· ·

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Временами малыши могут проявлять капризы и игнорировать указания родителей. Важно ли это тревожить? Когда следует заподозрить у ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности? Эти и прочие вопросы задала «Комсомолка» эксперту в области клинической психологии.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Фото: fizkes / Shutterstock / Fotodom

Что такое СДВГ у детей

СДВГ — состояние, затрагивающее работу нервной системы, представляющее собой неврологически-поведенческое расстройство, которое начинается в детстве. Этой проблемой занимаются специалисты в области детской психиатрии.

— Это понятие широко используется как педагогами, так и родителями, и стало довольно распространённым. Однако следует напомнить, что это медицинский термин. Его используют в диагностике детская психиатрия, которая проводит нейропсихологические обследования. Полная диагностика позволит подтвердить наличие расстройства нервной системы, после чего начнётся процесс коррекции, — делится мнением психолог и детский нейропсихолог Елена Разумовская.

Причины СДВГ у детей

На развитие СДВГ могут влиять различные факторы. Вот некоторые из них, согласно Елене Разумовской.

1. Проблемы в перинатальный период. В течение девяти месяцев беременности жизнь матери может быть наполнена стрессовыми событиями и эмоциями. Например, если беременность была незапланированной, если будущая мама испытывает отторжение со стороны партнёра или самого ребёнка, но, несмотря на это, продолжает вынашивать малыша. Такие эмоциональные нагрузки могут оставить негативный след, поскольку нервная система и головной мозг ребёнка начинают формироваться уже на третьем дне после зачатия.

2. Травмы при родах. Эти факторы могут нарушить работу нервной системы малыша и привести к СДВГ.

3. Проблемы у родителей. Например, зависимость от наркотиков у одного из родителей. Даже если с момента употребления прошло много лет, это всё равно может оказывать влияние на здоровье ребёнка. Заботиться о здоровье следует с раннего возраста.

Читайте также

Симптомы СДВГ у детей

СДВГ часто диагностируется у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Эксперт выделяет две возрастные группы:

От 3 до 6 лет:

— В этом возрасте синдром проявляется не только в гиперактивности, но и в агрессивных реакциях на окружающую среду, — отмечает Елена Разумовская. — Когда ко мне приводят дошкольников на консультацию и занятия, я замечаю, что такие дети часто проявляют агрессию. Как только начинают ограничивать их желания или устанавливать запреты, на лицо агрессивная реакция. Это может проявляться как в капризах и истериках, так и в физической агрессии. Дети с СДВГ в этой возрастной группе очень непоседливы: они могут ломать игрушки и другие предметы, не задумываясь о последствиях своих действий.

Кроме того, для СДВГ свойственна высокая энергия во время игры, что иногда приводит к разрушительным результатам. Например, играя, ребёнок может ударить другого малыша, даже не осознавая этого.

Важно знать

Также отмечается чрезмерная разговорчивость: такие дети неугомонны и задают множество вопросов, их речь может быть несогласованной. На данный момент остаётся открытым вопрос о интеллектуальных способностях таких детей. Среди них встречаются как те, у кого уровень мышления ниже среднего, так и те, у кого он выше. На практике работать с детьми с высокими способностями сложнее, так как они требуют весомых аргументов. Простые уговоры не помогают — чтобы заработать их уважение, нужно вести диалог на равных.

Дети с СДВГ часто спорят, имеют завышенные требования и не принимают отказов, что также приводит к агрессии. Они шумные, обычно перебивают окружающих и не слушают других.

У таких детей может быть выраженная раздражительность; они не слушаются и нередко поступают наперекор, из-за чего часто оказываются в опасных ситуациях и получают травмы. Это связано с двигательной неловкостью, что является одним из ярких симптомов, заметных на невербальном уровне.

Речь таких детей может быть нарушена, они не успевают выразить свои мысли четко. Это может быть особенно заметно у тех, чей уровень интеллектуального развития ниже среднего. В случаях, когда речь идёт о талантливом ребёнке, его речь тоже может быть несогласованной, но по иной причине — мысли бегут так быстро, что он не успевает донести идею до собеседника.

От 7 до 12 лет:

  • та же высокая двигательная активность;
  • большая отвлекаемость;
  • проблемы с выполнением домашних заданий: ребенок часто не заканчивает начатое, из-за невнимательности делает много ошибок, может выкрикивать ответы до завершения вопроса учителя, часто покидает своё место за партой, ему трудно сидеть спокойно более 10 минут;
  • нетерпеливость: не может дождаться своей очереди, завершить игру; характерна безрассудность и беспечность;
  • трудности в коммуникации и установлении отношений;
  • сложности в соблюдении социальных норм и правил.

Лечение СДВГ у детей

По словам нашего эксперта, для лечения СДВГ существуют три основных метода.

1. Медикаментозный метод. Здесь детский психиатр может назначить специальные препараты, которые помогут уменьшить эмоциональную нестабильность и гиперактивность. Эти лекарства направлены на подавление нейронных импульсов, чтобы ребёнок стал спокойнее.

2. Метод онтогенетического замещения. Этот подход подходит в ситуациях, когда у ребёнка уже установлены неэффективные формы поведения, которые сложно изменить. Цель метода — вернуться к тому этапу, когда формировались необходимые нейронные связи, и заменить старые привычки новыми, более конструктивными.

3. Когнитивная терапия (поведенческая терапия). Эта методика направлена на формирование у ребёнка новых привычек.

Диагностика

Эксперт Елена Разумовская рекомендует обращаться к детским нейропсихологам, которые располагают специальными знаниями для проведения комплексной диагностики детей. Нейропсихолог выявляет зону в головном мозге, отвечающую за нарушения нейронной передачи, что и является причиной поведенческих проблем.

Народные средства

Психолог отмечает, что народные методы неэффективны при психических расстройствах. Они могут оказать помощь только детям с гиперактивностью. Родителям детей с СДВГ рекомендуется использовать нейропсихологические или когнитивные методы коррекции.

Профилактика СДВГ у детей

— Предотвратить СДВГ невозможно, поскольку его причину трудно предугадать, — говорит детский нейропсихолог Елена Разумовская. — Этот синдром может быть вызван инфекциями во время беременности, интоксикациями или давними зависимостями родителей. Поэтому в данной ситуации профилактика заключается в снижении стресса во время беременности и в заботе о здоровье обоих родителей с раннего возраста.

Методы профилактики, которые можно применять для улучшения исполнительных функций и самоконтроля у детей с СДВГ, включают создание системы семейных правил, которые помогут в будущем контролировать своё поведение.

Важно отметить, что СДВГ — это синдром, который будет сопровождать человека на протяжении всей жизни. Однако, если речь идёт об гиперактивности, её проявления могут ослабевать к подростковому возрасту. Дефицит внимания, как правило, сохраняется и может даже усугубляться у взрослых.

На заметку

Популярные вопросы и ответы

Ответ на вопросы даёт Елена Разумовская, клинический и юридический психолог, детский нейропсихолог и судейский психолог с почти тридцатилетним стажем работы.

Как спорт влияет на детей с СДВГ?

Спортивные занятия рекомендованы для детей с СДВГ, чтобы они могли направить свою энергию в положительное русло. Спорт развивает не только физическую форму, но и дисциплину. Если спортивный тренер обладает квалификацией, он может помочь ребёнку развить самоконтроль; когда привычка установлена, ребёнок начинает управлять своими эмоциями.

Для детей с СДВГ подходят виды спорта с низкой травматичностью. Если существует риск получения травмы во время спортивной активности, то для таких детей этот риск возрастает в разы. Это связано с тем, что контроль за собой представляет для них трудность, а у тренера может просто не хватать времени, чтобы следить за всеми участниками группы.

При выборе спортивной активности для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) важно отдать предпочтение безопасным видам спорта, чтобы минимизировать риск получения травм. Например, футбол считается более безопасным вариантом. В то время как хоккей может быть опасен из-за возможности травмировать других игроков клюшкой. Если мы говорим о спаррингах, то борьба будет отличным выбором, поскольку она отличается более щадящим характером. Плавание также является замечательной активностью для детей с СДВГ, так как оно способствует укреплению иммунной системы. В процессе плавания ребенок расходует много энергии, устает, а затем мышцы расслабляются. Это также помогает стабилизировать умственные процессы, избавляя от хаотичных мыслей.

Следует ли обращаться к психологу при наличии СДВГ?

Я настоятельно советую обратиться к детскому нейропсихологу, так как у него есть специфические знания, позволяющие провести комплексное обследование ребенка. Этот специалист сможет оценить сразу несколько различных психических процессов, в отличие от обычного психолога.

К примеру, детский психолог может сделать диагностику уровня развития мышления, восприятия, внимания, а также памяти в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка. В нейропсихологии акцент делается не только на определение уровня развития психических процессов, но и на выявление предрасположенности к патологическим состояниям или неврологическим отклонениям на поведенческом уровне.

Нейропсихолог может диагностицировать наличие участков в головном мозге, отвечающих за передачу нейронных сигналов, что порождает поведенческие проблемы. В этом случае компетенции обычного психолога будет недостаточно.

Какие мифы существуют о СДВГ?

Первый миф: СДВГ нарушает восприятие. На самом деле восприятие у детей с СДВГ наоборот может быть обостренным. Их проблема заключается в том, что они едва ли способны выделить важную информацию из множества поступающих сигналов. Они воспринимают все: изображения, звуки и окружающие ситуации, и на любое воздействие реагируют быстро и с любопытством.

Складывается ложное мнение о том, что восприятие нарушено, но на самом деле оно просто нестабильно. Например, если ребенок находится на уроке, ему сложно сосредоточиться на одном месте и усидеть, слушая одно и то же. Восприятие у него непостоянное и реактивное: любые отвлекающие моменты сразу отвлекут его внимание. Тем не менее, сам процесс восприятия сохранен – он просто нестабилен.

Второй миф: дети с СДВГ имеют трудности в понимании. В ходе нейропсихологического обследования необходимо проанализировать уровень интеллектуальных способностей и развития мышления ребенка с СДВГ. Мышление может быть разным: от абстрактного и логического до аналитического. IQ говорит лишь о базовом уровне мыслительных процессов, а преобладание того или иного вида мышления является индивидуальной чертой.

Некоторые дети обладают творческим мышлением и хорошо развиты в области воображения. У других может проявляться интерес к техническим дисциплинам. Если мы говорим о понимании как мифе, то следует начинать с анализа уровня интеллекта. Дети с СДВГ все понимают, но им тяжело выполнить задания из-за специфики нейронных связей, характерных именно для них.

Третий миф: дети с СДВГ являются просто избалованными. На самом деле СДВГ — это психическое расстройство, и такие дети находятся под наблюдением психиатра, могут получать медикаментозную терапию. У них часто наблюдается перегруз эмоциональной сферы.

Четвертый миф: физическое насилие поможет успокоить ребенка. Как уже было сказано, применение силы не решит проблему. Дети с СДВГ обладают высокой чувствительностью к любым формам давления, и это может привести к агрессивным реакциям.

Пятый миф: детям с СДВГ не место в обычной школе. Статистические данные показывают, что наличие одного ребенка с СДВГ в классе из 15 вполне выполнимо для педагога. Однако, если количество таких детей превышает треть, учителю будет трудно удержать порядок, так как могут возникнуть драки и конфликтные ситуации. Дети с СДВГ имеют право учиться наравне с остальными, если их количество в классе не превышает пяти.

Шестой миф: телевидение и гаджеты делают детей агрессивными. На самом деле ни телевидение, ни видеоигры не являются причинами СДВГ, однако для детей с диагнозом важно ограничивать время, проведенное за экранами. Яркие и насыщенные событиями картинки могут вызывать бурные реакции, включая агрессию.

Седьмой миф: у детей с СДВГ низкий уровень интеллекта. Многим учителям кажется, что уровень развития интеллекта у таких детей ниже нормы. Это не так. Для точной оценки нужно проводить нейропсихологическое обследование, по результатам которого можно судить о реальном уровне интеллекта ребенка.

Видео:

Синдром дефицита внимания у детей / гиперактивность

Похожие записи