В какой-то момент мамы и папы начинают рассматривать возможность отправки своего малыша в детский сад. Одни принимают такое решение, чтобы вернуться на работу, другие надеются на то, что в коллективе ребенок будет развиваться и социализироваться. Плюсы очевидны, однако родители часто испытывают тревогу: как быстро малыш адаптируется к новым условиям, не будет ли это травмирующим опытом? Разберитесь в особенностях адаптации ребенка к детскому саду, узнайте о возможных трудностях и помощниках в этом процессе.
Адаптация малыша к детскому саду. Фото: pixabay.com
Получив долгожданное место в детском саду, родители с облегчением передают малыша воспитателям, строя планы на предстоящий день. Но вдруг — громкий плач. Ребенок упорно отказывается входить в группу, цепляется за родителей, проявляя яркие эмоции. Вам знакома такая ситуация? Многие семьи начинают адаптацию к детскому саду именно с таких эмоционально насыщенных моментов.
Родители, находясь в растерянности, не знают, как помочь. Их напряжение сразу считывается малышом, и он начинает еще больше протестовать, стараясь остаться дома. Понимая чувства малыша, можно заметить, что до этого момента он находился в окружении заботливых родителей, которые воспринимают его даже без слов. Теперь ему приходится привыкать к совершенно новому взрослому и неведомым детям. Родителям это тоже нелегко: их мучает чувство вины за то, что они «отдают» ребенка в чужие руки. Как справиться с такими страхами? Давайте разберемся вместе с психологами.
Что такое адаптация
Чаще всего под адаптацией подразумевают процесс привыкания к новым условиям, а также взаимодействия с незнакомой обстановкой. Этот процесс является естественным для всех живых существ. Ребенка, который попадает в новую среду, можно сопоставить с молодым растением. Даже при должной заботе при пересадке, такое растение первое время может нездоровиться и даже подхватить инфекцию, ведь оно еще не окрепло в новом месте. Так же и с детьми.
Каждый ребенок уникален, и поэтому адаптация к детскому саду происходит у всех по-разному. Это зависит от множества факторов: возраст, здоровье, уровень эмоционального и физического развития, а также характер семейных отношений и подходы к воспитанию.
Для многих детей первое посещение детского сада становится источником сильного стресса. Потребность в социализации и общении с ровесниками у детей начинается после 4-х лет, поэтому для снижения негативных переживаний в детском саду рекомендуется отдавать туда детей не младше 3—3,5 лет. Однако не у всех родителей имеется возможность держать ребенка дома до этого возраста. Но если такая ситуация невозможна, то взрослым стоит приложить усилия к тому, чтобы минимизировать риски негативной адаптации.
К сожалению, нередко бывает так, что родители не обращают внимание на то, чтобы подготовить ребенка к элементарным вещам, как использование горшка, умение есть ложкой, одеваться и раздеваться самостоятельно. Они полагают: «В детском саду его всему обучат». В результате этот недостаток обучения сопровождается психологическим дискомфортом, эмоциональной неудовлетворенностью, которая может стать причиной стресса от расставания с родителями, что в свою очередь приводит к серьезным эмоциональным травмам. Поэтому крайне важно своевременно подготовить малыша к занятиям в детском саду и продолжать уверять его в вашей любви и заботе.
Полезная информация об адаптации ребенка к детскому саду
| Что включает в себя адаптация | Разнообразные реакций, обусловленные личными и психофизическими характеристиками ребенка. Многое зависит от сложившихся отношений с родителями и условий в саду. |
| Что дает успешная адаптация | Способствует развитию навыков общения и взаимодействия, а также снижает уровень тревожности. |
| Как выражается адаптированность | Степень привыкания и эмоциональные реакции, проявляемые ребенком согласно его возрастным и половым особенностям. |
Виды адаптации к детскому саду
Существуют несколько типов адаптации к детскому саду. Однако предсказать, как будет складываться процесс у конкретного ребенка, достаточно сложно, так как это зависит от его личных качеств.
Активная
Фото: pixabay.com
Это наиболее распространенный тип. В течение первых 2-3 недель ребенок может чувствовать себя грустным, переживать и горевать, ищет родителей у окна. Но постепенно его эмоциональное состояние приходит в норму, и он начинает ощущать себя более уверенно и безопасно.
Пассивная
Внешне поведение малыша остается без изменений. Он не плачет, не протестует и охотно принимает участие в занятиях. Однако внутренние изменения проявляются в других сферах: малыш может плохо спать, у него может пропадать аппетит, он становится капризным по вечерам и отказывается от вечерних процедур. Со временем ситуация стабилизируется, и обстановка приходит в норму.
Отложенная
Этот тип адаптации является полной неожиданностью для родителей. В начале малыш, словно уже много лет ходит в детский сад, легко и спокойно посещает занятия без слез и истерик. Но через 2-3 недели наступает момент, когда он с нежеланием идет в детский сад, плача в раздевалке и отказываясь войти в группу. Дальше процесс адаптации переходит в активную стадию.
Проваленная
Ребенок не может привыкнуть к детскому саду ни через две, ни через три недели, а порой даже и через несколько месяцев. Он отказывается следовать режиму, не вступает в контакт с другими детьми и воспитателями, и к моменту перехода в школу все еще не адаптируется к новым условиям.
Ранняя адаптация
Специалисты не выделяют ее как отдельный тип, но подобное явление наблюдается на практике. Это относится к привыканию к детскому саду для детей младшего возраста. Порой необходимость взять в саду ребенка в возрасте 1,5-2 лет или даже младше действительно существует. Для таких детей открыты группы ясельного типа, адаптированные к их возрасту. Разумеется, это сопряжено с определенными трудностями и проблемами, так как в таком возрасте дети очень сильно привязаны к родителям, к тому же им сложно воспринимать речь взрослых и адекватно реагировать на обращения. Их нервная система менее устойчива, и их труднее успокоить.
Тем не менее, у ранней адаптации есть и свои преимущества. Родители быстрее отучают малыша от груди, но это не является основной целью. Ребенок постепенно привыкает к распорядку, адаптируется к новой реальности и быстрее развивается под руководством опытных воспитателей.
Фазы адаптации
Кроме этого, выделяют три фазы процесса адаптации, которые следуют одна за другой. У каждой из них есть своя продолжительность, однако это усредненные значения, которые могут варьироваться в зависимости от характеристик ребенка.
Острая фаза или дезадаптация
На этом этапе можно наблюдать ухудшение как физического, так и психического состояния, что может привести к частым вирусным заболеваниям, снижению веса и отставанию в речевом развитии. Эта фаза длится около одного месяца.
Подострая фаза или адаптация
На этом этапе эмоциональное состояние ребенка стабилизируется, негативные проявления уменьшаются. Но темп формирования навыков, особенно эмоциональных, остается ниже нормальных значений. Этот период продолжается около 3-5 недель.
Фаза компенсации
Это период, когда адаптационное состояние стабилизируется. Скорость развития возрастает, и к концу учебного года показатель адаптации может значительно превысить предыдущие замедленные этапы. Эмоциональный фон также выравнивается.
Рекомендации родителям по успешной адаптации детей к детском саду
Фото: Stephen Andrews, unsplash.com
Не следует полагаться на то, что процесс адаптации пройдет сам собой, без усилий. Важно найти баланс между строгостью и мягкостью, просьбами и требованиями. Можно создать некий ритуал прощания, например, легкое поцелуй в нос, и повторять его всякий раз перед расставанием. Чем больше привычных и приятных действий, тем лучше. Ведь для детей критически важен стабильный и понятный окружение, где все известно.
Меньше волнений — больше уверенности
Исследования норвежских ученых, опубликованные в Scandinavian Journal of Psychology, показали, что лучшее понимание детских эмоций и меньшее беспокойство родителей способствуют снижению поведенческих проблем у детей в возрасте до школы (1). В связи с этим рекомендуется проявлять искренний интерес к тому, чем занимался ребенок в саду, как прошло его время, что нового он узнал. Увидев, что родители искренне интересуются его жизнью, малыш легче пройдет процесс адаптации. Естественно, не стоит переживать или грустить, когда наступает пора расставания — это настроение передастся и ребенку.
Организация режима
Оптимально начинать новый распорядок с ранними подъемами и засыпаниями задолго до начала посещения детского сада. Ученые из Сингапура выявили, что качественный ночной отдых в младенческом и дошкольном возрасте положительно сказывается на когнитивных процессах и памяти, улучшая готовность к школе (2). Убедитесь, что имеете возможность, чтобы малыш мог отдохнуть в дневное время.
Также будет полезно узнать, какие блюда подают в выбранном вами детском саду, чтобы заранее познакомить ребенка с его будущим меню.
Обогащение круга общения
Если ребёнок не взаимодействует с другими детьми и в основном общается только с родителями, ему будет непросто привыкнуть к новым обстоятельствам. Если малыш постоянно держится за маму и начинает истерики, когда она покидает дом, это также сигнализирует о возможных трудностях. Постепенно приучайте его проводить время с папой или бабушкой, чаще навещайте родственников, водите на детские площадки и в игровые комнаты. Это поможет ребёнку научиться общаться со сверстниками, делиться игрушками и проявлять интерес к совместным играм. Разнообразие общения облегчит его интеграцию в новый коллектив.
Отзывы детских психологов об адаптации ребенка к садику
Своими мыслями поделилась Анна Павлова, нарративный психолог, преподаватель и автор учебных программ:
— Успешная адаптация детей в детском саду и привыкание к новой среде, социальным условиям и общению начинается именно с родителей. Есть несколько ключевых аспектов, на которые стоит обратить внимание.
- Хотя родители иногда мечтают отдать ребёнка в сад для того, чтобы освободить время для себя, на практике мамы часто не готовы оставлять детей, что сильно повышает уровень их тревожности. В возрасте до трёх-четырёх лет психологическое пространство между родителями и ребёнком остаётся единым, и тревога матери передаётся малышу, который реагирует на неё через истерики, болезни или нежелание общаться.
- Детский сад часто воспринимается как выход из ряда проблем и возможность получить больше свободы. Однако родителям следует быть готовыми к тому, что в первое время ребёнок будет проводить в саду лишь половину времени, так как большая часть будет уходить на адаптацию: болезни, утренние капризы. Это постоянное ожидание создаёт у малыша дополнительную тревожность. Сад должен быть для него одной из возможностей, а не обязательством.
- Детский сад является не только местом для ребёнка, но и шансом для родителей выйти из социальной изоляции. У взрослых также могут возникать раздражения по поводу требований воспитателей, родительских чатов и других аспектов. Отношение родителей к этому процессу напрямую влияет на поведение детей. Если вы начнёте любить детский сад, персонал и других родителей, хвалить и благодарить их, малыш быстрее адаптируется.
Что касается самого ребёнка, то есть ситуации, с которыми он может столкнуться в саду впервые, и которые могут быть неприятными. Подготовка к ним заранее облегчит адаптацию. Вот некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание:
- В детском саду дети неизбежно будут подвергнуты сравнению, и интерпретация взрослых иногда может быть травмирующей: «Вася слепил гриб быстрее, чем ты, — он молодец». Такие сравнения могут обесценивать ребёнка. Поэтому важно заранее проиграть эти ситуации и напомнить малышу, что все люди разные, и каждый делает что-то по-своему — кто-то быстрее, кто-то лучше, и это нормально. Родительская любовь не зависит от того, как он лепит грибы или танцует.
- Некоторые родители стараются не ограничивать детей до пяти лет, тогда как в детском саду существует определённая система правил, и они включают ограничения. Если вы не собираетесь отдавать ребёнка в вальдорфский сад или Montessori (или другое учреждение, где возможно договориться о правилах), вам стоит заранее подготовить его к режиму и дисциплине. В противном случае эти аспекты будут ассоциироваться только с детским садом и создавать негатив.
- В саду ребёнок впервые осознает, что он «не самый лучший», и это знание может оказаться травмирующим. Однако, если заранее проговорить это, можно минимизировать негатив. Ребёнок должен понимать, что важное не только оставлять лучшее только за собой, но и делиться с родными. Также нужно донести, что у воспитателя есть свой уникальный ребёнок, а ваш малыш — уникален только для вас. Тогда отношение к нему в саду будет восприниматься как норма.
Не забывайте, что детский сад — это совершенно новая обстановка для малыша. Имеет смысл на протяжении недели или двух посещать его с экскурсией, формируя интерес: «Когда ты начнёшь ходить сюда, то сможешь поиграть с этой игрушкой».
Нет идеального возраста для привычки к детскому саду; важнее уметь следовать простым правилам. Ребёнок, который умеет сам надевать ботинки на липучках, кушать ложкой и посещать туалет, более адаптирован к этому. Малыш, которому требуется помощь в таких вопросах, оказывается в менее выгодной ситуации. По этой причине часто переводят детей в старшие группы.
Если говорить о яслях, то быстрее адаптируется тот ребёнок, который умеет самостоятельно играть и уже имеет опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Своими мыслями делится клинический психолог Елена Сидорова:
— Процесс адаптации к детскому саду заключается в двух пунктах: спокойствие взрослых и адекватная оценка ситуации ребёнком. Важно, чтобы решение родителей о походе в сад было твёрдым и стабильным. Если у родителей возникают сомнения, дети это сразу чувствуют и начинают манипулировать. Это закрепляет у них мысль о том, что достаточно поплакать, и мама отведет их обратно домой. Походы в детский сад должны стать для ребенка рутиной, которая не нарушается, даже если ему не хочется идти. Это особенно актуально на первых порах.
Часто в начале адаптации малыш может расплакаться, что вызывает у матери чувства вины, и она с трудом отпускает ребёнка. Ребёнок видит этот процесс и не понимает, почему это необходимо. В таких случаях можно организовать помощь другим членам семьи, чтобы они отвели его в сад. Папам это обычно удаётся лучше, так как они более уравновешенно реагируют.
Родители должны осознавать, что отсутствие режима значительно затрудняет успешную адаптацию. Если ребёнок привык вставать позже, есть только хлопья с молоком и не спит днём, ему будет нелегко привыкнуть к распорядку детского сада. Преждевременные подъемы могут вызвать капризы из-за недостатка сна. Поэтому стоит заранее, за несколько месяцев, постепенно приводить режим в соответствие с детсадовским.
Некоторые пугающие истории, рассказываемые родителями, могут внушить ребёнку страх перед детским садом. Часто родители делятся своими неприятными воспоминаниями о садике, что также формирует у малыша негативное ожидание. Вместо этого лучше выбрать добрые книги о детском саде, найти познавательные мультфильмы, рассказывающие о положительных аспектах, и показать малышу, как ему будет там уютно. Это создаст положительное восприятие и поможет быстрее адаптироваться к новой обстановке.
Что касается оптимального времени для адаптации к новым условиям, мнения психологов расходятся. Некоторые считают, что до 4,5-5 лет ребёнку не стоит социализироваться, и достаточно общего общения в кругу семьи. Но в большинстве случаев дети идут в детский сад не по желанию родителей, а по необходимости: когда родителю нужно вернуться на работу или появился новый малыш в семье. Поэтому выбор здесь не столь очевиден.
Тем не менее, важно помнить, что наиболее сложный период для адаптации — это острые стадии кризиса трёх лет, когда нервная система ребёнка подвержена сильной нагрузке и нуждается в стабильности. Поэтому лучше всего отправлять в сад до 2,5 лет или лишь после кризиса, в 3,5 года, когда малыш находится в стабильном и спокойном состоянии. Идея отправки в детский сад лишь за год до школы не является оптимальной, так как ребёнку придётся влиться в уже сформированный коллектив, привыкнуть к новым условиям и быстро усвоить много знаний. В итоге большая часть материала подготовительной группы может остаться неусвоенной, так как основные усилия будут направлены на адаптацию.
Популярные вопросы и ответы
Родителям, стремящимся к быстрому привыканию своего ребёнка к новым жизненным условиям, будет полезно разобраться в распространённых вопросах, которые волнуют многих мам и пап.
Что должен уметь ребёнок перед тем, как начать посещать детский сад? Как понять, что он готов?
Это зависит от его возраста, а также физического и психического развития. Ребёнок в три года должен уметь есть ложкой, пользоваться горшком, говорить, а также самостоятельно и частично одеваться и обуваться, например, надевать ботинки с липучками.
Сколько времени занимает адаптация ребёнка к детскому саду?
У каждого ребёнка этот процесс проходит индивидуально. Одним достаточно нескольких дней для привыкания, другие могут не адаптироваться и через месяц. Многое зависит от педагогов, которые оказывают поддержку родителям в развитии малыша и помогают ему чувствовать себя комфортно в новой ситуации.
Что делать, если ребёнку не нравится в детском саду?
Прежде всего, важно сохранять спокойствие и не искать обвиняемых. Ребенку следует предоставить время для акклиматизации, при этом стоит оставаться на связи с воспитателями. Будет полезно информировать их о любых нюансах физического и психического развития малыша, если таковые имеются, и попросить об особом внимании к нему. Приятно, когда педагоги в детском саду ведут специальный дневник развития, который позволяет отслеживать успехи малыша в процессе его адаптации.
Как родителям устранить беспокойство за ребенка в детском саду?
Здесь нет универсального совета, который подошел бы всем сразу. Одни успокаиваются, зная о высоком профессионализме педагога и его достижениях, в то время как другим важно, чтобы воспитатель вызывал доверие как личность. Ощущать тревогу в начале — это совершенно нормально, и она будет угасать в той же мере, в какой ребенок будет привыкать к новым условиям.
Источники
- Пути к проблемам поведения у детей в норвежских детских садах: роль эмоциональной социализации родителей и понимания эмоций детьми // Рун Ф Bjørk, Софи С Хавигхёрст, Франсиско Понс // Скандинавский журнал психологии. 2020 г.
URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32567705/ - Связь между траекториями сна до 54 месяцев и готовностью к школе в когнитивном плане у детей 4 лет // Элейн Кванг Хсия Там, Хай-Ян Сюй, Сюджу Фу // Фронтиры в психологии. 2023 г.
URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37057174/