· ·

Способы наказания ребенка: правильные и нет

Способы наказания ребенка: правильные и нет

Когда ребенок начинает проявлять непослушание, некоторые родители, обладая мягким характером, избегают применения наказаний, однако такое поведение может негативно сказаться на детях. Издание «Комсомолка» вместе с психологом обсуждает, как правильно наказывать детей, не нанося ущерба их психике.

Как правильно наказывать ребенка. Фото: shutterstock.com

Вспомните детскую песенку из советских времен, где отец решает проучить своего сына. Мальчик кричит: «Я больше не буду! Мне больно, отпусти!», а папа весело отвечает: «Не кричи, иначе еще хуже!»

Во втором куплете сыну снится, что все происходит наоборот, и теперь он наказывает отца. Папа жалобно умоляет: «Мне больно, отпусти. Прости меня, прости!»

Эта песенка символизирует процесс воспитания. Как же обойтись без ремня, верно? Как насчет аксиомы «бьет — значит любит»? Множество людей и сегодня придерживаются такого мнения. Но как наказания могут сказаться на взрослом ребенке, и как можно обойтись без них? Об этом мы поговорили с психоаналитиком Людмилой Поляновой.

По словам специалиста, важно помнить, что наказание не должно быть физическим. Физическое насилие может вызвать у ребенка страх и ненависть, что негативно сказывается на его психическом состоянии. Вместо этого рекомендуется использовать подходы, основанные на объяснении и понимании. Например, вместо того чтобы наказывать за плохое поведение, лучше объяснить, почему такое поведение недопустимо, и дать ребенку возможность исправиться.

Эффективные методы воспитания включают: 1) Установление четких границ и правил, 2) Применение временных ограничений — например, ограничение экранного времени, 3) Поощрение положительного поведения через похвалу и привилегии. Такие подходы помогают детям понимать последствия своих действий и развивать самосознание.

Кроме того, важно поддерживать открытый диалог с ребенком. Некоторые родители могут недооценивать значение общения. Ребенок должен знать, что его чувства важны, и что он может делиться своими переживаниями. Это не только способствует эмоциональной безопасности, но и усиливает доверие в отношениях.

Наконец, будьте последовательны в методах воспитания. Непоследовательность может запутать ребенка и вызвать у него страх и неуверенность. Если правила изменяются от ситуации к ситуации, ребенок может потерять ориентацию и не понимать, что от него ожидается.

Помните, что каждая ситуация индивидуальна, и подходы к воспитанию должны подбираться с учетом возраста и личных особенностей ребенка. Найдите баланс между наказанием и поощрением — это поможет вам воспитать уверенного в себе и эмоционально здорового человека.

Ремень

— Нельзя бить детей. Удары по лицу — это величайшее оскорбление (не зря за пощечину вызывали на дуэль). Удары по голове также могут быть опасны: маленькие дети, получающие подзатыльники, часто сталкиваются с сотрясением мозга.

Существует и психологический аспект: если родители прибегают к физическому насилию, это означает, что они не могут выразить свои мысли словами. Они показывают, что сила решает все, и учат применять ее к более слабым.

Кроме того, физическое наказание может привести к длительным последствиям для психического здоровья ребенка, включая развитие низкой самооценки, агрессивного поведения и проблем в отношениях с окружающими. Исследования показывают, что дети, подвергшиеся физическому насилию, могут иметь трудности с обучением и социальными навыками, что делает их более уязвимыми в будущем.

Вместо физического наказания, родителям рекомендуется использовать методы положительного воспитания, такие как объяснения, переговоры и поощрения, которые способствуют лучшему пониманию и укрепляют доверительные отношения между родителями и детьми.

Молчание

— Это ужасный метод воспитания, который обесценивает ребенка: для родителей он словно не существует! Это может вызвать у него неуверенность в себе. Молчание со стороны родителей может восприниматься ребенком как игнорирование его потребностей и эмоций, что приводит к чувству одиночества.

Это может негативно сказаться на его эмоциональном развитии и взаимодействии с окружающими. Дети, которые сталкиваются с молчанием, могут начать думать, что их мнение не имеет значения, что может сформировать у них заниженную самооценку.

Важно научиться открыто общаться с детьми, выражать свои чувства и давать понять, что их эмоции важны. Обсуждение проблем и активное слушание помогут наладить доверительные отношения и сделать ребенка более уверенным в себе.

Запугивание

— Посмотрите, как на пляже наши мамы наносят на детей солнцезащитный крем, и как это делают европейцы. Последние улыбаются, мягко гладят малыша — создается тактильный контакт! А наши мамы, в отличие от них, с криками командуют: «Стой, сказала, иначе в море не пущу!» Так почему бы не сделать процесс приятным для ребенка? Крики лишь затупляют восприятие. В какой-то момент он может привыкнуть и начнет считать крики нормой общения.

Важно помнить, что процесс нанесения солнцезащитного крема должен быть не только эффективным, но и спокойным. Старайтесь объяснять ребенку, зачем это нужно и как важно защищать свою кожу от солнца. Используйте игру: пусть ребенок сам возьмет тюбик и попробует размазать крем на своих руках. Это поможет ему почувствовать контроль над ситуацией. Также попробуйте поощрять его за самостоятельные действия, например, за то, что он помогает вам намазывать крем на тело. Для более маленьких детей можно использовать яркие и забавные наклейки, чтобы отвлечь их и сделать процесс более увлекательным.

Старайтесь следовать принципам положительного взаимодействия: хвалите малыша за терпение и послушание, когда он дает вам намазать его кремом. С каждой новой попыткой ваш ребенок будет воспринимать этот процесс менее напряженно и более естественно, а значит, и сам уход за кожей станет рутинной частью летнего отдыха. Помните: важно не только защитить своего ребенка от солнечных ожогов, но и сделать этот процесс комфортным и приятным для него!

Угол

— Это своего рода показатель: «Остановись и обдумай». Словно сидя нельзя осмыслить поступок. Ребенок часто приходит к выводу: жаль, что меня поймали! А когда вырастет, он будет стараться не говорить правду, перекладывая вину на других. Вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, он будет искать пути избегания наказания, что может привести к негативным последствиям в отношениях с окружающими.

Важно, чтобы родители и педагоги объяснили детям, что честность и ответственность за свои действия способствуют развитию доверия и открытости. Кроме того, у детей следует формировать навыки саморефлексии, чтобы они могли понять свои чувства и эмоции, а также учились принимать последствия своих решений. Установка на необходимость приносить свои извинения и исправлять ошибки может значительно помочь в воспитании честных и ответственных людей.

Труд

— Случается так: ты получаешь плохую оценку, и теперь вместо отца будешь пылесосить квартиру. Ребенок думает: отлично! Значит, когда папа пылесосит, он наказан?! А если больше всех в семье пылесосит мама, значит, она постоянно провинившаяся! Приземленные вещи не должны ассоциироваться у ребенка с наказанием. Поэтому не стоит слишком поощрять школьника за хорошие отметки. Это норма, а не дрессировка! Ведь никто не хочет рассматривать своего ребенка как собаку, которая, выполнив команду, получает лакомство…

Одиночество

— Запирать ребенка в комнате — это приводит к детским страхам и клаустрофобии. С ужасом он будет ждать момента, когда «третий» — тот, кто его запер, открывает дверь и становится любимым спасителем! Это также негативно сказывается на психике: вырастая, ребенок может прощать издевательства со стороны партнера. У меня был случай в практике: муж так ударил жену, что у нее порвалась барабанная перепонка. После этого он привел ее в магазин: «Я виноват, выбирай шубу». Но такая ситуация может повториться…

Отказ дать обещанное

— Нельзя манипулировать подарками. Иначе у ребенка появится привычка манипулировать, и родители обязательно почувствуют это на себе.

Вместо эпилога

…Вернемся к той детской песенке, с которой начался разговор. Самое важное в ее конце — это то, что сын, который во сне наказывает отца, задается вопросом: «А может, простить?» И он прощает!

Дорогие взрослые, если вы забыли об этом, прослушайте еще раз.

Способы объяснить непослушному ребенку, что он ошибается

Некоторые рекомендации от Людмилы Поляновой

  • Мы формируем поведение тем, что демонстрируем. Поэтому для наказания вполне сойдет неодобрительный взгляд родителей. Или сказать: ты меня разочаровал. Лучше: ты поступил неправильно, и это моя ошибка: значит, я не смог объяснить тебе важное. Ребенок почувствует дискомфорт и постарается исправиться в глазах родителей.
  • Не стесняйтесь хвалить. Когда мама уверена в своем ребенке, он начинает сам чувствовать эту позитивную энергетику.
  • Воспитание — это цепь фрустраций* (состояний, когда не удается мгновенно получить желаемое). Но они должны быть соразмерны возрасту ребенка. Например, если младенец хочет есть и плачет, нет смысла говорить ему: «Потерпи 15 минут, я тебя покормлю». Эта фрустрация ему недоступна, и она может навредить. Но если вашему ребенку от 6 до 7 лет и вы говорите: «Через 15 минут придет папа, и мы будем ужинать, а ты пока убери игрушки», — это уже понятное ребенку обращение.
  • Все мы (и дети, и взрослые) желаем, чтобы нас любили просто так. Если человек не получает такой любви, он не научится любить сам и будет ощущать себя отвергнутым в любом возрасте.

* Фрустрация (в психологии) — состояние, которое возникает, когда человек не может достичь своей цели или удовлетворить какую-либо потребность.

Другое мнение

«Иногда лучше шлепнуть, чем играть в терпимость»

Наталия Варская, семейный психолог:

— В воспитании взрослые часто перемещаются между крайностями. На мой взгляд, избегать наказания вообще — это ошибка. Но если наказания происходят из бессилия или злости, это принесет только вред. Если же следовать модным тенденциям и подавлять негодование, в семье возникнет не естественная, а искусственная атмосфера. Поэтому действия должны исходить от сердца. Главный вопрос не в том, как наказать ребенка, а с каким намерением это делается. Важно задавать себе вопрос: «Чего я хочу добиться?»

Видео:

Теория и практика наказаний — Доктор Комаровский

Похожие записи