Каждому ребенку необходимо заниматься физической активностью каждый день. Утренняя гимнастика не только способствует укреплению мышц и улучшению выносливости, но и положительно влияет на общее развитие, включая интеллектуальные способности. Мы поговорили с профессионалами и узнали больше о преимуществах гимнастики, а также представили комплекс упражнений для детей различных возрастных групп.
Зарядка для детей. Фото: shutterstock.com
Гимнастика помогает активировать нервную систему после сна, улучшая функциональность всех органов и систем, а также обмен веществ. Зажигательная утренняя зарядка под музыку или без нее не только улучшает здоровье, но и воспитывает (1, 2). Мы объясним, как правильно проводить занятия и ответим на популярные вопросы родителей.
Полезная информация про зарядку для детей
| Когда возникла гимнастика | О физических упражнениях стало известно еще 3000 лет до нашей эры, а термин «гимнастика» был введен в Древней Греции в V веке до н. э. (3) |
| Разновидности зарядки для детей | ● Утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая после ночного сна; ● бодрящая зарядка — выполняется после дневного сна. |
| Что собой представляет мягкая гимнастика | Это простые физические упражнения с элементами поглаживаний, веселья и рифмуемых строчек. Обычно такие занятия проводят родители с новорожденными. |
| Как долго длится зарядка | От 5 до 12 минут в зависимости от возраста ребенка. |
| Когда лучше выполнять упражнения | Утром сразу после пробуждения, до завтрака, не забывая проветрить комнату. |
Как правильно делать утреннюю зарядку в детском саду и дома
Мнения о правильной гимнастике для детей высказывает Ирина Григорьева, специалист в области физической культуры в дошкольном отделении Псковской инженерно-лингвистической гимназии и старший методист ЦНППМ Псковского областного института повышения квалификации работников образования:
— В детских садах утро начинается с гигиенической гимнастики. Занятия проводятся по Федеральной образовательной программе, Государственному образовательному стандарту, СанПиНу и методическим рекомендациям по физическому развитию детей раннего возраста (4-7). На зарядке в детском саду используются знакомые упражнения, подвижные игры, танцевально-ритмические движения под музыку и многое другое. Нагрузки и их сложность различаются для каждой возрастной группы. Однако общий порядок выполнения остается одинаковым для всех: сначала упражнения для рук, затем для туловища и, в конце концов, для ног.
Дома родители могут организовать простую зарядку, делая движения под музыку с текстами, например, включив любимую детскую песню. Рекомендуется придерживаться той же последовательности, что и в саду: упражнения для рук, затем туловища и ног — от головы к ступням.
Веселая музыка со словами и без для утренней зарядки
Чтобы гимнастика была интереснее, можно добавить музыкальное сопровождение. Это могут быть радостные песни или зажигательные мелодии без слов. Музыкальная зарядка с движениями и текстами подходит для детей всех возрастов. Мы составили специальный плейлист для утренних занятий.
Зарядка с движениями для детей разного возраста
— Некоторые родители ошибочно полагают, что для различных возрастных групп детей требуются разные упражнения, — отмечает Ирина Григорьева. — С возрастом сложность упражнений, используемых в утренней гимнастике, возрастает, а также увеличивается количество повторений.
Читайте также
Упражнения для детей до 2 лет
На этом этапе малыш повторяет движения под руководством взрослого: поднимает руки вверх и опускает, выполняет наклоны, приседания и прыжки на двух ногах.
Упражнения для детей 3-5 лет
В три года дети уже выполняют те же движения, но более осознанно — по командам взрослого. Зарядка для трехлетних включает следующие упражнения:
- на счет «раз» — поднять руки вверх;
- «два» — опустить руки вниз;
- «раз» — наклониться вперед;
- «два» — выпрямиться.
Рейтинг КП
В четыре года дети выполняют упражнения не на два, а на четыре счета. Упражнения становятся чуть более сложными. Инструктор по детской физкультуре и родители уделяют внимание качеству выполнения зарядки для детей 4 лет. Она включает следующие движения на счет:
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — руки вверх;
- «три» — руки в стороны;
- «четыре» — руки вниз;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — выпрямиться, руки в стороны;
- «четыре» — руки вниз.
Зарядка для детей 5 лет усложняется. Она включает такие упражнения:
- на счет «раз» — руки в стороны;
- «два» — руки вверх;
- «3-4» — хлопки в ладоши;
- «пять» — руки в стороны;
- «шесть» — руки вниз;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — упор присев;
- «четыре» — наклон вперед;
- «пять» — выпрямиться, руки в стороны;
- «шесть» — руки вниз.
Упражнения для детей 6–7 лет и старше
Для детей старшего возраста количество счетов для выполнения движений увеличивается. В зарядку для детей 6 лет и старше входят такие упражнения:
- на счет «раз» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
- «два» — руки вверх, ноги вместе;
- «3-4» — хлопки в ладоши;
- «пять» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
- «шесть» — руки вниз, ноги вместе;
- на счет от 7 до 12 выполняются те же упражнения, но шаги делаются левой ногой влево;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — упор присев;
- «четыре» — упор лежа;
- «пять» — упор присев;
- «шесть» — наклон вперед;
- «семь» — выпрямиться, руки в стороны;
- «восемь» — руки вниз.
Важно помнить о последовательности: руки, туловище, ноги. Усложнять зарядку можно не только по мере роста ребенка, но и по мере освоения упражнений. Один и тот же комплекс можно выполнять сначала без предметов, позже с мячом или кубиками, а затем под музыку, после — на балансире или степе.
Продолжить далее
Отзывы экспертов про детскую зарядку
Роман Румянцев, педиатр, инфекционист в Детской городской клинической больнице №9 имени Г. Н. Сперанского, подчеркивает, что зарядка играет ключевую роль в детском развитии:
— Физическая активность во время зарядки положительно влияет на организм благодаря интенсивной работе мышц. У детей в ходе гимнастики:
- ускоряются кровообращение и приток крови ко всем органам, растут энергозатраты, что улучшает аппетит;
- укрепляется скелет, в частности позвоночник, что крайне важно для растущего организма;
- улучшается работа мышц и связок, что снижает вероятность травм и растяжений в будущем;
- благодаря усиленному кровоснабжению мозга высвобождаются гормоны и нейромедиаторы, что устраняет сонливость, дарует бодрость и улучшает настроение.
Ирина Григорьева также подчеркивает значимость зарядки:
— Гигиеническая утренняя гимнастика (это более точное название) не только улучшает физическое развитие, но и поднимает настроение, помогая детям лучше адаптироваться к жизни в детском саду. Она способствует развитию моторных навыков при определенных условиях.
В зарядке есть и некоторые недостатки, больше связанные с методикой. Согласно последним СанПиНам, дети в возрасте трех и семи лет должны заниматься гимнастикой в течение 10 минут (7). Объем упражнений для различных возрастных групп различен, как и количество повторений.
Например, трехлетние дети согласно методике в зарядке выполняют 3–4 упражнения по 3–4 повторения. Весь комплекс займет не более 4–5 минут. Пять дополнительных минут для таких малышей уже будут лишней нагрузкой.
По новым требованиям занятия физической культурой для детей трех лет должны длиться 15 минут, а для семилетних — 30 минут (7). Это свидетельствует о непонимании тех, кто разрабатывает правила для детских садов, о том, какая нагрузка необходима детям. Излишняя активность может вместо пользы причинить вред.
Популярные вопросы и ответы
Упражнения для зарядки можно придумать самостоятельно или найти в интернете видео с занятиями от профессиональных инструкторов для детей. Другие советы по гимнастике смотрите в рекомендациях от наших экспертов.
Какую пользу приносит утренняя зарядка?
— Благодаря упражнениям организм наполняется энергией на целый день, — говорит педиатр Роман Румянцев. — Это способствует активизации иммунной системы и защищает организм, благодаря чему снижается риск заболеваний.
— В процессе сна центральная нервная система ребенка находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности, — поясняет инструктор по физической культуре Ирина Григорьева. — При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения активность центральной нервной системы и функциональная деятельность органов постепенно увеличиваются, но этот процесс может занять довольно много времени, что сказывается на работоспособности и самочувствии, иногда вызывая сонливость, вялость и не обоснованное раздражение.
Активность после сна значительно улучшает общее состояние организма, активизирует нервную систему, сокращает время пробуждения и приносит радость. Физические упражнения стимулируют работу коры головного мозга и повышают реактивность всей центральной нервной системы. Благодаря потоку сигналов от различных рецепторов — зрительных, слуховых, двигательных и кожных — восстанавливается работоспособность нервной системы и активируются жизненные процессы у малыша.
Таким образом, утренняя гимнастика является ключевым элементом в физическом развитии детей дошкольного возраста, а также способствует формированию основ здорового образа жизни.
Когда начинать делать зарядку ребенку?
— Начинать физические занятия можно тогда, когда ребенок уверенно стоит на ногах и делает первые шаги, то есть примерно с 1,5-2 лет, — говорит Роман Румянцев. — Для младших детей с установленным режимом стоит выполнять утром массажи, растирания и легкие упражнения в положении сидя и лежа.
— Чтобы обеспечить гармоничное физическое развитие, ребенку нужна ежедневная активность почти с первых дней жизни, — уверена Ирина Григорьева. — Так как новорожденные спят большую часть времени, рекомендую выбрать одно и то же время для упражнений, будь то утро или вечер.
Чаще всего рекомендации о выполнении зарядки для детей до года дают педиатры. Для занятий можно использовать фитбол. С примерно 1,5 лет режим малыша становится более стабильным: он начинает просыпаться и засыпать в одно и то же время. С этого этапа можно вводить зарядку в распорядок дня.
Насколько важно делать зарядку каждый день?
— Только постоянные и систематические занятия принесут значительную пользу организму, — считает Роман Румянцев. — Зарядка — это не разновидность спорта, она не требует чрезмерных усилий. Основная цель — общее тонизирующее воздействие на тело.
Если после зарядки у ребенка наблюдается усталость, следует пересмотреть комплекс упражнений. Если занятия выполняются правильно и приносят радость, то их желательно проводить ежедневно, вписывая в повседневную практику.
– А нужно ли мыться ежедневно? Или достаточно дважды в неделю? — задает вопрос Ирина Григорьева. — Нельзя говорить о правильном развитии без регулярной физической активности, а утренняя гимнастика — это одна из составляющих активного образа жизни дошкольника.
Какие еще упражнения можно выполнять ребенку, помимо утренней гимнастики?
— Частые зарядки могут привести к нервному перевозбуждению и как следствие — к переутомлению, — объясняет педиатр Роман Румянцев. — У детей уже достаточно физической активности в течение дня: игры и прогулки поддерживают общий тонус организма.
Для более старших детей с высокой физической нагрузкой, например, занимающихся спортом, за 2-3 часа до сна разумно выполнять расслабляющие упражнения. Однако это уже не будет зарядкой. Заниматься перед сном не стоит — такая физическая активность может негативно повлиять на сон. Однократная утренняя зарядка — самый оптимальный вариант.
— Есть также бодрящая гимнастика после дневного сна, — делится опытом инструктор Ирина Григорьева. — В ней акцент сделан на укрепление здоровья и закаливание. Занятия длятся меньше времени, часть из них можно выполнять в положении лежа на кровати. Можно использовать элементы самомассажа и упражнения для профилактики плоскостопия.
Как приучить ребенка к регулярной зарядке?
— Дети, которые не любят однообразие, лучше воспринимают зарядку, если она будет представлена в игровой форме, — отмечает Роман Румянцев. — Также очень важен пример родителей. Совместные занятия под веселую музыку, периодическая смена упражнений и отсутствие принуждения — вот залог того, что дети сами начнут просить о гимнастике. Более того, возможно, они будут будить вас утром в выходные. При правильном подходе зарядка может стать замечательным семейным событием, которое наполнит энергией и положительными эмоциями всех членов семьи.
— Для регулярного занятия зарядкой родители должны быть готовы, — говорит Ирина Григорьева. — Им нужно подобрать подходящие движения и музыку, а также при необходимости — видео с упражнениями. Утренняя гимнастика должна стать для родителей таким же привычным ритуалом, как умывание и чистка зубов. Ребенок очень быстро привыкнет к этому, так как он познает мир именно через движение.
Основной принцип при выборе упражнений — избежать вреда. Родители не должны забывать, что главной деятельностью детей является игра. Пятиминутная разминка с мячом дадут детям гораздо больше пользы, чем отжимания и приседания, которые некоторые родители любят делать с детьми.
Источники
- Рютина Л. Н., Дьякова А. В. Влияние физической культуры на умственную работоспособность // Colloquium-journal. 2019.
URL: https://colloquium-journal.org/zhurnal/solloquium-journal-7-31-2019/ - Кузенко В. М. Значение утренней гимнастики и ее задачи // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-utrenney-gimnastiki-i-ee-zadachi - Колосов Г. Н. Роль и значение утренней гимнастики // E-Scio. 2021.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-utrenney-gimnastiki - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=1 - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ - СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf - Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях».
URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news2/2021/09/MR%202.4.0259-21_pre_school.PDF