· ·

Вредные привычки детей и подростков

Вредные привычки детей и подростков

Кому из нас в детские годы не приходилось грызть ногти или ковыряться в носу? Эти привычки не только выглядят непривлекательно, но и могут привести к травмам и инфекциям. Почти все вредные привычки формируются в детстве, и лучше избавиться от них до того, как они начнут контролировать нашу жизнь. Как с этим справиться, нам рассказала Екатерина Сигитова, психиатр и психотерапевт, доктор наук, автор книги «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми».

По словам Екатерины Сигитовой, ключевым моментом в борьбе с вредными привычками является понимание их причин. Часто дети начинают проявлять такие привычки из-за стресса, тревоги или скуки. Важно создать комфортную атмосферу, где ребенок сможет выражать свои эмоции и делиться переживаниями. В этом могут помочь игры, занятия спортом или творчество.

Также стоит помнить о том, что постоянный контроль и критика могут только усугубить ситуацию. Вместо этого рекомендуется давать ребенку позитивные альтернативы и поддерживать его в стремлении к изменениям. Например, если ребенок грызет ногти, можно предложить ему использовать специальные накладки на ногти или заняться хобби, которое требует активного участия рук.

Еще одной важной рекомендацией является совместное времяпрепровождение. Проведение времени с ребенком в увлекательных и интересных для него активностях способствует снижению уровня стресса и уменьшению проявлений вредных привычек. Регулярные беседы о чувствах и эмоциях также помогут ребенку понять, как справляться с негативом.

Таким образом, важна не только работа над привычками, но и осознание и поддержка со стороны родителей. Наличие доверительных отношений создает основу для позитивного развития и позволяет избежать формирования вредных привычек в будущем.

Какие бывают вредные привычки

Привычка Рекомендации
Включает телевизор (компьютер, телефон, планшет) сразу, как увидит Запишите ребенка в кружок, наполните его жизнь увлекательными событиями, старайтесь проводить больше времени вместе, занимаясь совместными хобби.
Щелкает суставами пальцев Предложите заменить это занятие на сжатие мячика или эспандера. Объясните ребенку, что щелчки могут вызывать дискомфорт, и это может быть неприемлемо в обществе.
Перебивает Проблема кроется в недостаточном воспитании. Учите ребенка внимательно слушать других, проигрывайте диалоги, где он должен дождаться своей очереди.
Сутулится Отправьте на занятия танцами или спортом, они помогут исправить осанку. Рассмотрите занятия йогой, что улучшает осанку и гибкость.
Сидит или лежит скособочившись Объясните ему, что это может привести к сколиозу и прочим проблемам со здоровьем. Приобретите удобные стулья и столы по росту ребенка.
Разбрасывает вещи Это тоже вопрос воспитания и примера родителей. Поддерживайте порядок в комнате ребенка, помогайте ему организовать пространство.
Ковыряет в носу Обеспечьте дома увлажнитель воздуха, используйте физраствор для промывания носа. Причина может быть в сухости слизистой. Обсуждайте гигиену с ребенком.
Жует жвачку Сводите к стоматологу, пусть он расскажет ребенку о том, как жвачка влияет на зубы и прикус, и о стоимости лечения. Выберите улыбку без жвачки как правило.
Чавкает за столом Не включайте мультики или телевизор во время трапезы, это отвлекает. Учите правилам этикета и важности уважения к еде и окружающим.
Грызет ногти Чтобы снять напряжение, попробуйте пальчиковую гимнастику. Существует специальный лак для ногтей, который помогает избавиться от привычки их грызть. Обучите ребенка методам расслабления.
Кривляется, мотает головой Эта привычка исчезнет сама собой с возрастом, когда ребенок начнет осознавать и контролировать свои чувства и поведение. Поддерживайте общение и наблюдайте за детскими эмоциями.

Профилактика вредных привычек и помощь ребенку

Опасная петля

Каждая привычка — независимо от того, хорошая она или плохая — состоит из трех основных элементов: сигнал, действие и награда. Эти три части образуют так называемую петлю привычки, в которую человек попадает снова и снова. Например, почувствовал неприятный налет на зубах — почистил их — получил удовольствие от свежести. Повторяя это множество раз, вы формируете привычку. В итоге мозг переходит на автопилот. Ранее считалось, что привычка формируется за 21 день непрерывного выполнения. То есть, стоит сорваться — придется начинать заново. Сегодня ученые говорят, что этот срок варьируется от 18 до 254 дней, и пропуски не являются критическими. Кроме того, важно отмечать прогресс — это поможет закрепить новую привычку.

Слабая воля?

Это заблуждение. Исследования показывают, что у людей с высоким уровнем самоконтроля количество плохих привычек такое же, как и у других. Проблема заключается скорее в недостаточной осознанности. Развитие самосознания помогает осознанно подходить к своим действиям и вносить изменения в поведение.

Заменяем плохое на хорошее

Полностью избавиться от плохой привычки невозможно, но можно заменить ее на хорошую. Определите триггер, вызывающий привычку, и найдите радость, которую она вам приносит, а затем вставьте в петлю новую модель поведения. Например, если не можете устоять перед ночной едой, пусть это будет не пицца, а салат. Возможно, в результате вы дойдете до вечерней пробежки и ощутите удовлетворение от потери лишних килограммов. Важно всегда получать какую-либо награду, чтобы мозг начал предвкушать ее на этапе сигнала. Разнообразие в выборе альтернативных действий также помогает укрепить новую привычку.

Не осуждайте, а объясняйте

Крики, упреки и стыд — привычные методы воспитания, использовавшиеся нашими бабушками. Но это неэффективно и может нанести вред детской психике, если постоянно надавить на чувство вины. Вместо этого, спокойно объясните, как работают привычки. Ищите момент, когда ребенок совершает что-то нежелательное, и используйте его как возможность. Примером могут быть ваши собственные привычки или действия персонажей из фильмов или сказок. Важно также обсуждать положительные примеры поведения, чтобы ребенок понимал, что можно сделать иначе.

На заметку

Когда начинать разговор

Лучше всего с 3-4 лет, советует специалист. Для дошкольников объясняйте простыми словами, избегая сложных терминов. Малыши легко воспринимают концепцию вознаграждения, следующим за любой привычкой. Школьникам расскажите, что привычка запускается в нашем мозге, но в этом возрасте им бывает трудно осознать последствия, которые проявляются не сразу. Подростки уже способны выстраивать причинно-следственные связи и понимают, что привычки бывают не только физическими, но и эмоциональными. Создавайте более открытое пространство для обсуждения, чтобы дети могли делиться своими мыслями и переживаниями.

Зависимости

К числу традиционно вредных привычек со времен советской эпохи относили курение, наркотики и алкоголь, а также увлечение азартными играми. Однако это более сложные явления, именуемые зависимостями. Они формируются под влиянием наследственности, стиля воспитания и окружения. В отличие от привычки, здесь появляется момент привыкания — когда старая «доза» уже не приносит удовольствия, и требуется что-то более интенсивное. К зависимостям относятся и современные проблемы, такие как чрезмерное времяпрепровождение в интернете и зависимость от видеоигр. Есть и другие примеры, которые несколько десятилетий назад относили к вредным детским привычкам. Важно быть внимательным к поведению детей и вовремя реагировать на тревожные сигналы, чтобы предотвратить дальнейшее развитие зависимостей.

  • Врет, ворует. В наши дни такая модель поведения рассматривается как признак личностных проблем, свидетельствующий о конфликтной ситуации в семье, или же как нормальное явление в определенных случаях, если ребенок не делает этого постоянно. Важно общаться с ребенком и выяснить коренные причины такого поведения.
  • Дерется. Это может быть результатом неблагоприятной семейной ситуации или повседневного общения в агрессивной среде. Открытая беседа о чувствах поможет ребенку найти другие способы выражения эмоций.
  • Ябедничает. Это особая форма поведения в детской группе и может быть нормой в замкнутом круге, хотя иногда так поступают те, кто стремится занять особое положение. Обсуждение таких ситуаций может помочь ребенку разобраться в своих мотивах.
  • Ругается. Либо это поведение, которое он усвоил от взрослых или друзей, либо он просто проверяет границы. Научите ребенка конструктивно выражать свои эмоции и конфликтовать.
  • Грызет ногти, ручку, карандаш, сосет палец, засовывает в рот посторонние предметы. Это невроз, развивающийся из-за стресса или неблагоприятной обстановки дома, а также может указывать на то, что ребенок «застрял» в оральной стадии развития (например, рано отлучен от груди). Разработайте стратегии снятия стресса вместе с ребенком.
  • Выдергивает волосы, выдавливает прыщи, расцарапывает кожу, причиняет себе прочие увечья. Это признак аутоагрессии, часто возникающий у детей с проблемами в отношениях с семьей, а также у тех, кто пережил травмирующие ситуации. Психологическая поддержка может сыграть ключевую роль в решении подобных проблем.
  • Ерзает на стуле, не может усидеть на месте, отвлекается. Это может быть симптом уникальной особенности мозга, называемой синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Важно обеспечить ребенку подходящее окружение и поддержку для развития концентрации.
  • Раскачивается, дрыгает ногой, вертит в руках предмет. Это стратегия саморегуляции, характерная для детей с СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, а также задержкой психического развития. Четкие рутины и структуры помогут им справляться с подобным поведением.
  • Мастурбирует. Это нормальное явление, если происходит не слишком часто и ребенок осознает социальные нормы поведения. В противном случае это может указывать на тревожные переживания, сильный стресс или преждевременное половое созревание. Обсуждение вопросов сексуальности в подходящем формате может помочь ребенку лучше осознать свои чувства.

Пригодится

Дополнительная литература по теме

  • Чарлз Дахигг. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе».
  • Маршалл Голдсмит и Марк Рейтер. «Триггеры».
  • Ричард О’Коннор. «Психология вредных привычек».
  • Бретт Блюменталь. «Одна привычка в неделю».
  • М. Дж. Райан. «Меняем привычки».
  • Николас Карр. «Поверхностное мышление. Почему интернет делает нас глупее».
  • Дэниел Левитин. «Как принимать решения. Научный подход к выбору».

Видео:

Видеосюжет «О хороших и дурных привычках»

Похожие записи