· ·

Подростковый возраст

Подростковый возраст

В период подросткового возраста утрачивает свою силу инстинктивная программа привязанности, которая раньше помогала ребенку доверять взрослым и подчиняться им. Этот механизм был разработан эволюцией для безопасности маленьких детей. Однако, достигнув 13-14 лет, подросток, согласно природе, становится более самостоятельной сущностью, что зачастую ведет к кризису идентичности.

— У подростка начинается насыщенный этап, когда ему требуется разобраться в себе, определить, кто он, что он из себя представляет и чего на самом деле желает, — делится Людмила Петрановская. — На этом этапе ребенок уже не может так беспрекословно следовать указаниям взрослых, как это было раньше. При этом у него нет опоры, которую нужно создать и найти. Поэтому подростка может «тащить» в разные стороны — он может увлекаться то одним, то другим, постоянно менять свои мысли и взгляды.

Кроме того, важным аспектом подросткового возраста является не только поиск идентичности, но и формирование социальных связей. Подростки начинают активно взаимодействовать со своими сверстниками, что играет ключевую роль в их эмоциональном и социальном развитии. В этот период критически важно, чтобы подросток чувствовал поддержку и понимание как от родителей, так и от друзей.

Также необходимо учитывать влияние технологий и социальных сетей на жизнь подростков. Современные молодежные культуры в значительной степени формируются в виртуальном пространстве, что может как способствовать, так и мешать формированию положительной самооценки и уверенности в себе. Родителям стоит обратить внимание на баланс виртуальной и реальной жизни своих детей, а также на то, как общение в интернете влияет на их мышление и самоощущение.

В этом контексте важны занятия, которые помогают развивать уверенность в себе и навыки самовыражения. Это могут быть спортивные секции, художественная или музыкальная студия, а также участие в общественных проектах. Такие активности не только помогают подростку найти свое место в мире, но и способствуют укреплению его эмоционального здоровья.

Хочется «убивать»? Без паники

Еще совсем недавно ребенок был полон энергии, охотно обнимал близких и делился с ними своими переживаниями. И вот неожиданно произошли перемены: он стал замкнутым, грубым и упрямым.

— Подростковый период — это сложное время, даже по физиологическим причинам, — поясняет Людмила Петрановская. — В теле подростка происходят изменения, перестраиваются многие органы. У него могут быть периоды быстрого роста, когда за короткое время он вырастает на 20-30 сантиметров. Это может вызывать астенические состояния, такие как усталость и упадок сил. Начинается активное гормональное развитие, и на первых порах это сопровождается нестабильностью. В результате могут наблюдаться резкие перепады настроения: от необъяснимой грусти до желания что-то разрушить.

Важно понимать, что такие изменения могут быть естественной реакцией на внутренние переживания и внешние обстоятельства. Поддержка родителей и понимание со стороны окружения имеют ключевое значение. Стремитесь создать атмосферу доверия, где подросток сможет открыто обсуждать свои чувства и переживания.

Психологи советуют обращать внимание на хобби и интересы вашего ребенка. Это может помочь ему найти outlet для своих эмоций, а также развивать свои навыки и уверенность в себе. Обсуждение фильмов, книг или других увлечений может стать отличной основой для общения. Если же поведение подростка вызывает серьезные опасения, не стоит откладывать визит к специалисту; профессиональная помощь может быть очень полезной в этот непростой период.

Уже не авторитет

В подростковом возрасте у детей пропадают «розовые очки» — они начинают осознавать, что их родители не идеальны, не являются самыми умными, сильными или красивыми. Это естественно, что подросток начинает испытывать недоверие к родителям и ставит под сомнение их авторитет. Кто бы такое воспринял с радостью?

— Родителям следует немного отступить, — советует психолог. — Взрослые уже не способны управлять эмоциональными состояниями своих детей. В то время как маленькому ребенку можно помочь после ссоры с другом, просто обняв, подросток будет сдерживать эмоции и не так легко поддастся успокоению. Поэтому нужно наладить баланс между контролем и доверием.

Часто причиной конфликтов становится время, в которое подросток возвращается домой. Многим им некомфортно, когда их встречают родители. При этом сами они часто не способны вернуться в установленное время и, в общем-то, стоит вспомнить, как это было в их возрасте — ничего трагического в этом нет.

Важно, чтобы родители проявляли интерес к увлечениям подростков, обсуждали их мысли и переживания. Это поможет установить доверительные отношения и улучшить коммуникацию. Например, можно выделить время для совместных занятий — игра в настольные игры, просмотр фильмов или прогулка на свежем воздухе. Такой подход способствует тому, что подростки начинают больше доверять родителям и делиться с ними своими переживаниями.

Также стоит учитывать, что подросткам нужна большая независимость. Родители могут попробовать обсуждать правила и границы, позволяя детям вкладывать свои идеи. Это не только поможет им чувствовать себя более взрослыми, но и облегчит процесс взаимопонимания. Всегда важно помнить, что каждый подросток индивидуален, и подход к нему должен быть гибким и адаптивным.

Как делать не надо

Нельзя просто вести подростка за собой, он найдет тысячу способов избежать «позора» перед друзьями.

— Игнорировать и разрешать ему гулять, сколько ему угодно, — тоже не самый удачный подход.

Важно учитывать, что жесткие запреты могут вызвать сопротивление и негативную реакцию. Вместо этого, постарайтесь установить доверительные отношения и обсуждать правила со своим подростком. Задавайте вопросы о его интересах и предпочтениях, чтобы понять его точку зрения.

Также стоит избегать чрезмерного контроля и постоянных проверок, так как это может привести к недоверию и отчуждению. Вместо этого, научите его самоконтролю и ответственности за свои действия.

Кроме того, помните, что подростковый возраст — это время экспериментов и поисков себя. Будьте открыты к диалогу, чтобы ваш ребенок чувствовал поддержку и понимание.

На заметку

Как будет лучше

Предложите ребенку самостоятельно выбрать оптимальный вариант. Дайте ему возможность изменить свое решение, если это будет необходимо. Например, подросток может решить, что станет сам возвращаться домой, но если путь покажется ему долгим или страшным — всегда можно позвонить родителям и попросить о встрече. Такой подход помогает ему учиться принимать взрослые решения, оставаясь при этом с поддержкой родителей.

Подростки (как и взрослые) практически постоянно проводят время в социальных сетях. Для них интернет и видеоигры гораздо более привлекательны, чем реальная жизнь. Однако важно найти баланс между этими двумя мирами. Обсудите с ребенком, как он может эффективно использовать время в интернете, устанавливая лимиты на игры и пользуясь возможностью общения с друзьями, обучающими ресурсами или хобби. Занятия спортом или творчеством могут стать отличным способом проведения времени вне виртуального мира, поэтому поощряйте участие в таких мероприятиях. Вы также можете вместе изучать новые увлечения или хобби, что поможет укрепить связь между вами и даст подростку шанс раскрыть свои таланты.

Как делать не надо

В возрасте 10 лет можно запретить ребенку использовать телефон и социальные сети. Но в 15 лет он без труда сможет взять устройство у одноклассника и создать тайный аккаунт. Вместо запретов, лучше предложить определенные границы и правила использования технологий. Обсуждайте с ребенком последствия его действий в сети, объясните важность безопасности и конфиденциальности. Постарайтесь создать атмосферу доверия, чтобы он мог делиться с вами своими переживаниями и проблемами. Регулярно проводите время с ним онлайн, обсуждая интересные темы и проекты, чтобы показать, что интернет может быть не только опасным, но и полезным инструментом для обучения и общения.

Как будет лучше

Все спорные вопросы стоит обсуждать. Если вас волнует, что интернет может быть опасен — маньяки, наркотики, неприемлемый контент — лучше обсудите с ребенком свои опасения и выработайте правила безопасного поведения в сети. Также важно оставить ему право на ошибку — не наказывайте за каждую оплошность и не панIQUEйте из-за мелочей. В противном случае он может начать делиться своими проблемами с родителями.

— Понятно, что конфликты неизбежны — они необходимы для того, чтобы ребенок научился отстаивать свои мнения и осознать себя как самостоятельную личность, — добавляет Людмила Петрановская. — Хорошо, если у него будет другой взрослый, с которым он сможет обсудить свои сомнения, будь то старший друг, учитель или родственник. Если он скажет родителям, что хочет стать музыкантом, а не поступать в вуз, это может вызвать шок. Но с другим человеком он сможет спокойно обсудить плюсы и минусы такого выбора.

Ребенок начинает изменять свою внешность — красит волосы в яркие оттенки, рисует на теле, делится мрачной музыкой в социальных сетях и мечтает о татуировках. Как узнать, это просто этап самопознания или же это сигнал о чем-то более серьезном?

Читайте также

Когда стоит тревожиться

Если ребенок пытается сделать что-то с собой, чтобы справиться с негативными эмоциями, — это тревожный сигнал. Могут возникнуть случаи самоповреждения, когда подросток вредит себе, делая порезы, уколы или ожоги. Он может пытаться заменить душевные страдания физической болью, чтобы справиться с чувством одиночества и депрессии.

— Часто травматы и неблагоприятные ситуации сопровождаются потерей интереса и мотивации, — говорит психолог. — Если ребенок стал безразличным, его не волнует, что он ест или как выглядит, если он начал избегать общения с друзьями и часто болеет — это уже повод для беспокойства.

А когда можно расслабиться

— Если ребенок с новыми яркими волосами фотографируется и с удовольствием обсуждает это со своими друзьями, поводов для переживания нет, — объясняет Петрановская. — Если же он увлекается романтичными изображениями и боится боли от татуировки, вы можете предложить ему временный переводной вариант — вдруг ему это быстро надоест?

Если подросток не проявляет интереса к обучению, занятиям секциями, подготовке к экзаменам, а лишь хочет рисовать и создавать музыку, это нормально, успокаивает Петрановская, ведь ему не интересно то, что родители считают важным, и это вполне приемлемо.

Видео:

Чем восхищает «Переходный возраст» и зачем нужен длинный кадр

Похожие записи