· ·

Кризис 3 лет у ребенка

Кризис 3 лет у ребенка

Практически каждый родитель сталкивается с поведением своего ребенка в возрасте 2-3 лет, когда внезапно малыш начинает проявлять непослушание: не хочет слушаться, разбросает игрушки, кричит, плюется или даже начинает вести себя агрессивно. Мы объясняем причины такого поведения и важные моменты, которые следует учитывать в период кризиса трех лет.

Кризис трех лет у ребенка. Фото: shutterstock.com

Взаимоотношения между детьми и родителями в определенные моменты испытываются на прочность. Они могут стать крепче или, наоборот, ухудшиться. Как реагировать родителям в конфликтах или во время проявлений непослушания? Как ведут себя дети в период кризиса трех лет? Открываем эту тему вместе с психологами.

Содержание страницы

Полезная информация про кризис 3 лет у ребенка

Негативные аспекты кризиса Непредсказуемость поведения, непослушание, проявление негативизма.
Позитивные результаты кризиса Формируется стремление к достижению целей, появляется чувство самоуважения, гордости за свои успехи и желание быть самостоятельным.
Причины кризиса Потребность в психологическом отделении от родителей, желание быть независимым и максимально автономным. Необходимость в самоутверждении.

Причины существования кризиса 3 лет

Данный этап является одновременно периодом взросления малыша и переходом между ранним детством и дошкольным возрастом. Ребенок выходит на новую ступень своего развития, стремясь отделиться от родителей, делать многие вещи самостоятельно и демонстрируя взрослым, что его мнение ценится. Разберемся, почему в этот период его поведение претерпевает такие значительные изменения.

Увеличение числа ограничений

К трём годам детская активность и любознательность сильно усиливаются. Их постоянное стремление исследовать окружающий мир вынуждает родителей вводить все новые и новые запреты. Однако крошка не принимает это с радостью: он помнит, что прежде все его желания исполнялись, и протестует против нового порядка.

Стремление вести себя как взрослый

Ребенок в возрасте трёх лет копирует родителей во всем: в действиях, поведении и взаимодействии с окружающими. Для него важно продемонстрировать взрослым, что он уже достаточно большой.

Психологи провели интересный эксперимент (1). Дошкольники отвечали на вопрос: «Ты большой или маленький?». Малыши трех лет заверяли: «Я большой!», тогда как пятилетние дети осознанно оценивали себя как «маленьких».

В этом сложном возрасте ребёнок может искренне думать, что печатает что-то важное на компьютере или готовит настоящую кашу. В его восприятии он вполне способен делать все, как родители, но при этом они почему-то считают иначе.

Развитие речи

В словарном запасе ребенка начинают появляться фразы «я», «хочу — не хочу», «нет», «не буду». В возрасте трёх лет он пробует экспериментировать с этими словами, применяя их в различных ситуациях (2).

Внутренний конфликт между «хочу» и «надо»

У ребенка возникает противоречие: с одной стороны, он хочет действовать самостоятельно («хочу»), с другой — он должен подчиняться требованиям взрослых («надо»).

Взрослые могут воспринимать это как упрямство, но малыш просто не знает, как поступить. Он ощущает дискомфорт, пытаясь выбрать между этими противоречивыми желаниями. В результате это может приводить к истерикам «на пустом месте» (3).

Когда начинается кризис 3 лет у ребенка

Фото: pixabay.com

Период с 1 года 1 месяца до 2 лет 9 месяцев считается предкритической фазой.

Кризис, как правило, начинается с 2 лет 10 месяцев. Девочки обычно проявляют признаки раньше, чем мальчики: они первыми начинают произносить выражения «я», «я сама», «хочу — не хочу», «буду — не буду» (4).

Признаки и симптомы кризиса 3 лет у ребенка

Не у всех детей проявляются все указанные аспекты кризиса. Это зависит от темперамента, стиля воспитания в семье и отношений с родителями.

Негативизм

Маленький человек делает все наоборот. Он начинает действовать так только потому, что его об этом попросил взрослый. При этом малыш может отказаться от того, что ему самому приятно. Если раньше он стремился удовлетворить свои желания, то теперь способен поступать вразрез с ними.

Например, трехлетнего ребенка попросили прочитать стихотворение Пушкина, и даже это он захотел сделать «наоборот»: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах» (5).

Упрямство

Кроха упорно отстаивает свое решение лишь потому, что он сообщил о нем родителям. Он хочет, чтобы его мнение было учтено. Например, когда его зовут к обеду, а он решил, что будет играть, то даже если он хочет поесть, он будет настаивать на своем.

Строптивость

Малыш проявляет протест против установленного распорядка дня и норм жизни. Например, он может отказаться идти спать в установленное время или убирать игрушки. Чаще всего ему не нравится то, что ему предлагают, и даже после посещения любимого зоопарка он может заявить, что ему там не понравилось.

Протест и бунт

В семьях, где родители недостаточно гибки по отношению к ребенку, где много строгих правил, конфликты становятся частыми. Ребенок будто находится в состоянии войны с родителями.

Стремление к самостоятельности

Малыш предпочитает принимать решения и действовать самостоятельно, не желая, чтобы взрослые ему помогали. Хотя это положительное качество, в период кризиса трех лет оно может принимать преувеличенные формы. Ребенок стремится делать то, что еще не может сделать.

Обесценивание

То, что раньше было важным для малыша, начиная терять свое значение: привычки, нормы поведения, чувства к родным и сверстникам. Например, он может разломать или выбросить свою любимую игрушку, что свидетельствует о его изменении отношения к себе и окружающим. Он может сказать: «мама плохая» или «я тебя не люблю» — не воспринимайте эти слова всерьез, но запрещайте ругань.

Деспотичность

Ребенок начинает навязывать свою волю взрослым: он решает, что будет на ужин, когда идти гулять, и даже может ограничивать, можно ли уходить взрослым или нет. Если в семье есть братья или сестры, то он проявляет к ним ревность и нетерпимость.

В редких случаях могут возникнуть невротические реакции: трудности в речи, страхи, беспокойный сон, эмоциональная возбудимость, а также соматические и психосоматические проявления (6).

Продолжить далее

Сколько длится и как проявляется кризис 3 лет у ребенка

Кризис может длиться от нескольких месяцев до года. Исследования показали, что симптомы кризиса трех лет наиболее выражены у детей в возрасте от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 6 месяцев (7).

В этот период дети становятся особенно чувствительными, остро реагируя на критику и замечания. Они могут проявлять уязвимость, тревожность, повышенную чувствительность и непредсказуемость своего поведения. Порой даже простая просьба может вызвать сильную реакцию (8), а у ребенка возникает желание поступать в противовес требованиям взрослых.

Чем более эмоционально принят ребенок, тем меньше выражается негативизм и невротические отклонения в его поведении.

Когда закончится кризис 3 лет у ребенка

В основном ситуация налаживается к четырем годам. Характерный признак выхода из трудного периода — это начало полноценной сюжетно-ролевой игры. Малышу хочется подражать родителям, и на помощь ему приходит воображение.

В игре он воспроизводит различные жизненные ситуации, принимая на себя роль взрослого. В этом пространстве он способен разрешать все конфликты: может выполнять все самостоятельно и вести себя как взрослый, избегая противоречий с родителями.

Советы, что делать родителям и как пережить этот период

Взрослым важно помнить, что малыш ведет себя необычным образом не из-за злобы на родителей. Он проходит этап перестройки отношений с окружающими и с самим собой. Поэтому в это сложное время родителям следует поддержать своего ребенка.

Универсальных решений не существует. Как и в любом конфликте, необходимо пробовать разные подходы. Эти навыки ребенок сможет применять в будущем, когда станет сталкиваться с трудными ситуациями. Здесь важна гибкость: в некоторых случаях нужно уступить, в других — настоять на своём или отвлечь малыша игрой. Например, если ребенок выбежал на дорогу, здесь не до объяснений. А если он отказывается есть суп, можно предложить компромисс или альтернативу.

Вот еще несколько рекомендаций.

Запрещайте из заботы

Когда малыш отказывается что-то делать, не стоит угрожать ему: «Оставлю тебя одного, отдам дяде или бабе-яге» и прочее.

Покажите, что понимаете его чувства: «Я вижу, что тебе хочется еще поиграть, но пора идти спать».

Дайте понять ребенку, что вы его любите в любой ситуации

Во время истерики малыш не воспринимает логические доводы. В этот момент важнее всего тон голоса: говорите что-то успокаивающим тоном. Обнимите его, утешьте и дайте понять, что даже в трудной ситуации он остается любимым. Только после этого объясните, что было не так.

Фразы «Успокойся», «не кричи», «не плачь» — не сработают. Они лишь провоцируют еще большее сопротивление, и истерика может затянуться.

Сами успокойтесь

Сохранить спокойствие бывает сложно, когда трёхлетка испытывает ваши нервы. Однако если родитель не в спокойном состоянии, то не сможет успокоить и малыша. Перед тем, как что-либо сказать, возьмите паузу: сделайте несколько глубоких вдохов или выпейте стакан воды. Покажите своим примером, как выходить из трудных ситуаций. Дети копируют наше поведение.

Примените метод «наоборот»

Когда малыш отказывается делать что-либо, можно попробовать использовать его же же стратегию: скажите «Не одевай футболку», если он не хочет надевать одежду. Однако не стоит злоупотреблять этим приемом.

Обеспечьте возможность проявлять свободу под контролем

Важно не подавлять активность ребенка. Она необходима для гармоничного развития. Найдите безопасную обстановку, в которой он сможет реализовывать свои идеи. Например, можно бегать по огороженной площадке, но не вдоль дороги.

Дайте ребенку выбор

Помогите вашему малышу ощутить свою важность. Позвольте ему самостоятельно решить, что он хочет на завтрак: кашу или сырники, и какую футболку надеть — синюю либо красную. Со временем ваш ребенок сможет высказывать свои предложения.

Поддерживайте инициативу

Обязательно похвалите трёхлетнего ребенка за каждую его инициативу. В этот период дети начинают гордиться своими успехами (8).

Используйте творчество для отыгрыша трудных моментов

Творческие занятия без слов помогают ребенку расслабиться и успокоиться. Если прошел тяжелый день, можно взять краски и совместно нарисовать ваше настроение. Пусть это будут абстрактные изображения. Главное — выразить на бумаге свои чувствительные переживания.

Обратите внимание

Дайте ребенку возможность побыть «в роли взрослого»

Позвольте малышу проявить свою независимость. Например, вовлеките его в выполнение домашних заданий. Попросите его о помощи или совета: «Помоги мне открыть дверь», «Где мне повесить твой рисунок?».

Это укрепит его веру в собственные способности. Чем больше ограничений по самостоятельности у ребенка, тем более ярко у него проявляется кризис.

Обеспечьте согласованность в требованиях

В семьях, где родители, бабушки и дедушки придерживаются различных подходов к воспитанию, детям труднее понять, как себя вести, что разрешено, а что нет. К примеру, если мама запрещает ребенку залезать на подоконник, а папа позволяет, а бабушка реагирует по настроению, малыш попадает в сложную ситуацию. В результате ему приходится учитывать множество факторов, что ухудшает его поведение.

Отзывы психологов о поведении детей во время кризиса 3 лет

С мнением согласилась Любовь Григорович, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа:

— Кризис — естественная часть пути жизни, он отражает индивидуальные черты каждого. Поэтому как детские, так и взрослые кризисы могут сильно различаться у разных людей. Их проявления зависят, прежде всего, от таких факторов, как темперамент ребенка, состояние его нервной системы и общее здоровье. Существенную роль играет социальная обстановка — уровень эмоционального комфорта и тип взаимоотношений между детьми и родителями в преддверии кризиса.

Не забывайте, что кризис в три года связан с формированием отдельной личности и самостоятельности. Дети, которые чувствуют заботу со стороны внимательных родителей, переживают этот период легче и быстрее. Если кризис становится особенно тяжелым, стоит обратиться за помощью к семейному психологу.

Основная причина непослушания детей в этот период — это выстраивание новых границ. Ребенок испытывает взрослых на прочность и пытается понять: «Будут ли меня любить мама/папа, если я буду вести себя неправильно?». Он нарушает правила (например, бросает еду на пол или пачкает стены), чтобы выяснить, насколько важно соблюдать предъявляемые к нему требования. Реакция родителей или педагогов на эти нарушения помогает малышу ориентироваться в сложной системе социальных норм и правил. Провокационное поведение ребенка в кризисный момент позволяет ему удостовериться в родительской любви и усвоить нормы социально приемлемого поведения.

Выражает свою точку зрения Юлия Кобазева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского института психоанализа:

— В возрасте трех лет в психике ребенка происходят значительные изменения. Во-первых, формируется «система-Я», включающая знания о себе и свое отношение к себе. Этот факт способствует развитию самосознания. Во-вторых, появляется так называемое «личное действие». Теперь ребенок стремится действовать независимо от взрослых и часто говорит: «Я сам». Ему удается делать много вещей самостоятельно, чем он гордится. Таким образом, мы наблюдаем третью важную характеристику этого кризиса — «гордость за достижения». Эти моменты и составляют глубокий психологический смысл трехлетнего кризиса.

Как проявляется поведение малыша в этот период? Взрослые могут столкнуться с целым «букетом» проявлений: негативизм, упрямство, своеволие, бунт, обесценивание близких, деспотизм. Все это указывает на стремление ребенка действовать самостоятельно, хотя пока не всегда ему это удается из-за объективных обстоятельств. Открытие новой игры становится важной активностью для разрешения этого противоречия — задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку применять свои способности и желания как в реальной жизни (например, привлекая его к посильным домашним заданиям, таким как накрытие на стол или мытье посуды «как взрослый»), так и в игровой деятельности, проигрывая вместе с ним простые сюжеты и придавая смысл его умениям в взаимодействии с предметами и игрушками.

Читайте также

Популярные вопросы и ответы

Во время кризиса у родителей возникает множество вопросов. Давайте ответим на некоторые из них вместе с нашими специалистами.

Можно ли избежать кризиса трех лет?

— Избежать кризиса невозможно, и в этом нет необходимости, — считает Любовь Григорович. — Это период значительного роста, время, когда изменяются отношения с самим собой и окружающим миром. Эти обновления способствуют личностному развитию. Иногда кризис проходит болезненно, и родителям хочется быстрее его завершить или даже избежать. «Мягкое» протекание кризиса, конечно, менее тревожит взрослых. Но важно понимать, что степень остроты экспериментов не определяет качество их результатов и итогов.

Когда следует обратиться к психологу во время кризиса трех лет?

— Основная причина обращения за помощью к специалисту — это переживание психологического дискомфорта или фрустрации родителей по поводу своего и детского поведения, — подчеркивает Любовь Григорович. — Психолог поможет найти пути для наладить эмоциональный контакт с ребенком в этот непростой период. Важно помнить, что кризис представляет собой сложный опыт не только для родителей, но и для самого ребенка, который часто не понимает, что происходит и почему он так реагирует. Явные проявления кризиса: упрямство, негативизм, непослушание и так далее — это поводы обратиться к психологу.

Какие еще кризисы ожидают ребенка на пути взросления?

— Говоря о возрастных кризисах, известный российский психолог Лев Выготский отмечал, что это нормальные этапы развития, которые необходимы для психического роста ребенка. В стабильные возрастные периоды все существенные изменения в психике происходят размеренно, тогда как в критические возрастные моменты они протекают стремительно, «революционным» образом, — объясняет Юлия Кобазева. — На протяжении детства можно наблюдать несколько таких возрастных этапов: кризисы новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и предподростковый кризис. Каждый из них влечет разрушение старой системы отношений ребенка с окружением (социальная ситуация развития, согласно Выготскому) и формирование новой, позволяющей перейти к следующему этапу роста.

Источники

  1. Петрановская Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка // М.: АСТ, 2022.
    URL: https://educ.wikireading.ru/amp9142
  2. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов // М.: Академия, 2000.
    URL: https://www.studmed.ru/view/polivanova-kn-psihologiya-vozrastnyh-krizisov_1bd70161e44.html
  3. Слободчиков В. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.
    URL: https://bookap.info/book/slobodchikov_psihologiya_razvitiya_cheloveka_razvitie_subektivnoy_realnosti_v_ontogeneze/
  4. Уланова Ю. Ю., Василенко В. Е. Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3(27). С. 75–85.
    URL: http://philsoc.psu.ru/vestnik/117-nauka/vypusk-3-27-2016/psikhologiya/474-protekanie-krizisa-trekh-let-v-svyazi-s-faktorami-vozrasta-pola-struktury-semi-i-sotsializatsii-rebenka)
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
    URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
  6. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
  7. Василенко В. Е. Проявления кризиса 3 лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-krizisa-tryoh-let-v-svyazi-s-osobennostyami-roditelskogo-otnosheniya-k-rebyonku-krosskulturnyy-aspekt
  8. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
    URL: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Gpa-001/aGpa-001.htm#$p0

Видео:

Кризис 3 лет у ребенка: что делать родителям?

Похожие записи

  • Что делать, если домашняя змея укусила вас

    Важно, чтобы владельцы домашних животных были осведомлены о возможных опасностях, связанных с содержанием определенных видов питомцев, включая змей. Хотя большинство неядовитых змей, которые обычно становятся домашними любимцами, имеют спокойный темперамент и редко кусаются без причины, существует шанс, что они могут напасть, если почувствуют себя в опасности или голодны. Если вас укусила домашняя змея, следуйте следующим…

  • | |

    Что должен уметь ребенок в 4 года

    Вопрос о том, какими должны быть навыки и знания у ребенка для правильного развития и чтобы не отставать от сверстников, волнует многих родителей. Это особенно актуально, когда они слышат о детях, которые в таком молодом возрасте уже умеют читать или говорить на иностранных языках. В данной статье мы обсудим, какие навыки должен развивать ребенок в…

  • | |

    Вакцинация детей в России в 2025 году

    В 2025 году в России прививки для детей делаются согласно Национальному календарю, который был установлен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 года (1). Этот документ условно делится на две части: календарь профилактических (обязательных) прививок, от которых можно отказаться, и календарь прививок по эпидемическим показаниям, действующий в ситуациях вспышек заболеваний. В последнем также…

  • | |

    Назофарингит у детей

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым. Тем не менее, здоровье детей является деликатной темой, так как его трудно сохранить, особенно в условиях, когда распространены инфекционные болезни, передающиеся воздушно-капельным путем. Назофарингит у детей. Фото: shutterstock.com Назофарингит — одно из наиболее распространенных респираторных заболеваний среди детворы в детских садах и начальных школах. Эта…

  • | |

    Пальчиковая гимнастика для детей

    «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был» и подобные потешки напоминают театрализованные сценки, основанные на стихах и сказках, которые исполняются с помощью пальцев. Эти увлекательные игры также приносят немалую пользу. Упражнения для пальчиков способствуют развитию у детей навыков подражания взрослым, формируют понимание слов и активизируют речевую деятельность. В ходе этих игр малыши учатся запоминать последовательности движений и…

  • | |

    ОРЗ у детей

    Эти болезни возникают из-за проникновения в дыхательные пути инфекций, среди которых могут быть вирусы, бактерии и даже грибки, вызывая типичные симптомы простуды. Особенно легко развиваются острые респираторные заболевания у детей, особенно в первые три года жизни. Сразу после рождения младенец сталкивается с множеством микробов в окружающей среде, однако его иммунная система еще не готова к…