями, должен пройти через психолого-медико-педагогическую комиссию.

Своевременное выявление и подключение к психолого-педагогической коррекции имеют решающее значение для прогнозов и уровня компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше начнется работа, тем лучше будут результаты!

Народные способы

Задержку психического развития должны лечить исключительно квалифицированные специалисты и комплексно. Народные средства здесь неэффективны. Самолечение может привести к потере драгоценного времени.

Дополнительные рекомендации

Важно также создавать для ребенка благоприятную домашнюю обстановку. Должны быть минимизированы факторы стресса и тревоги, которые могут повлиять на развитие ребенка. Регулярные занятия с родителями, игры, направленные на развитие мелкой моторики, памяти и внимания, могут оказать позитивное влияние на общее развитие. Родителям следует активно участвовать в жизни ребенка и поддерживать его интересы.

Также рекомендуется следить за общим состоянием здоровья ребенка, так как физические недуги могут негативно влиять на психическое развитие. Профилактические осмотры у врачей и регулярные физические нагрузки также имеют значение для комплексного подхода к лечению.

Обратная связь с педагогами

Родителям следует поддерживать постоянный контакт с воспитателями и педагогами, чтобы быть в курсе прогресса ребенка в учебном процессе и получать рекомендации по улучшению его развития. Совместная работа с учителями поможет настроить образовательный процесс так, чтобы он стал максимально продуктивным.

Профилактика задержки психического развития у детей

Профилактические мероприятия по предотвращению задержки психического развития у ребенка должны начинаться еще до зачатия. Потенциальным родителям стоит проверить свое здоровье и устранить возможные негативные факторы влияния на здоровье будущей матери.

В младенческом возрасте крайне важно избегать болезней, которые могут вызвать длительное лечение в стационаре, то есть ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, а родителям следует заботиться о его гигиенических условиях и создать безопасную обстановку дома, чтобы предотвратить силовые травмы, особенно в области головы.

Родители самостоятельно определяют тип и частоту развивающих занятий, но необходимо соблюдать баланс между играми, обучением и отдыхом, а также позволять ребенку быть самостоятельным, если это не угрожает его безопасности.

Популярные вопросы и ответы

Чем отличается задержка от умственной отсталости?

– У детей с умственной отсталостью присутствуют трудности с анализом, обобщением и сравнением, — объясняет детский психиатр Максим Пискунов. – Простыми словами, если объяснить ребенку, что среди четырех карточек с изображениями дома, ботинка, кошки и удочки лишней считается кошка, так как это живое существо, то при просмотре карточек с изображениями кровати, автомобиля, крокодила и яблока он все равно столкнется с трудностями в понимании.

Дети с задержкой психического развития чаще готовятся принять помощь взрослых, им нравится выполнять задания в игровой форме, и если они заинтересованы, они могут усердно работать над задачей на протяжении длительного времени.

Важно отметить, что диагноз ЗПР не может быть поставлен в медицинской карточке после наступления 11-14 лет. За границей уже после пятилетнего возраста детям предлагается пройти тест Векслера, по результатам которого специалисты делают выводы о наличии или отсутствии умственной отсталости.

Видео:

Гамирова Р.Г. — Задержка психического развития у детей

Похожие записи

  • | |

    Размеры одежды для детей

    Выбор одежды для детей является важной задачей для родителей. Мамы и папы должны разбираться в особенностях размеров детской одежды, чтобы она хорошо сидела на ребенке и не ограничивала движение. Умение правильно подбирать вещи играет важную роль. Разные страны и бренды-производители имеют свои размеры одежды, что часто вызывает у родителей вопросы относительно того, какому росту или…

  • | |

    Ребенка укусил клещ

    Обычно активность клещей в России начинается с таяния снега. Согласно информации Роспотребнадзора, наибольшее количество укусов фиксируется в период с мая по июнь, когда люди активно выезжают на отдых на природу (1). Опасность от этих членистоногих сохраняется вплоть до первых заморозков. Иксодовые клещи, которые являются переносчиками множества инфекционных заболеваний, включая клещевой вирусный энцефалит, встречаются в 48…

  • | |

    Энурез у детей

    Энурез — это весьма сложная и чувствительная проблема. При возникновении недержания мочи у ребенка родителям следует обратиться к врачу для последующего лечения. Ниже мы подробно расскажем об энурезе у детей и предоставим советы ведущего педиатра для родителей. Существует два основных типа энуреза: ночной (ноcturnal enuresis) и дневной (diurnal enuresis). Ночной энурез чаще встречается у детей,…

  • Зоосфера » Интересное » Феномены и тайны

    Насколько хорошо мы понимаем психику животных? В их поведении остается много неизведанного, и в то же время они способны учиться, наблюдая за людьми. Исследования показывают, что многие животные обладают высокоразвитыми социальными навыками, эмоциями и даже способностью к самоосознанию. Например, дельфины могут распознавать себя в зеркале, а воробьи могут использовать инструменты для добычи пищи. Психология животных…

  • | |

    ОРВИ у детей

    С началом холодного сезона наблюдается рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). Наиболее уязвимы в этом отношении дети, чей иммунитет ещё недостаточно силён. В данной статье мы обсудим, какие существуют методы для борьбы с ОРВИ у детей. ОРВИ у детей. Фото: Vladimir Melnikov / Shutterstock / Fotodom Эти заболевания представляют собой инфекции дыхательных путей, вызванные…

  • | |

    Аденоидит у детей

    Аденоиды — это специфическая миндалина, находящаяся в носоглотке, играющая важную роль в нашем иммунитете и защищающая организм от инфекций. При воспалении и увеличении аденоидов возникает состояние, известное как аденоидит. Чаще всего это заболевание встречается у детей, преимущественно до 10-летнего возраста, а среди взрослых оно практически не наблюдается. С возрастом аденоиды уменьшаются, и к 12-14 годам…