Что делает родитель в наше время, когда узнает, что его ребенок слишком много времени проводит за экраном смартфона или компьютера? Обычно они забирают устройство или отключают интернет. Однако такой подход не является правильным решением. В данной статье мы расскажем о том, как помочь подросткам справиться с зависимостью от компьютеров.
Компьютерная зависимость. Фото: pixabay.com
Проблема зависимости подростков от интернета и видеоигр с каждым годом возрастает. В Центре защиты прав и интересов детей, который работает под эгидой Министерства просвещения, были разработаны рекомендации по борьбе с этой проблемой. Эти советы были направлены в школы России.
Мы ознакомились с предложенными рекомендациями. Некоторые из них вызывают вопросы, другие выглядят полезными. В кратком формате рассказываем, о чем идет речь в этой памятке.
Во-первых, важным аспектом является открытое общение с подростком о его интересах и увлечениях. Родители должны знать, во что играет их ребенок и с кем общается в сети. Это поможет понять, насколько его занятия безопасны и полезны.
Во-вторых, стоит создать сбалансированный график, который будет включать время для учебы, отдыха, физической активности и общения с друзьями. Важно, чтобы ребенок понимал, что интернет — это лишь часть повседневной жизни, а не вся его жизнь.
Также рекомендуется обсуждать с подростками негативные последствия чрезмерного времени, проведенного за экраном. Это может включать проблемы со здоровьем, такие как ухудшение зрения, головные боли, а также социальные проблемы, начиная от недостатка общения в реальной жизни до нарушений в учебе.
Кроме того, родителям стоит самим стать примером разумного использования технологий. Проведение времени вместе без экранов, например, в виде прогулок или совместных увлечений, поможет укрепить связь и снизить зависимость от гаджетов.
Сложности в борьбе с зависимостями могут потребовать профессионального вмешательства. Психологи и социальные работники могут предложить дополнительные методы работы с подростками, если родители видят, что проблемы усугубляются.
Что важно знать о компьютерной зависимости
| 56% | детей постоянно находятся в сети |
| 66% | не видят своей жизни без смартфона |
| 74% | детей используют интернет для общения |
| 45% | детей уже сталкивались с нежелательным контентом (онлайн-казино, эротика и порно, насилие) |
| 12.8% | играют в онлайн-игры |
| 10.3% | интересуются сайтами, связанными с алкоголем, табаком и наркотиками |
| 3.2% | заходят на сайты электронной коммерции |
| 58% | детей не рассказывают родителям, чем занимаются в интернете |
| 10% | родителей знают о встречах их детей с нежелательным контентом |
| 47% | родители уверены, что дети ничего не скрывают от них в вопросах онлайн-активности |
| 92% | родители не знают о возможных опасных действиях своих детей в сети |
По данным «Лаборатории Касперского»
Важно понимать, что компьютерная зависимость может негативно сказаться на здоровье детей, включая проблемы с позвоночником, зрением и психическим состоянием. Родителям стоит заниматься профилактикой, обсуждая с детьми правила безопасности в интернете и устанавливая временные ограничения на использование гаджетов.
Кроме того, часто дети могут стать жертвами кибербуллинга или мошенничества, что подчеркивает необходимость открытого диалога между родителями и детьми. Участвуя в интернет-активностях вместе с детьми, родители могут не только контролировать их онлайн-активность, но и учить их правильному поведению в сети.
Обратитесь к специалистам, если вы заметили у ребенка признаки зависимости, такие как раздражительность без доступа к интернету, потеря интереса к досугу с друзьями или ухудшение учебных результатов.
Как бороться с компьютерной зависимостью
Не более 3 часов в сети
Во-первых, рекомендуется ограничить время, проведенное за играми и в Интернете, до трех часов в день. Для этого родителям стоит разработать соглашение с ребенком, указав точные часы и условия доступа к сети.
Кроме того, специалисты советуют создать для детей разные аккаунты — одни для учебы, другие для развлечений. Также рекомендуется периодически менять пароли от последних. Хотя этот совет можно считать спорным, возможно, он окажется полезным в некоторых семьях.
Поощряйте занятия в реальной жизни
Во-вторых, родителям стоит поощрять детей за увлечение другими полезными активностями, такими как спорт, участие в соревнованиях или общение с друзьями. Рассмотрите возможность записи детей на кружки или секции, которые соответствуют их интересам и способствуют развитию навыков.
Также можно организовывать совместные семейные активности, например, походы на природу, игры на свежем воздухе или посещение музеев. Это поможет создать положительные ассоциации с активным образом жизни и еще больше снизить время, проводимое за экранами.
Следите за своим поведением
В-третьих, специалисты предлагают родителям выяснять, чем именно занимается их ребенок в сети. Если это игра, стоит ознакомиться с ее возрастным рейтингом, сюжетом, и попробовать поиграть в нее самостоятельно (или посмотреть прохождение на Youtube – Ред.). Также важно не использовать игры и интернет в качестве награды за хорошее поведение.
Кроме того, рекомендуется устанавливать определенные правила для всей семьи по использованию технологий, например, запрет на использование гаджетов во время еды или перед сном. Это поможет не только ограничить время, проведенное в сети, но и укрепить семейные связи.
«Интернет не является ни хорошим, ни плохим, он просто часть нашего современного мира, в котором растут дети, и от этого никуда не деться, — подводят итог авторы рекомендаций. — Важно, чтобы родители сами не подавали своим детям негативный пример, проводя слишком много времени в сети». Также полезно обсуждать с детьми, какие угрозы могут подстерегать их в интернете и как им противостоять.
Тест на компьютерную зависимость
В памятке содержится набор психологических тестов для определения того, не слишком ли много времени ребенок проводит в интернете. Некоторые вопросы могут вызывать удивление. Например:
- «Как часто ты ощущаешь, что полностью погружен в Сеть или представляешь, что ты там?» — интересно, как именно авторы теста представляют себе интернет? Возможно, как Матрицу из известного фильма?
- «Как часто вы находили своего ребенка, пробирающегося в сеть против вашей воли?» — откуда там «пробиваться», если у большинства детей есть собственные смартфоны?
- «Как часто вы ощущаете апатию или тревожность, находясь вне сети, а по возвращении все это исчезает?» — тут авторы явно пытались переформулировать вопрос, но решили сдаться посреди процесса.
На основании таких тестов родители могут решить, что их дети нуждаются в серьезной помощи!
— Интернет меняется стремительно, и наука не всегда успевает следить за его развитием, — объясняет детский психолог и гештальт-терапевт Светлана Александрова. — Поэтому многие психологические тесты на зависимость от интернета содержат устаревшие или некорректно составленные вопросы. Но в некоторых запущенных случаях эти тесты могут помочь выявить проблему.
Важно отметить, что, помимо тестов, существует ряд индикаторов, на которые родителям стоит обратить внимание: отсутствие интереса к другим занятиям, агрессивное поведение при ограничении доступа в интернет, ухудшение успеваемости в учебе. Если у вас есть сомнения, стоит обратиться к специалистам, которые помогут разібраться с проблемой и предложат стратегии управления интернет-временем.
Наконец, можно воспользоваться рядом альтернативных методов, таких как совместное времяпрепровождение без гаджетов, поощрение участия в активных играх или хобби, проведение семейных вечеров без экранов. Это поможет не только снизить зависимость, но и укрепить семейные отношения.
Как проявляется компьютерная зависимость
Вашему ребенку, вероятно, кажется, что он проводит слишком много времени в интернете, если:
- скрывает или обманывает о количестве времени, проведенного в интернете и играх;
- дистанцируется от родителей и друзей, становится замкнутым;
- не способен самостоятельно контролировать время, проведенное в сети;
- теряет реальных друзей, реже общается с ними;
- испытвает трудности в учебе;
- не может эффективно организовать свой день и отдых.
- выражает раздражение или агрессию, когда его отрывают от компьютера;
- игнорирует физическую активность и увлечения, которые не связаны с устройствами;
- предпочитает виртуальное общение реальному, даже с близкими друзьями;
- сталкивается с проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками и членами семьи;
- забывает о своих обязанностях и негативно воспринимает критику за чрезмерное использование технологий.
По данным Центра защиты прав и интересов детей