· ·

Капризный ребенок

Капризный ребенок

— Истерики у детей в возрасте одного-двух лет служат проявлением их гнева, обиды или усталости. В этом возрасте малыши еще не умеют управлять своими эмоциями, поэтому они ярко демонстрируют свои чувства — как позитивные, так и негативные. Считать это манипуляциями невозможно. Настоящее шантажирование начинается, как правило, в два-три года, когда дети начинают осознавать связь между своими действиями и реакцией взрослого. Период целенаправленных манипуляций наступает в возрасте пяти-семи лет, когда у малышей появляется всё более разнообразный и продуманный репертуар, — утверждает Юлия Новгородова, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии УдГУ, руководитель Арт-Мастерской психологической помощи «Клякса».

Важно помнить, что для поддержки эмоционального развития ребенка в этом возрасте необходимо предоставлять ему безусловную любовь и понимание. Создайте безопасное пространство, где ребенок сможет свободно выражать свои чувства, и научите его различать эмоции. Используйте игровые методы, чтобы обучить его стратегиям саморегуляции — например, простым дыхательным упражнениям или играм на внимание. Также полезно заранее обговорить с детьми, что они могут сказать, когда чувствуются расстроенными, и поддерживать их в этом.

Помимо этого, важно устанавливать четкие границы и предлагать меры по их соблюдению. Дети должны понимать, что истерики не приводят к желаемому результату, однако это должно делаться с вниманием к их эмоциям и переживаниям. Регулярные рутинные действия также могут помочь ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойнее, поскольку они создают предсказуемую структуру дня.

Могут ли дети манипулировать

Мы, как родители, часто сами становимся уроком манипуляций для наших детей, произнося такие фразы: «Хочешь игрушки? Тогда убери свою комнату» или «Ты меня любишь? Сделай, как я прошу». Мы показываем им пример, и они следуют этому примеру.

Дети зачастую используют эмоции своих родителей, опираясь на мнения бабушек и дедушек. Например, когда последние критикуют строгие методы воспитания, внуки начинают выжимать выгоду из этого.

Одним из распространенных сценариев является отсутствие единства в требованиях, которые предъявляют мама и папа. К примеру, мама может сказать: «Ну ладно, иди гуляй», в то время как папа настаивает: «Сначала делай уроки, потом играй!» Это заставляет ребенка выбирать ту сторону, которая ему более приятна, а в случае отказа обращаться к тому взрослому, который выполнит его просьбу.

Кроме того, манипуляции могут проявляться в более тонких формах, таких как использование вины или стыда. Например, ребенок может сказать: «Ты всегда занята, мне так грустно» — таким образом, он вызывает сожаление у родителей, чтобы получить то, что хочет.

Важно понимать, что манипуляция — это не всегда негативное явление. В некоторых случаях она может быть частью обычного процесса общения и обмена желаниями. Однако, если родители и дети научатся открыто обсуждать свои чувства и желания, это может значительно уменьшить необходимость в манипуляциях.

Создание стабильной и прозрачной системы воспитания, когда обе стороны понимают ожидания друг друга, может помочь избежать ситуаций, когда дети манипулируют своими родителями, и создать здоровую атмосферу доверия и взаимопомощи в семье.

Как сломать привычный сценарий

Вот несколько распространённых ситуаций, с которыми сталкиваются родители, вместе с вариантами их решения.

    Выводит родителей на эмоции. После того как они проявляют гнев, ребенок начинает плакать и обижаться. В итоге мама или папа чувствуют вину за свою реакцию, а ребенок добивается своего.
  • Чтобы избежать этого сценария, родителям стоит научиться контролировать свои эмоции и реагировать спокойно. Дыхательные упражнения или пауза перед ответом могут помочь сохранить хладнокровие.
  • Важно также объяснять ребенку, почему его действия вызывают такую реакцию. Обсуждение чувств и эмоций поможет наладить взаимопонимание.
  • Установление четких границ и последствий за нарушение правил важно. Ребенок должен понимать, что существует предсказуемый порядок, и его поведение имеет последствия.
  • Практикуйте позитивное подкрепление. Хвалите ребенка за хорошее поведение и конструктивные решения, чтобы он понимал, что есть альтернативы к плачу или манипуляциям.
  • Наберитесь терпения

    — Вы должны понимать, что один раз ничего не изменится, — объясняет психолог. — А основной переломный момент будет сопровождаться негативными эмоциями, поскольку здесь ломается привычный для ребенка стереотип поведения. Родителям стоит осознать, что они часто ищут легких путей в воспитании и, чтобы избежать конфликтов, уступают капризам.

    Важно помнить, что устойчивые изменения требуют времени и настойчивости. Эффективное общение с ребенком, основанное на взаимопонимании и поддержке, может значительно облегчить процесс. Постарайтесь обсуждать свои ожидания и правила, чтобы ребенок понимал, что от него требуется. Кроме того, прояснение последствий за определенные действия поможет ему лучше осознавать границы поведения.

    Не стоит забывать и о собственных эмоциях родителей. Иногда полезно находить время для отдыха и восстановления, чтобы подходить к воспитанию с новыми силами и позитивным настроем. Практикуйте благодарность и отмечайте даже маленькие успехи ребенка, это поможет ему почувствовать себя более уверенно и готовым к изменениям.

    Сложные отношения могут потребовать дополнительных ресурсов, таких как консультации с психологами или участие в родительских группах, где можно получить поддержку и поделиться опытом с другими родителями.

    Проверьте себя

    Вот некоторые рекомендации от Юлии Гиппенрейтер — известного психолога, автора популярных книг для родителей, таких как «Как общаться с ребенком?» и «Поведение ребенка — в ваших руках».

    Итак, задайте себе вопрос: что вы чувствуете по отношению к своему ребенку?

    Если вы испытываете РАЗДРАЖЕНИЕ, это может указывать на то, что ваш ребенок ищет ваше внимание.

    Что делать: постарайтесь продемонстрировать ребенку ваше принятие и поддержку. Возможно, ему действительно не хватает ласки и проявления любви с вашей стороны. Обнимайте его чаще, говорите добрые слова и комплименты.

    Если вы ощущаете ГНЕВ, то это может быть борьба за независимость против избыточного контроля со стороны родителей.

    Что делать: постарайтесь уменьшить уровень родительских проверок. Подумайте о том, как вы можете создать пространство для самостоятельности и развить уверенность ребенка в себе.

    Когда вы испытываете ОБИДУ, это может означать, что у ребенка есть желание мстить. Например, он может не выполнить обещание или опоздать. Причиной такого поведения зачастую становится несправедливое наказание, которое он когда-то получил, и в душе он страдает, хоть и не осознает этого.

    Что делать: задайте себе вопрос: что заставило ребенка причинить вам боль, какая его собственная боль? Поняв причину, постарайтесь устранить её. Дополнительно научите ребенка говорить о своих чувствах и делиться переживаниями.

    Если вы испытываете БЕЗНАДЕЖНОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ, что связано с отрицательным поведением ребенка (что довольно часто наблюдается у родителей подростков), то это может означать, что он потерял веру в собственные силы и имеет низкую самооценку.

    Что делать: ослабьте требования, дайте возможность проявлять самостоятельность, сбросьте все ожидания и найдите подходящие для малыша задачи. Возможно, ваши требования завышены. Организуйте совместные занятия без критики и старайтесь каждый раз искать повод для похвалы, чтобы ребенок начал чувствовать себя более ценным. Обсуждайте его достижения, даже самые маленькие, чтобы восстановить позитивное восприятие себя.

    Важно знать: общение с ребенком требует терпения и понимания. Каждое ваше слово и действие формируют его восприятие мира и себя в нем. Постарайтесь строить доверительные отношения и быть готовыми к открытому диалогу.

    Личный опыт

    Родители делятся своим опытом о том, как они избегают манипуляций со стороны своих детей.

    Наталья, менеджер по работе с клиентами:

    — Когда я что-то запрещаю своей пятилетней дочери, она начинает угрожать, что уедет от нас навсегда. Я предлагаю ей попрощаться, помочь собрать вещи для «поездки», подчеркивая свою любовь к ней, и вскоре она решает остаться с нами. Тем не менее, я также стараюсь объяснять ей, почему определенные вещи недопустимы, чтобы она понимала границы.

    Светлана Игоревна:

    — А у меня с детьми другая схема. Не хочешь учиться — не учи. Ну и что, что двоек набираешь? В итоге, возможно, просто оставят на второй год. Не хочешь есть суп — не ешь, но потом будешь страдать от гастрита. Я даю понять, что это их выбор, но ответственность за последствия лежит на них.

    Альбина:

    — Нужно стать для ребенка лидером. Нельзя подстраиваться под чужие мнения. Важно проявлять стойкость. В конце концов, мать должна обучить ребенка жизненным навыкам, а не наоборот. Я постоянно обсуждаю с детьми важность выбора и последствий, стараюсь воспитывать у них ответственность.

    Владимир, руководитель строительной фирмы:

    — Я однажды услышал, как отец одного из друзей моего сына дико сказал: «С шантажистами я не веду переговоры». Я решил взять этот подход себе на заметку. Важно уметь говорить «нет» и оставаться последовательным в своих решениях, чтобы дети понимали, что манипуляции не сработают.

    Татьяна, психолог:

    — Я рекомендую родителям быть внимательными к эмоциям своих детей. Иногда их угрозы – это крик о помощи. Важно поддерживать открытое общение, чтобы дети чувствовали, что могут поделиться своими переживаниями, не прибегая к манипуляциям.

    Елена, воспитатель в детском саду:

    — Я обучаю детей навыкам переговоров и конфликтного разрешения. Это помогает им лучше справляться с эмоциями и не использовать манипуляции как способ добиться желаемого. Учить их конструктивно выражать свои желания – это важная часть воспитания.

    Видео:

    Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? — Доктор Комаровский

    Похожие записи