Эта проблема со временем касается каждой семьи. Мы решили углубиться в вопрос школьного буллинга совместно с детским психологом Региной Беседой.
Буллинг, или травля, проявляется в различных формах: от физического насилия до психического давления, распространения слухов и исключения из компаний. Важно заметить, что дети, подвергающиеся буллингу, могут столкнуться с серьезными последствиями: ухудшением психического здоровья, снижением успеваемости и изолированностью от сверстников.
Регина Беседа подчеркивает, что важно вовремя распознавать знаки буллинга. Родители должны обратить внимание на изменения в поведении ребенка, такие как нежелание идти в школу, апатия и изменения в настроении. Поддержка и понимание со стороны близких людей помогут ребенку почувствовать себя защищенным и позволят ему открыться в сложной ситуации.
Как сообщила Регина, важно развивать у детей навыки общения, самозащиты и уверенности в себе. Кроме того, школы должны внедрять программы профилактики буллинга, создавая безопасную атмосферу и обучая детей уважению к каждому.
Справиться с буллингом можно только совместными усилиями, где родители, учителя и сам ребенок становятся партнерами в решении этой актуальной проблемы.
Что такое буллинг простыми словами
Термин «буллинг» является транскрипцией английского слова «bullying», что переводится как «запугивание, издевательство». В школьном контексте буллинг относится к травле одного ученика (или группы учеников) другими учениками.
Проявления буллинга могут быть как вербальными, так и физическими: ребёнка могут оскорблять, унижать или высмеивать, а также причинять ему физическую боль и издеваться с помощью силы.
Буллинг может иметь серьёзные последствия для жертвы, включая снижение самооценки, развитие тревожных расстройств и депрессии. Важно отметить, что буллинг может происходить не только в школе, но и в других социальных средах, таких как спортивные команды, колледжи или даже в интернете, что называется кибербуллингом.
Существует множество причин, по которым происходит буллинг: это может быть желание доминировать, зависть, личные комплексы или влияние окружающих. Для борьбы с буллингом необходимо создавать безопасную и поддерживающую среду, где учащиеся могут открыто говорить о проблемах и получать помощь.
Важно, чтобы родители, педагоги и сами дети были осведомлены о признаках буллинга и знали, как реагировать на него. Необходимо учить детей быть толерантными, уважать друг друга и создавать общество, свободное от насилия и агрессии.
Кто может стать жертвой буллинга
— Дети склонны не принимать тех, кто отличается от них, — говорит Регина Александровна. — В любом классе существует некое «среднее» большинство, определяющее стандарт внешнего вида и манеры общения. Все, кто выходит за пределы этого «норматива», окажется под угрозой травли. Это могут быть физические отличия, такие как чересчур высокий рост, лишний вес или форма ушей. Возможны и другие особенности — косоглазие, заикание. Кроме того, неуверенные в себе дети также становятся мишенями для травли, как и те, кто пренебрегает личной гигиеной — если их одежда грязная или от них плохо пахнет. Важно отметить, что жертвой буллинга могут стать также дети с высокими академическими успехами — их успехи могут вызывать зависть среди сверстников. Дети, которые проявляют интерес к искусству, музыке или иным нестандартным увлечениям, также могут столкнуться с травлей. Часто в группе могут выделяться дети из неблагополучных семей или имеющие социально-экономические различия, что также делает их объектом насмешек и агрессии. В конечном итоге, травля может коснуться любого, и важно помнить, что поддержка со стороны взрослых и окружения является ключевым фактором в предотвращении и преодолении этих ситуаций.
Кто может стать буллером
— Да, к любой жертве можно придраться. Но и среди тех, кто осуществляет травлю, есть разные категории людей. Одни из благополучных семей, другие — из неблагополучных.
— Да, но между ними есть общее: все они стремятся самоутвердиться. Независимо от того, в какой семье они выросли, зачастую они не уверены в себе, так как воспитываются в атмосфере агрессии. В школе они пытаются утвердиться, унижая других.
Как помочь ребенку, который подвергся травле
1-й метод. «Собрание достоинств». Если кто-то проявляет агрессию по отношению к ребёнку — физически или психологически — его самооценка может значительно снизиться. Один из способов помочь ребёнку — составить список его положительных качеств, выделяющих его среди ровесников. В момент встречи с обидчиком у него в голове будет всплывать этот список своих достоинств.
— Представляю себе картину: условный Васечкин сталкивается с Петечкиным, который угрожает ему, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой замечательный, я прекрасно разбираюсь в Бахе!»
— Ситуация сложнее, чем может показаться. Если ребёнок осознаёт свои достоинства, у него снижается внутренняя тревожность, возникающая от чувства незначимости и беспомощности. Эта уверенность сильно влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Принцип «непроницаемой стены». Объясните ребёнку: представь, что ты окружён стеной, сквозь которую ничего не проходит. За этой стеной кто-то может кричать и шуметь — а ты не обращаешь на это внимания. Можно даже представить, что у тебя в ушах наушники, и ты наслаждаешься музыкой.
— Да, а наш Петечкин с легкостью выдернет эти наушники и всё порвет…
— Но он не посмеет этого сделать, если ты будешь уверенно вести себя (ведь ты знаешь свой список достоинств). Впрочем, этот совет подходит не для всех, а лишь для тех, у кого хорошая психическая устойчивость.
3-й метод. «Проблемы агрессора». Подскажите ребёнку: пусть он представит, что все, что говорит о нём обидчик, на самом деле относится к нему — к его собственным трудностям и проблемам. Человек, которому в жизни все в порядке, вряд ли будет себя так вести. Это смещение восприятия позволяет ребёнку по-другому взглянуть на ситуацию и даже изменить своё состояние: ведь когда кто-то находится в стрессе, его запах пота становится явным. Если человек постоянно переживает, этот запах будет с ним всегда. Так же, как и собака чувствует страх, люди тоже воспринимают эмоции друг друга. На уровне природы мы едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Освойте самовнушение: «Я слон, я толстокожий, и всё обидное, что мне говорят, отскакивает от меня, как мяч». Не стоит зацикливаться на обидах. Чем больше жертва расстраивается, тем больше это радует агрессора.
5-й метод. Научите детей давать отпор. Например, если обидчица в школе говорит однокласснице: «ты ужасная», она может ответить: «а ты очень симпатичная». Если обидчица продолжает сыпать оскорбления, например: «ты идиотка», её оппонентка может ответить: «тебе виднее, ты умная»…
Суть этих методов — в том, чтобы не позволить словам агрессора проникнуть в вашу внутреннюю территорию. Как только вы это допустили, начинаете верить в сказанное и сами становитесь частью буллинга.
6-й метод. Играть в настольные и командные игры с детьми. Это поможет ребятам сосредоточиться на процессе, а не на возможности одержать победу.
7-й метод. Позвольте ребёнку развивать свои таланты, тренировать сильные стороны. Можно записать его в кружки, где он сможет самоутвердиться и повысить свою самооценку.
Как понять, что ребенок стал жертвой травли
- Начал проявлять агрессию по отношению к младшим;
- Плохо спит и ест;
- Быстро утомляется и не может сосредоточиться;
- Закрывается в себе, становится обидчивым, часто говорит «ты меня не понимаешь!»…
Что нельзя говорить…
…если вы педагог:
Часто в случаях, когда детей травят в школе, виноваты сами учителя. Они могут провоцировать детей, к примеру, произнося: «У нас в классе есть чистюля, а вот Васечкин приходит в грязной одежде!» Как реагируют одноклассники на такое замечание, особенно в начальной школе? Они начинают смеяться над Васечкиным, потому что дети подражают взрослым.
…если вы родитель:
Матери и отцы часто говорят детям: «Посмотри на себя» или «Ты сам провоцируешь других». Получается, что родители встают на сторону агрессоров и не слышат своего ребёнка в его одиночестве. Прежде чем делать такие выводы, необходимо понять, какие переживания испытывает ваш сын или дочь, и как они оказались в этой ситуации.
Не следует сразу бежать к учителю при возникшей ситуации с травлей. Если такой случай имел место, значит, учитель тоже сыграл свою роль в провокации. Что он сделает после общения с родителями? В лучшем случае скажет в классе: «Не трогайте Васю!» — что лишь усугубит ситуацию. Вместо этого я бы рекомендовал организовать встречу с родителями того, кто травит. (См. «Из личного опыта».)
Личный опыт
«Старшеклассники напали на моего сына»
Регина Беседа, мама троих детей, рассказала, как ей самой пришлось защитить сына:
— Я узнала из общего родительского чата в соцсетях, что моего сына (он учился в 8-м классе) избили старшеклассники. Они решили наказать младших за шум и использовали ремень, применив силу. Ситуация коснулась моего сына.
Классный руководитель сказала: «Они сами разберутся». Как это возможно?! Десятиклассники и восьмиклассники не могут разобраться между собой — у них разные интересы и физические данные. Поэтому была назначена встреча с участием старшеклассников, учителей обоих классов и представителей родительского комитета 10-го класса, которые пришли разбираться с восьмиклассниками! Они попытались обвинить детей: мол, те чуть не сами спровоцировали драку. Я вновь пришла к выводу, что проблема детей — это в значительной степени проблема их родителей.
После этого я заявила, что планирую подать заявление — сразу в прокуратуру — о моральном и физическом насилии. Также я упомяну про учителя, который позволяет себе такое отношение к классу. И про родителей, которые поощряют такое поведение у своих детей. Разговор сразу изменил направление. Как только мы затронули юридическую сторону буллинга (а буллинг за границей считается юридическим понятием, которое подразумевает наказание), вопрос стал исчерпанным. Родители начали искать варианты взаимодействия и способы наладить дружеские отношения между детьми…