· ·

Особенности характера ребенка

Особенности характера ребенка

«Почему мой ребенок не слушается, ломает игрушки и рвет книги?» — нередко выражают недовольство родители дошкольников и малышей младшего школьного возраста. Им кажется, что ребенок нарочно делает все не так. «Он просто ждет порки!» — объясняют такие особенности поведения соседи и знакомые.

На самом деле, маленьким детям, еще не достигшим возраста средней школы, бывает сложно контролировать свои эмоции и действия. Кроме того, непослушание может быть сигналом для родителей: «Мне плохо!» Игнорирование этих сигналов может перерасти в серьезные проблемы со здоровьем.

Если ребенок постоянно испытывает терпение родителей, не стоит усиливать воспитательные меры или применять наказания. Лучше разобраться в причинах его поведения. Возможно, ему недостает внимания, поддержки и уверенности в себе. Определив тип характера вашего малыша, можно понять, как помочь ему.

Исследования показывают, что дети активно познают мир через игру и риски, которые они принимают, могут быть частью их развития. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его характер формируется под влиянием множества факторов: среды, воспитания, общения со сверстниками. Способствуйте открытой атмосфере, где ребенок может делиться своими переживаниями и опасениями. Также полезно устанавливать четкие границы, но одновременно давать возможность проявлять самостоятельность в безопасной среде.

Организация рутины помогает детям чувствовать себя более уверенно. Например, важным является создание режима дня, в котором есть время для игр, учёбы и отдыха. Так, ребенок учится планировать свои действия и понимать последствия своих решений. При этом следует поощрять его за положительное поведение, акцентируя внимание на том, что он делает правильно.

Наконец, полезно иногда прибегать к играм на развитие эмоционального интеллекта, таким как ролевые игры, где дети могут примерять на себя разные роли и учиться понимать чувства других. Это поможет вашему ребенку стать более эмпатичным и внимательным как к себе, так и к окружающим.

Революционер

У таких детей всегда есть свое мнение. Это в какой-то мере полезно. Психологи утверждают, что период негативизма (в возрасте 2,5 — 3 лет) необходим, чтобы научиться отстаивать свою точку зрения. Однако, если ваш «маленький бунтовщик» пытается все делать наперекор родителям, имеет смысл задуматься о способах воспитания. Часто такая реакция детей — это следствие накопленного воздействия, когда они долго терпят замечания и указания. Как только напряжение достигает апогея, ребенок начинает протестовать. Если родители продолжают давать указания и наставления, отношения с ребенком могут deteriorate, а его стремление к независимости снизится.

Чрезмерная строгость может привести к тому, что ребенок начнет проявлять свои негативные эмоции через разрушительное поведение. Он может рвать книги, ломать игрушки или угрожать домашним животным, чтобы обратить на себя внимание взрослых. Главное для него — быть замеченным, даже если для этого придется услышать упреки.

Читайте также

Что предпринять. Постарайтесь подсчитать, сколько замечаний вы делаете ребенку за день. Много ли их? Возможно, некоторые можно было бы избежать. Дайте ребенку возможность делать выбор. Не решайте все в приказном тоне и постарайтесь договориться. Например, если вечером сын должен убрать игрушки, но не делает этого, вместо того, чтобы ругать его, попробуйте предложить помощь. Например, устройте соревнование: кто быстрее уберет игрушки на место.

Во что поиграть. Выбирайте игры, которые требуют совместных действий. Это поможет ребенку научиться работать в команде и понимать, что его мнение важно.

«Рисунок без слов». Для этой игры потребуется один большой лист бумаги и один фломастер (или цветной карандаш). Два игрока держат один фломастер вместе и рисуют одновременно, не произнося ни слова. Договариваться заранее о рисунке нельзя. Можно следить друг за другом, чтобы понять, что хочет нарисовать партнер. Рисовать нужно на протяжении музыки (примерно 3–4 минуты). Эта игра способствует развитию коммуникации и взаимопонимания между детьми и родителями.

«Выпусти пар». Это упражнение позволяет ребенку высказать свои гневные эмоции или избавиться от накопившегося напряжения. «Ударьте со всей силы по какому-нибудь громкому предмету (металлическая кастрюля, барабан и т. д.)». Также можно построить башню из картонных коробок и разрушить ее. Это помогает ребенку понять, что у него есть выход для своих чувств, и что можно находить альтернативные способы выражения эмоций.

Обратите внимание на эмоции. Важно говорить с ребенком о его чувствах. Спрашивайте, что он чувствует в разные моменты, когда он проявляет негативизм. Объясните, что эмоции нормальны и их можно выражать безопасным и конструктивным образом.

Создание безопасной среды. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было безопасное пространство, где он может выразить свои эмоции. Это может быть отдельный уголок для игр или место, где он может побыть наедине с собой, если чувствует себя перегруженным.

Тихоня

Фото: pixabay.com

Такие дети часто нравятся воспитателям и учителям: они тихие, покладистые и не создают конфликтов — никаких проблем. Однако родителям застенчивых детей стоит задуматься. Как правило, подобный стиль поведения мешает ребенку развивать навыки самостоятельного принятия решений и действия. Он становится сторонним наблюдателем, следуя за более смелыми ребятами.

Если не предпринять меры, такая несамостоятельность может стать привычкой, которая сохранится на всю жизнь. Психологи, наблюдая за подобными детьми с детского сада, заметили, что в школе они продолжают копировать окружающих, не стремясь разобраться в ситуации и сформировать собственное мнение. Часто такой стиль общения формируется у детей, которых строго наказывали их родители.

Что делать. Обычно застенчивого ребенка пытаются подбодрить: «Чего ты боишься? Смотри, как Петя отлично это делает!» Такие сравнения не способствуют преодолению нерешительности. Попробуйте подойти к проблеме креативно и создать условия, в которых ребенок сможет поверить в свои силы. Возможно, он талантливый художник — в этом случае повесьте его рисунок на видное место для оценки окружающими.

Во что поиграть. «Театр одного актера». В этой игре, приняв роль, ребенок может стать более смелым и научиться выражать свое мнение, действуя в необычной для него манере. Тем не менее, коллективные постановки могут вызывать у него дискомфорт, поэтому пусть попробует изображать различные образы самостоятельно. Например, попросите его показать принцессу (веселую, грустную или капризную). Также можно придумать короткую историю о том, как принц (или зайка, мишка) сначала боялся всего, а потом обрел смелость. Главное правило — взрослым не следует делать критические замечания и подсказывать, как лучше.

Игра «Король» предоставляет ребенку уникальную возможность оказаться в центре внимания и высказать все свои желания. В этой игре он становится королем, а остальные участники — его подданными, которые обязаны выполнять его команды. Однако приказы короля не должны быть оскорбительными или уничижительными для других.

Также стоит рассмотреть и другие виды активности, которые могут помочь ребенку стать более уверенным. Например, сотрудничество в групповых проектах, где он сможет предложить свои идеи и увидеть их реализацию в действии, будет способствовать укреплению его самооценки. Важно дать ребенку возможность принимать решения даже в незначительных вещах, таких как выбор одежды или места для прогулки.

Недостаток самовыражения может также восполняться через занятия спортом или танцами, где ребенок будет вынужден взаимодействовать с другими и учиться работать в команде. Поддерживайте его успехи, наличие регулярного позитивного подкрепления от родителей является ключом к формированию уверенности в себе.

Помимо игр, можно заниматься креативными искусствами, такими как музыка или театр, что также способствуют раскрепощению и увеличению уверенности. Также не забывайте о важности общения с ровесниками, которые могут вдохновить его на новые достижения и помочь ему почувствовать себя частью коллектива.

На заметку

Вечный двигатель

Этот ребенок всегда активен и жизнерадостен. Его энергия не позволяет ему остановиться и задуматься о последствиях своих действий. Он может сосредоточиться на одной игре, но, увидев, как другие играют с машинками, тут же переключается на новые впечатления. Он вмешивается в игры других детей без разрешения, становится самым шумным в группе, и воспитатели, а также родители других детей, часто жалуются на него. Даже собственные родители порой не знают, как успокоить этот неугомонный поток энергии. «Он даже не может усидеть на стуле!» — часто звучит такое недовольство.

Что делать. Развивать в ребенке терпение и самоконтроль. Этому помогают игры, которые не предполагают мгновенного результата: например, головоломки, садоводство или создание поделок.

Во что поиграть. Игра «Не говори да и нет» прекрасно развивает внимание. Прежде чем ответить на заданный вопрос, ребенку необходимо подумать, что очень полезно для импульсивных детей. Ведущий произносит стих: «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!» и задает вопросы, на которые не следует отвечать словами: да, нет, черный, белый.

Игра «Застыли, как сосульки» помогает научить детей контролировать свои импульсы. Начинается музыка, и ребенок свободно двигается или танцует. Как только музыка прекращается, он должен замереть на месте. Задержка должна составлять примерно 5–20 секунд.

На заметку

Несобранный

Такие дети иногда проявляют лень, забывают о своих обещаниях или поручениях. Невозможность сосредоточиться часто связана с тем, что малыш еще не овладел навыками управления своим поведением. Он только начинает осознавать разницу между «хочу» и «нельзя». Например, он прекрасно понимает, что нужно быстро собраться, но, увидев игрушку, тут же забывает об этом. Не наказывайте его за такие ошибки. В крайнем случае, наказание должно соответствовать проступку. Если он долго собирался — оставляйте его гулять только рядом с домом, так как нет времени на долгие прогулки. Гораздо эффективнее похвалить ребенка, когда он делает что-то правильно.

Что делать. Учить ребенка самоконтролю и самоорганизации.

Во что поиграть. «Веселая уборка». Возьмите одежду, которую надо убрать в шкаф, и предложите малышу сортировать ее по цвету или кому она принадлежит. Например, когда складываете носки, покажите, как соединить две пары. Затем поставьте несколько коробок и пусть он бросает папины носки в одну, а ваши — в другую. Не забудьте поблагодарить маленького помощника после завершения работы.

«Робот и инженер». В этой игре двое игроков принимают на себя роли: робот и инженер. Инженер отдает команды («Вперед! Стоп! Назад!»), а робот выполняет их.

Видео:

Как воспитать качества характера у ребенка

Похожие записи