· ·

Что делать, если ребенок матерится

Что делать, если ребенок матерится

Как следует реагировать, если ваш маленький ребенок начинает использовать непристойные слова? Мы обратились к Наталии Сченснович, кандидату педагогических наук, чтобы получить советы по объяснению ребенку, почему такое поведение недопустимо.

Каждая хорошо воспитанная семья рано или поздно сталкивается с этой проблемой. Крошка, который только вчера был вашим бесконечным удовольствием, вдруг начинает произносить такие слова, что возникает желание «смыть язык с мылом» (хотя мы не поддерживаем такие методы, но мысль об этом возникает). Первые встречи с ненормативной лексикой, как правило, происходят в детском саду, и большинство родителей знают, как в такой ситуации поступить — делать вид, что не слышали. Однако, дети растут, и рано или поздно возникает необходимость объяснить, что существуют плохие слова, которые не стоит использовать.

Первое, что важно помнить — это спокойствие. Ребенок может не осознавать, что произносимые им слова являются неприемлемыми. Вместо того чтобы реагировать с раздражением или устраивать скандал, постарайтесь узнать, откуда он мог услышать эти слова и что они для него значат. Обсуждая это, вы сможете лучше понять его мотивацию и контекст.

Во время беседы объясните ребенку, что в обществе существуют определенные нормы и правила. Создайте атмосферу доверия, чтобы он не боялся вас и не скрывал свои чувства. Используйте простые и доступные термины, чтобы пояснить, что некоторые слова могут обидеть других или вызвать негативные эмоции.

Также полезно предложить ребенку альтернативные слова или фразы, которые он может использовать в трудных ситуациях. Например, если он испытывает злость или разочарование, научите его выражать эти чувства более уважительно и конструктивно.

Наконец, помните о собственном примере. Дети учатся у взрослых, и если вы будете использовать вежливую и уважительную лексику, это окажет положительное влияние на их речь. Все начинается с семейной атмосферы — чем больше любви и уважения в доме, тем меньше вероятность, что ребенок будет использовать непристойные слова.

Это у них эмоции зашкаливают

Подростки, в отличие от детей дошкольного возраста, осознанно используют ненормативную лексику. Это вызов для взрослых: «Как ты на это отреагируешь?» Как правильно реагировать на такие ситуации, мы выяснили у Наталии Сченснович, кандидата педагогических наук, директора Московского института развития непрерывного образования (МИРНО) и автора метода бесконфликтного общения.

– Чаще всего как дети, так и взрослые прибегают к ругательствам, чтобы выразить свои эмоции, как негативные, так и позитивные, – поясняет Наталия Сченснович. – И в этом кроется серьезная проблема: дети не умеют управлять своими эмоциями, не знают, как их правильно выразить и подобрать подходящие слова.

Вторая распространенная причина заключается в стремлении продемонстрировать свою взрослость. Подростки всеми силами пытаются доказать, что могут делать все то, что доступно взрослым. А если вспомнить родителей, то здесь стоит признать — многие из них сами иногда используют нецензурные слова, а детям, тем не менее, это запрещают. И, наконец, третья причина — это окружение. Если рядом с вашим ребенком все окружающие — соседи, друзья или одноклассники — ругаются, глупо ожидать, что он будет говорить на литературном русском языке.

– Как же быть? Как родителям реагировать, если их маленький ребенок начинает использовать неприемлемые слова?

– Есть три адекватных подхода для реакции родителей в такой ситуации.

Первый подход — говорить о своих чувствах. Например, вы можете сказать: «Когда ты это произносишь, мне очень неловко. Возможно, потому что я не ожидала услышать это от тебя, в нашей семье так не принято. Можешь ли ты сказать то же самое, но другими словами?» или: «Эти слова меня обижают, у нас в кругу общения это не принято». Но такой «разговор» можно вести только в том случае, если у вас в семье действительно существуют такие правила.

Второй подход — обратиться к чувствам самого ребенка. Это можно сделать так: «Я вижу, что ты сейчас расстроен. Расскажи, что произошло, что вызвало у тебя такие эмоции?» (Таким образом, мы учим ребенка распознавать и называть свои эмоции цензурным языком. — Ред.)

Третья реакция может быть с небольшим оттенком иронии. Например, вы сможете сказать: «Ты уверен, что только так я пойму, что ты хотел сказать?» Или: «Давай сделаем вид, что я ничего не услышала. Я закрою дверь, открою её, и ты повторишь то же самое, но другими словами».

Эти три реакции родителей являются наиболее рациональными. Обсуждать с ребенком моральные аспекты и проводить длинные воспитательные беседы не имеет особого смысла. Разве подростки не понимают, что ругаться матом плохо? Да, конечно, понимают. Так что нет смысла вновь начинать это морализаторство.

Важно также обратить внимание на то, что подростковый возраст — это период поиска идентичности, и такие словесные выражения могут быть частью их экспериментов с самовыражением. Родителям стоит помнить, что время от времени пользоваться ненормативной лексикой — это не редкость в общении подростков, но важно вести открытый диалог о том, какие слова уместны в каких ситуациях.

Также полезно создавать безопасную среду для обсуждения эмоций. Спросите ребенка о его деньгах, о том, что его беспокоит, какие эмоции он испытывает. Это поможет ему развивать эмоциональный интеллект и находить альтернативные способы выражения своих чувств без нецензурной лексики.

И не забывайте, что ваша реакция на слова ребенка формирует его представление о том, как стоит вести себя в обществе, и какие правила существуют в вашей семье. Обсуждение, понимание и поддержка — ключевые моменты в укреплении отношений с подростком.

Запрещать бессмысленно — будет только хуже

– Иногда родители очень строго реагируют, услышав от детей ругательства: ругают и настоятельно запрещают использование этих слов…

– Запреты вряд ли помогут, скорее, напротив, только подогреют интерес подростков. Чем строже они запрещают, тем больше возникает желание это делать. Здесь необходимо действовать иначе. Наша задача — объяснить ребенку, что можно передавать свои эмоции другими способами. Есть даже такой анекдот-притча: «Утро, на улице слышен страшный мат.

Весь дом просыпается. Люди выглядывают в окна и видят, как профессор в дорогом костюме ругается с сантехником. Вопрос: чем же профессор отличается от сантехника? Тем, что профессор может выразить свои эмоции иначе». Родители должны помочь детям развить умение выражать себя по-другому, чтобы понимать, где допустимо использовать сленг и бранные слова. В кругу друзей можно что-то сказать, но есть места, где это абсолютно недопустимо.

– Но ведь они потом переносят это в школу: учителя иногда слышат подобные ругательства в коридорах. Что же делать?

– Тут применимы те же советы, что и для родителей. Учитель может сказать примерно так: «Я понимаю, что в вашем кругу вы выражаете свои эмоции очень ярко, именно поэтому используете ненормативные слова. Однако в стенах школы, я прошу вас, выбирайте слова, уместные для официальной обстановки». Подключение родителей здесь нужно только для выяснения, не говорит ли сам родитель ругательства. Возможно, ребенок просто копирует поведение родителей. Но учителю не следует объединяться с родителями, чтобы вместе воспитывать подростка. Лучше быть примером, а не морализатором.

– Чтобы помочь детям научиться выражать свои чувства без использования ненормативной лексики, родителям и учителям стоит предложить различные творческие занятия. Это могут быть занятия по актерскому мастерству, где дети смогут разыграть свои эмоции, или занятия по литературе, где они могут писать истории, в которых учатся находить более подходящие слова для выражения своего внутреннего состояния.

– Также полезно обсуждать с детьми различные способы самовыражения, такие как рисование, музыка или спорт. Важно показать, что эмоции можно передавать не только словами, но и через творчество. Например, если ребенок чем-то недоволен, предложите ему написать об этом в форме письма или стихотворения, а затем обсудить вместе, не используя ругательства.

– Наконец, родителям стоит читать книги или смотреть фильмы вместе с детьми, чтобы обсудить, какие слова и выражения уместны в разных ситуациях, и как они могут влиять на восприятие тех или иных эмоций. Умение осмысленно подбирать слова и выражать себя становится важным навыком в жизни, который может значительно улучшить общение и отношения с окружающими.

Видео:

Ребёнок матерится — что делать?

Похожие записи

  • Менингит у детей

    Наиболее серьезное течение наблюдается при бактериальных менингитах. Эти менингиты способны наносить вред нервной системе и могут иногда приводить к летальному исходу. Вирусные менингиты, как правило, протекают легче и сопровождаются меньшим количеством осложнений. Важно отметить, что менингит может быть вызван различными возбудителями, включая бактерии, вирусы и грибы. Симптомами менингита у детей могут являться высокая температура, головная…

  • | |

    Эффективные сиропы от кашля для детей от года

    Опытные мамы и папы знают, что первым шагом в лечении кашля является разжижение мокроты, а затем ее удаление из дыхательных путей. Этого можно достичь с помощью специальных сиропов от кашля. Мы в «Комсомолке» расскажем, как правильно выбрать наиболее подходящий вариант и представим несколько эффективных препаратов, а наши специалисты поделятся своими рекомендациями и мнениями. Сироп от…

  • Трудно ли быть собачьим богом?

    Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на нашу жизнь, но это не должно сказываться на наших домашних любимцах. Они значительно чувствительнее к изменениям в обстановке. Как обеспечить собаке интересное времяпрепровождение во время карантина, не перегружая ее при этом? Почему важно уделять внимание не только физическим, но и психическим нагрузкам для собак? Как организовать прогулки и какие…

  • | |

    Сахарный диабет у детей

    Сахарный диабет — это серьезное эндокринное расстройство, представляющее собой целую категорию заболеваний. К сожалению, оно может возникать и у детей. В данной статье мы рассматриваем причины развития сахарного диабета у детей, а также современные методы его профилактики и лечения. Сахарный диабет у детей. Фото: Jonathan Borba, unsplash.com С каждым годом увеличивается количество детей и подростков,…

  • | |

    Полиомиелит у детей

    Полиомиелит, представляющий собой опасное инфекционное заболевание у детей, имеет потенциальные угрозы для нервной системы, в результате чего может привести к параличам. Это заболевание может вызвать инвалидизацию и, в крайних случаях, привести к летальному исходу, однако существует надежный способ для защиты ребенка от этого недуга. Полиомиелит вызывается вирусом полиомиелита, который передается через фекально-оральный путь. Он может…

  • | |

    Детская аптечка

    Газета КП совместно с профессионалами составила перечень медикаментов, которые следует иметь в домашней аптечке и обязательно брать с собой в поездки или в летние лагеря. Мы поможем вам убрать ненужные препараты из аптечки вашего ребенка и не забыть о важных вещах. Детская аптечка. Фото: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom Нам важно ваше мнение Если…